Подшипники качения и ступичные узлы. Неисправности. Причины преждевременного выхода из строя
2 августа 2013, Сергей Петров
Для начала выясним, что же такое подшипник? Это узел, который позволяет снизить трение в сопряженных деталях. Подшипники используются во всех механизмах, где есть вращающиеся детали. Подшипники подразделяются на подшипники качения и скольжения. В данной статье речь будет идти о подшипниках качения и ступичных узлах.
Ступичный узел представляет собой подшипник, интегрированный в корпус (подшипники второго и последующего поколений). Одно из достоинств такого узла – сокращение вероятности ошибок при монтаже. Узел неразборный, не требует закладывания смазки при установке, время работы механика при установке значительно сокращается.
Ступичный узел X-Tracker™ является узлом третьего поколения с интегрированным магнитным кольцом антиблокировочной системы тормозов. Один из подшипников данного ступичного узла расположен на большем посадочном диаметре, поэтому удалось разместить дополнительные тела качения. Это позволило увеличить допустимую нагрузку, жесткость и срок службы детали.
Рассмотрим некоторые факторы, резко сокращающие ресурс подшипника.
Прежде всего, это ненадлежащее смазывание узла. Влияющих на качество смазывания факторов достаточно много. Рассмотрим основные.
Прежде всего, некачественная или неправильно подобранная смазка. При выборе смазки для узла открытого типа, необходимо учитывать множество параметров, среди которых частота вращения подшипника, рабочая температура узла, вязкость и много других. Необходимо использовать смазку, рекомендованную изготовителем ступичного узла.
Также необходимо обратить внимание на качество самой смазки. В ней не должно быть инородных вкраплений и примесей. Особенно опасны абразивные частицы, резко сокращающие ресурс подшипника. Поэтому строго следите за тем, чтобы во время смазывания в узел не попала пыль, грязь, любые жидкости. Смазки некоторых производителей, как показывает сравнительный анализ, имеют слишком крупные частицы в своей основе. Такая смазка не позволит подшипнику отработать полностью заложенный ресурс.
Компания SKF рекомендует универсальную смазку для подшипников открытого типа собственного производства VKG 1.
Причин нехватки смазки в узле тоже достаточно много. Одна из них – автомеханик при сборке узла заложил смазки меньше требуемого количества. В таком случае узел будет недостаточно смазываться, будет иметь место ускоренный износ. Нехватка смазки может привести к перегреву ступичного узла и выходу его из строя, вплоть до заклинивания.
Избыточное количество смазки также оказывает негативное влияние на рабочую температуру ступичного узла. Избыток смазки приводит к увеличению сопротивления качению, к подгоранию смазочного материала и к перегреву подшипника.
Только экспериментальным путем можно определить требуемое количество смазки для данного подшипника. Современные ступичные узлы изготавливают неразборными в том числе для того, чтобы снизить вероятные ошибки при смазывании (избыток/нехватка смазки, неправильный подбор, загрязнение и др.).
Еще одна причина недостаточного смазывания – утечка смазки из узла, например, из-за поврежденного уплотнения. Сальник может быть поврежден в результате использования ненадлежащего инструмента (недопустимо применение острых предметов), в результате перекоса при установке или вследствие отклонения формы сопряженных поверхностей. Монтажная поверхность не должна иметь коррозии, царапин, не должно быть отклонений формы от допустимых значений.
Как долго прослужит подшипник, зависит не только от качества самого изделия, но и от правильной установки детали на автомобиль.
Подшипник – высокотехнологичное и высокоточное изделие, требующее бережного обращения во время транспортировки, хранения и монтажа.
Есть достаточно много нюансов при обращении со ступичными узлами, соблюдение которых свидетельствует о высоком профессиональном уровне автомобильного механика.
Например, подшипник с магнитным кольцом АБС запрещается подвергать электромагнитному воздействию. В противном случае, резко возрастает вероятность некорректной работы АБС.
Для определения целостности кольца АБС используется специальная магнитная карта. Магнитное кольцо чувствительно к царапинам и повреждениям. Запрещено прикасаться к нему любыми металлическими предметами (скрепками, отвертками и др.) и намагниченными изделиями.
Иногда случается, что автомеханик ошибочно устанавливает ступичный подшипник другой стороной. В результате такой установки АБС перестает работать, т.к. блок управления не получает данные по частоте вращения колеса. Во избежание недоразумений всегда используйте магнитную карту!!!
При установке подшипника и ступичного узла обязательно применение антифреттинговой пасты, которая должна быть нанесена на кромку поверхности, которая монтируется по посадке с натягом.
Применение данной пасты позволяет избежать фреттинговой коррозии, резко сокращающей ресурс ступичного узла. Также рекомендуется наносить небольшое количество антифреттинговой пасты на шлицевое соединение приводного вала. Это позволит значительно упростить последующий демонтаж ШРУСа и сократить драгоценное время работы автомеханика.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.