Программы в помощь
11 декабря 2014, Татьяна Акимова
Кадры, как это банально бы не звучало, решают все. Именно люди – основа любого бизнеса, его главный ресурс и опора. Ведь не зря Генри Форд говорил: «Вы можете забрать мои заводы, сжечь мои здания, но оставьте мне моих людей, и они все восстановят».

Проблема с нехваткой подготовленных кадров в сфере авторемонтного бизнеса до сих пор еще не решена. Среди множества СТО найти сервис, где работают настоящие профессионалы, – труднаязачастую задача. Об этой проблеме знают и производители автокомпонентов. А они заинтересованы не только в том, чтобы их продукция активно продавалась в сегменте СТО, но и в том, чтобы механики сервисов в процессе ремонта правильно ее применяли и в полной мере реализовывали потенциал современных автокомпонентов. Именно поэтому компании-производители придают большое значение обучению механиков и предлагают для организации такой деятельности различные форматы – от тренингов и семинаров для вебинаров и онлайн-курсов.
По мнению Ильи Мигушина, технического эксперта компании NGK Spark Plug (Eurasia), если рассматривать европейский сценарий развития автосервисного рынка России, а именно он уже реализуется в нашей стране, то основным каналом сбыта автокомпонентов станут автосервисные станции. Илья отмечает, что такая тенденция определяет развитие программ обучения компании NGK Spark Plug. В будущем они будут ориентированы в основном на сотрудников автосервисных станций.
Российский офис NGK Spark Plug уже несколько лет проводит технические тренинги для сотрудников СТО и магазинов автозапчастей. Обычно они проходят в формате четырехчасовых семинаров. Программа разбита на блоки, посвященные отдельным продуктовым группам. «Мы рассказываем об особенностях продуктов торговых марок NGK/NTK, нюансах применения запчастей на тех или иных моделях автомобилей, правильной установке компонентов и причинах возможных неисправностей, инструктируем по работе с рекламациями, – рассказывает Илья. – Еще даем советы по работе с покупателями: как правильно подобрать деталь, как технические характеристики преобразовать в преимущества для водителей, какие аргументы использовать при работе с возражениями». Особенность семинаров NGK – максимальное использование видеоматериалов и интерактива. По окончании курса проводится тестирование в виде комплекса вопросов.
По словам Ильи, в течение года компания проводит около 50 таких однодневных семинаров в разных городах страны, причем большинство приходится на осень. В среднем в каждом мероприятии принимает участие от 30 до 50 человек. Всего же в течение года обучение проходят более 2000 представителей розницы и СТО.
«Для небольших групп мы часто практикуем вебинары, – уточняет Илья, – такой формат работы экономит время, он удобен для общения с участниками из разных регионов. Мы также разработали инструменты для дистанционного самообразования. На официальном сайте NGK e-learning в онлайн-режиме можно изучить все учебные материалы, пройти тестирование и получить сертификат».
Большинство участников программ – продавцы автомагазинов, автомеханики и закупщики запчастей. Среди слушателей есть как новички, только начинающие разбираться в предмете, так и самые настоящие фанаты своего дела, интересующиеся тонкостями работы с продукцией NGK/NTK. По наблюдениям Ильи, особенно много таких специалистов в Сибири и на Дальнем Востоке. Многие из них регулярно посещают тренинги, чтобы получить ответы на возникающие в течение года вопросы относительно нюансов функционирования и установки автокомпонентов. Уровень подачи информации на семинарах максимально прост и не требует от участников глубокой технической подготовки.
«Для дополнительного удобства наших клиентов и потребителей в прошлом году мы запустили приложение для смартфонов на платформе Android и Apple, – рассказывает Илья. – «Поисковик продукции» от NGK можно загрузить с Google Play Store или Apple App Store. Этот инструмент открывает сотрудникам автомагазина, СТО или автовладельцам доступ к базам подбора продукции NGK и фирменным каталогам. С помощью встроенной камеры смартфона или планшета можно сканировать штрих-код на упаковке и через приложение получить исчерпывающую информацию о товаре».
По мнению Сергея Петрова, технического тренера компании SKF, опасностей при неквалифицированном вмешательстве в устройство автомобиля много: потеря клиентов, снижение прибыльности, необходимость гарантийного ремонта и запрет эксплуатации автомобиля в случае, когда существует реальная угроза жизни и здоровью участников дорожного движения. Сергей считает что, одна из проблем сферы подготовки кадров – нежелание некоторых специалистов повышать свою квалификацию. Обычно они утверждают: «мы и так все знаем», «мы уже много лет работаем с автомобилями, и вы ничего нового нам не расскажете» и т. д. «Эти мнения ошибочны, ведь за последние годы отрасль автомобилестроения шагнула далеко вперед, транспортные средства стали сложнее и требуют иногда совершенно иных методов обслуживания и ремонта, нежели автомобили прошлого века», – убежден Сергей.
Технический курс, который SKF предлагает в России, ориентирован прежде всего на автомехаников, мастеров СТО, специалистов по работе с рекламациями, а также продавцов автомагазинов. По мнению Сергея, продавцам также полезно иметь в своем арсенале техническую информацию, которая поможет им в работе и станет инструментом для повышения лояльности клиентов. Доступен любой формат проведения обучения: занятия в учебном центре SKF в Москве, на базе дистрибьютора, клиента или непосредственно на СТО.

«Продолжительность одной темы в рамках технического курса SKF составляет 2,5-3 часа, – уточняет Сергей. – В день можно успеть рассмотреть 2-3 темы. Отмечу, что на выбор предлагается обширный список тем, в которых уделено особое внимание продукции SKF, ее правильному использованию, а также специальному инструменту для ремонта, кроме того на примерах рассматриваются распространенные ошибки при работе с тем или иным механизмом». По словам Сергея, сейчас идет разработка практического курса. Пока же во время технических презентаций на тренингах используется много фото и видеоматериалов по правильной установке деталей и ремонту автомобиля.

Основными целями, поставленными разработчикам Campus, являлись: простота, доступность и интерактивность. Обучающие модули компактны и насыщены 3D‑анимацией и интерактивными элементами для объяснения принципа действия тех или иных устройств. Также разработаны бесплатные приложения для мобильных устройств. Сейчас FM Campus доступен всем даже тем, кто не имеет особых технических знаний в области автокомплектующих. А интерактивные решения (3D‑анимация, интерактивные игры и короткие тесты проверки усвоенных знаний) делают FM Campus занимательным способом получения знаний.
Каждый курс обучения состоит из трех модулей (вводный, базовый, углубленный). Глава модуля обучения в конце содержит упражнения, закрепляющие знания по пройденному материалу. Используются занимательные игры, чтобы сделать процесс обучения интересным и эффективным. В конце каждого модуля предусмотрен экзамен. К материалу курса можно возвращаться в любой момент, но экзамен пересдать уже не представляется возможным. Пользователь сам определяет комфортный темп прохождения обучения. В среднем требуется от 30 минут до 1 часа на прохождение 1 модуля обучения. На любом этапе можно выйти из системы с сохранением информации по пройденным темам.
При проведении удаленных онлайн-семинаров через FM Campus для клиентов России и стран СНГ в роли инструктора выступает технический менеджер «Федерал-Могул ВиСиЭс». В рамках FM Campus проводятся выездные семинары для клиентов на базе специально оборудованного автомобиля Volkswagen Crafter. За последние два года уже было организовано несколько таких выездных семинаров для клиентов в Южном регионе России и в Белоруссии. При проведении выездного семинара активно задействуются образцы продукции, демонстрирующие особенности конструкции и инновационные технологии продукции Federal-Mogul. При проведении онлайн-семинаров используются закрепляющие знания упражнения.
Обучающие тренинги компании Denso адресованы в первую очередь специалистам по закупкам и менеджерам по продажам компаний-дистрибьюторов, т.е тем, кто напрямую взаимодействует с потребителями продукции марки. Цель тренингов – знакомство с различными линейками автокомпонентов Denso, технологическими инновациями и разработками, лежащими в их основе, а также с философией производства и подходом к качеству, используемыми компанией по всему миру. Знакомство с продуктом – это понимание целей, для которых он разработан, основных принципов его работы, отличий от аналогичных продуктов и ключевых преимуществ. В рамках тренингов рассматриваются также нюансы установки и замены сложных агрегатов, таких как компрессоры кондиционера и элементы дизельных систем Common Rail. Обучение проводится в виде презентации с демонстрацией слайдов, помогающих объяснить принципы действия и характерные черты продуктов.
Тренинги и обучения происходят еженедельно по согласованию и с помощью дистрибьюторов продукции Denso. Количество и места проведения, список участников определяется дистрибьютором. Продолжительность тренинга определяется клиентом: если он хочет получить представление обо всей гамме компонентов Denso, то тренинг может продолжаться 5-6 часов. Но обычно дистрибьютору необходимо сделать акцент на какой-то определенной группе товара: свечи зажигания и накаливания, лямбда-зонды и щетки стеклоочистителя, элементы систем управления двигателем и т.д. Такой тренинг занимает 2-3 часа и не требует длительного отвлечения специалистов от их работы.
Цель обучения – максимально подготовить специалиста к работе и продвижению продуктов Denso. Исходя из этого и сформированы основные темы занятий: системы зажигания и управления двигателем, системы очистки стекла, системы охлаждения и управления климатом, стартеры и генераторы, электрика автомобиля, дизельные системы Common Rail, диагностика неисправностей и методика правильной установки автокомпонентов.
Все тренинг-менеджеры Denso имеют инженерное образование и большой опыт работы в сфере продаж автокомпонентов, а потому общаются с участниками курсов на одном языке. Для проведения важных технических тренингов по системам кондиционирования или дизельным компонентам Common Rail российский офис Denso приглашает инженеров-специалистов из Европы, которые имеют большой опыт как ремонта, так и разработки таких систем.
Все практические занятия, например по системам кондиционирования, проводятся на территории партнеров-специалистов. Там клиенты могут наблюдать, как происходят диагностика и замена агрегатов на конкретном автомобиле. Тренер подробно объясняет порядок и смысл каждых выполняемых операций, а также последствия их невыполнения. В качестве материалов используются компоненты, поставляемые компанией Denso.
Возможности для обучения специалистов СТО предлагает в России и компания MEYLE. По мере получения запросов со стороны партнеров специалисты MEYLE организуют учебные группы. Темы для обучения можно выбирать из множества разных дисциплин. Среди них – изучение рулевого управления и подвески, систем охлаждения и водяных насосов, автоматической коробки передач, процессов замены масляного фильтра, тормозов. В процессе обучения используется различный учебный материал, образцы компонентов в разрезе, презентации и специальные инструменты. В среднем занятие длится от 1,5 до 2 часов. И независимо от темы специалисты СТО могут узнать на обучающих курсах MEYLE много актуальной информации, которую можно применять в своей работе.

Программу обучения Delphi можно пройти в тренинг-центре компании в Москве. Здесь собраны образцы любых продуктов Delphi: наборы инструментов, дизельные стенды, демонстрационные кейсы, а также маркетинговая информация по продукту. Эксперт Delphi отвечает на все вопросы во время тренинга и готов помочь специалистам с возникающими в процессе работы сложностями.
Комментарии
Рекомендованные статьи
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.