пространство
профессионалов
авторемонта

Ремонт АКП: от механики к электронике

31 августа 2011, Роман ИЛЬЯГУЕВ

В предыдущих материалах мы рассматривали способы определения и устранения различных неисправностей автоматической коробки передач, но не касались вопросов диагностики электронных систем управления. А между тем системами такого типа оснащаются все современные «автоматы». Их основой является электронный блок управления, который наряду с основными задачами реализует
функцию самодиагностики, открывая дополнительные пути поиска неполадок различных элементов и узлов АКП. Остается один вопрос: с чего начать?

Границы возможностей
Первые электронные системы управления появились на автоматических коробках переключения передач еще в 80-е годы прошлого века. При возникновении они не слишком заметно повлияли на конструкцию АКП: по сути, функция ее управления все также реализуется блоком управляющих клапанов, но часть гидравлических систем заменила электроника. Со временем она становилась сложнее, и в современных автоматических коробках управление осуществляется на основании сигналов, получаемых от многих датчиков, начиная от датчика скорости и угла открытия дроссельной заслонки, заканчивая датчиками АБС и систем стабилизации.

Сердцем системы является электронный блок управления (ЭБУ), который обрабатывает входящие данные и формирует сигналы, управляющие работой соленоидов и регуляторов давления. Конструктивно ЭБУ может быть совмещен с блоком управления двигателем, располагаться отдельно или в корпусе самой АКП. В основе самодиагностики лежит простой принцип: при отклонении входных сигналов или сопротивления цепей на выходе ЭБУ от допустимых значений в память записывается цифровой код неисправности, проанализировав который, можно судить о ее характере.

Однако не все так просто. Во-первых, возможности для диагностики ограничиваются проверкой самого блока и периферии. Соответственно, чем старше «автомат» и уже функции электронной системы управления, тем меньше информации о его состоянии можно получить с помощью этого метода. Во-вторых, возникновение кодов может быть связано как с разными неполадками механических и гидравлических элементов АКП, так и с неисправностью электрических цепей и самих датчиков. В-третьих, код ошибки может сопровождаться и другими, возникающими, когда одна неисправность вызывает сбои в работе других элементов системы.

Неоднозначные выводы
Все указанные выше причины осложняют интерпретацию кодов ошибок и определение реальных причин их возникновения. Поэтому, чтобы сделать выводы, важно собрать подробную
информацию о состоянии АКП, как минимум провести ее визуальный осмотр, замерить уровень и оценить состояние ATF и выслушать все жалобы владельца автомобиля. Эти сведения помогут определить узлы, которым стоит уделить внимание в первую очередь, и очертить
предполагаемый круг поиска. Распространенная ошибка состоит в том, что отклонение сигналов, поступающих от датчиков, однозначно интерпретируют в пользу неисправности механических элементов коробки переключения передач. При этом забывают, что проблема может крыться и в самой электронной системе управления. Поэтому поиск причин должен носить комплексный характер.

В качестве примера рассмотрим алгоритм проверки датчика частоты вращения ведущего вала АКП. В случае наличия кода, сигнализирующего о неполадках в этом контуре системы управления, первым делом следует проверить сам датчик. Затем проверке подлежат разъемы на нем и на электронном блоке управления, а также участки электропроводки между датчиком и ЭБУ. Если это не даст результатов и все будет исправно, значит, можно подозревать механическую поломку, требующую разбора, дефектовки и капитального ремонта.

С другой стороны, нередко код ошибки связывают именно с неисправностью конкретного датчика, предлагая его замену без дальнейших проверок. Естественно, в этом случае проблема не решится, а владельцу авто придется заплатить за замену исправного оборудования. Описанный выше порядок проверки для датчиков и переключателей может существенно сэкономить время, требующееся мастеру для обнаружения неполадки.



Электронные блоки управления на некоторых моделях АКП могут сравнивать частоту вращения входного и выходного валов на различных передачах. В этом случае коды неисправностей появляются, если передаточное отношение не соответствует расчетным значениям. На практике коды свидетельствуют о проскальзывании фрикционов, задействованных при включении данной передачи. Определить, каких именно, поможет карта включения тормозов и фрикционов для конкретной модели «автомата», а также расшифровка кодов, которая дается в эксплуатационных документах. Однако такая функция реализована далеко не во всех моделях АКП.

Коды неисправностей не всегда бывают постоянными. Отсутствующие на момент проведения проверки, но сохранившиеся в памяти ЭБУ, называются «перемежающимися». Чаще всего они сложно диагностируются: основная трудность состоит в том, что неполадки проявляются спонтанно, через какое-то время пропадают, а затем способны возникнуть вновь.
Причины могут быть разнообразными, например, нередко это ненадежный контакт одного из разъемов, «залипающий» соленоид, избыточное или недостаточное давлением в одном из контуров гидравлической системы.

При обнаружении сразу нескольких кодов важно определить, какая ошибка стала главной, а какие возникли позже. Впрочем, в некоторых ситуациях такие проявления помогают быстрее определить неисправность. Так, если наравне с кодами неисправностей элементов АКП появляются коды, свидетельствующие о неполадках двигателя автомобиля, начинать нужно именно с них. В этом случае на первый взгляд может показаться, что мотор работает вполне нормально, но ненадлежащие сигналы будут вызывать сбои в работе коробки, например, задержку, рывки или слишком раннее переключение на повышенную передачу.

В целом правильная интерпретация кодов неисправностей требует знания не только возможных причин их возникновения, но и устройства автоматической коробки передач. Кроме того, потребуются диагностическая карта и схема электрики для данной модели АКП. Но окончательные выводы о причине неисправности в большинстве случаев можно сделать только на основании комплексной диагностики, другие этапы которой были описаны в прошлых статьях.

К слову об ЭБУ
В процессе диагностики нелишне проверить и контур самого электронного блока управления. В частности, нужно уделить внимание состоянию разъемов, так как именно в этих местах возникает плохой контакт. Если с разъемами все в порядке, нужно осмотреть проводку на входе. Распространенной причиной выхода из строя ЭБУ является короткое замыкание, поэтому при возникновении таких подозрений перед заменой следует проверить проводку омметром.

Необходимо уточнить у владельца, предшествовали ли возникновению неисправностей какие-либо ремонтные работы. В частности, если не отключить блок, то причиной его поломки может быть банальная полуавтоматическая сварка. Также нужно по схеме проверить правильность подключения соленоидов и датчиков давления, чтобы исключить человеческий фактор – перепутанные провода. ЭБУ будет работать некорректно, если напряжение в сети ниже 11,5 В или имеется ненадежный контакт с «массой». И, наконец, недопустимо расположение проводки электронной системы управления АКП параллельно высоковольтным проводам системы зажигания: в этом случае неполадки могут быть обусловлены электромагнитной
индукцией.

При диагностике электронных систем управления нельзя сбрасывать со счетов и «врожденные» дефекты ЭБУ, которые встречаются у многих моделей автоматических КПП. В частности, некоторым электронным блокам присуще появление перемежающихся или постоянных кодов ошибок, связанных с контурами соленоидов, которые не вызваны реальны-
ми неисправностями. Например, этому подвержен блок АКП 722.9, устанавливавшейся на многие модели автомобилей Mercedes, а также ЭБУ «автоматов» R4A51 и V4A51, которыми оснащались Mitsubishi Montero и Pajero. Помимо появления кодов, многие из которых являются нестирающимися, такие дефекты могут вызывать сбои в работе АКП, например, рывки при переключениях.

Инструментарий мастера
Для проверки электронных систем управления АКП автосервису потребуется приобрести один или несколько диагностических сканеров. И здесь у него появляется возможность выбора между оригинальным дилерским
оборудованием и универсальным «мультимарочным» сканером. Первые позволяют работать с автомобилями одной или нескольких марок от одного производителя. Обладая полным набором необходимых функций, они
стоят достаточно дорого. Поэтому для сервисов, планирующих заниматься диагностикой и ремонтом АКП автомобилей нескольких марок, покупка таких сканеров связана с неоправданно высокими затратами.

Альтернативой являются универсальные сканеры, способные работать с различными марками автомобилей, однако полный функционал при этом не гарантируется, так как данная продукция выпускается сторонними разработчиками. Несмотря на это, все универсальные сканеры реализуют базовые функции – прежде всего, это считывание кодов
неисправностей и возможность сброса ошибок. Дополнительно многие устройства способны отображать параметры работы АКП в режиме реального времени в виде цифрового кода на экране или осциллограммы. И, наконец, сканеры позволяют кодировать ЭБУ, что может потребоваться после его ремонта или замены. ■

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить

Рекомендованные статьи