21 декабря 2024,
15:12
Москва

Такая сложная бумага…

25 октября 2010, Александр ФИЛОНОВ

Фильтр масляный
Фильтры – неотъемлемая часть подавляющего большинства машин и агрегатов. На первый взгляд эти приборы, стоящие на страже «здоровья» техники (а зачастую и человека), кажутся довольно простыми и незамысловатыми, но по сути являют собой продукт высоких технологий, и отличия от марки к марке могут быть крайне велики, даже при внешнем сходстве. При этом если речь идет о фильтрах масляных, то следует принимать во внимание и потенциальную их опасность для окружающей среды, различия могут стать еще более сугубыми. Андрей Алексюк
Со спецификой этого класса продуктов нас согласился ознакомить Андрей Алексюк, руководитель отдела маркетинга ООО «МАНН+ХУММЕЛЬ», представляющего в России интересы MANN+HUMMEL ипродукцию MANN-FILTER.

– В чем заключаются отличия модели работы вашей компании на первичном и на вторичном рынках?

– Компания MANN+HUMMEL ведет свою историю уже почти семьдесят лет, и все это время поставляет продукцию как на первичный, то есть на конвейер, так и на вторичный рынок. В настоящее время 60% продукции идет на вторичный рынок (в розничную продажу), а остальные 40% – на первичный (OEM и OES). При этом по своим техническим характеристикам фильтры идентичны, единственное отличие заключается в маркировке – на вторичный рынок продукция поступает только под маркой MANN-FILTER. Исключение составляет лишь продукция для конвейеров некоторых автопроизводителей, предпочитающих проставлять только свою маркировку, умалчивая о производителе фильтров. Еще одним отличием фильтров для вторичного рынка является упаковка, предназначенная именно для розничной продажи. При этом компания MANN+HUMMEL поставляет продукцию только оптовикам и дистрибьюторам, которые и доносят ее до потребителя. Что касается российского рынка, то он несколько отличается от мирового тем, что у нас часть фильтров поступает в розничную продажу, в то время как, например, в Европе практически все они реализуются через автосервисные предприятия. Ни о каких отличиях в продукции для первичного и вторичного рынков не может быть и речи не только по соображениям престижа компании, но и по экономическим. При таких масштабах производства, как у нас, остановка и перенастройка конвейера для производства продукции более низкого качества обойдется гораздо дороже, чем потенциальная выгода от экономии.

– Что не исключает возможности появления контрафактной продукции. Приходится ли вам сталкиваться с этим явлением?

– Разумеется, как ни печально, с подделками приходится сталкиваться каждому бренду, завоевавшему признание на рынке. К счастью для нас, продуктовый ряд для иномарок очень широк, и выпуск контрафакта по большинству позиций попросту экономически нецелесообразен. Фактически проблемы возникают лишь с фильтрами для продукции АвтоВАЗа (подробнее об истории завода автоваз), потому что они применяют лишь две модели фильтров на весь модельный ряд. Сталкиваясь с подобными фактами, мы привлекаем к этому внимание соответствующих органов.

– Есть ли принципиальная разница в фильтрах для различных типов масел?

– Конечно, такая разница существует. Прежде всего, она заключается в различном воздействии натуральных и синтетических масел на фильтрующий материал. Именно поэтому компания применяет около 400 сортов бумаги. По сути, бумага представляет собой смесь волокон разных сортов древесины, твердой и мягкой, для получения различной структуры. Кроме того, что немаловажно, при изготовлении бумаги используются специальные синтетические добавки: волокна, пропитки и т. п., которые влияют на окончательные характеристики бумаги самым радикальным образом. При этом рецептура смол, время выдержки в них, время сушки у каждой компаниипроизводителя фильтров индивидуальны и варьируются в очень широких пределах. Производитель не имеет права раскрывать эту информацию другим компаниям или использовать один и тот же технологический процесс для хотя бы двух компаний. Поэтому и не только несостоятельны, но и неправомочны утверждения некоторых производителей дешевых фильтров о том, что они используют ту же бумагу от того же производителя – их в мире не так уж много, что и премиум-бренды. На самом же деле они используют так называемые базовые, очень простые и дешевые бумаги. И если для потребителя решающим фактором является цена, он берет как раз такие фильтры, а как уже сказано, их характеристики изначально хуже. К сожалению, по внешним признакам отличить качественный фильтр невозможно без тщательного исследования микроструктуры бумаги. По сути, изготовить фильтр очень просто, а вот сделать качественный фильтр в десятки раз сложнее. Раз уж зашла речь об этом, следует упомянуть, что помимо менее качественной бумаги, не обеспечивающей необходимых характеристик, так называемые «бюджетные» фильтры нередко отличаются не слишком тщательной заливкой торцевых поверхностей, при которой по краям фильтра остаются зазоры. Как известно, жидкость течет туда, где ниже давление, и в результате часть масла проходит, вообще минуя фильтр, что, естественно, сказывается на сроке службы агрегатов отнюдь не лучшим образом. Возвращаясь к изначальному вопросу, из прочих факторов, влияющих на работу фильтра и, как следствие, на срок службы масла и агрегатов, надо отметить такое явление, как остекленение или охрупчивание материала. Суть его сводится к тому, что при высоких температурах при отсутствии кислорода волокна целлюлозы постепенно превращаются в уголь, механические характеристики которого гораздо хуже. В случае некачественной бумаги фрагменты фильтра вообще начинают выкрашиваться, попадая в масляный контур, и не только не выполняют своей функции, а еще и дополнительно загрязняют масло механическими примесями, неизбежно приводя к поломке агрегатов. Масляный фильтр автоДля синтетических масел, которые гораздо агрессивнее по отношению к бумаге, эта проблема стоит более остро, и потому фильтры для них должны включать гораздо больше синтетических волокон, устойчивых к воздействию высоких температур и сред, более агрессивных по показателю pH. Фактически сейчас фильтры для синтетических масел рассчитаны на самые жесткие условия эксплуатации, что обеспечивает им дополнительный запас прочности в прямом и переносном смыслах.

– Каким образом при разработке фильтра учитываются пожелания производителя двигателя?

– В данном случае, можно сказать, производитель выступает в роли того, кто «заказывает музыку». Еще за 3–4 года до выпуска машины производитель сообщает, где именно в двигателе предстоит разместить фильтр, какие будут среда, степень фильтрации, рабочий поток, сервисный период и т. д. С учетом этих данных и разрабатывается фильтр – под конкретную машину и под конкретный двигатель. Естественно, срок замены фильтра рассчитывается по усредненным показателям, полученным в результате полевых испытаний, причем с учетом климата. К примеру, на севере уровень запыленности ниже, соответственно, и фильтр будет служить дольше. Причем этот срок устанавливается производителем машины, и если кто-либо из производителей фильтров утверждает, что фильтр может служить дольше, чем рекомендовано автопроизводителем, от такого производителя надо держаться подальше.

MANN FILTER– Как влияют на работу фильтров разного рода присадки? Какие можно дать рекомендации по замене фильтров после использования тех или иных присадок?

Строго говоря, значение термина «присадка» у нас варьируется в довольно широком диапазоне, поэтому дать однозначный ответ на этот вопрос затруднительно. Если говорить вообще, то многое зависит от того, до какой фракции размолота эта присадка. Если размер частиц не превышает 3–5 мкм, то они легко пройдут через фильтр, никоим образом не сказываясь на его работе. Если же говорить о так называемых моющих присадках, то они могут оказывать воздействие на сам фильтр как агрессивная среда, а также на образование шлама, который, естественно, забивает фильтр. В отношении присадок компания MANN+HUMMEL придерживается того же мнения, что и производители двигателей и масел: использование каких бы то ни было присадок не рекомендуется, поскольку при этом двигатель и масло работают в нештатном режиме. В каждом масле уже имеется набор присадок, которые находятся в довольно тонком балансе, и любое вмешательство его может легко нарушить.

– Расскажите о подходе компании к вопросам утилизации отработанных фильтров.

– Начнем с того, что европейское законодательство заставляет всех производителей любой продукции очень дружественно относиться к природе. MANN+HUMMEL здесь не исключение, и даже самое крупное производство компании отличается исключительно высокой чистотой. Проезжая мимо завода, даже невозможно догадаться, что здесь выпускается огромное количество разнообразной продукции: фильтров, модулей и т. п., настолько вокруг мирный, тихий и красивый пейзаж. Что касается экологичности продукции, то здесь вопрос разделяется на две части. Вопервых, насколько экологично использование остатков. Здесь у нас наблюдается практически 100%-ная утилизация всех остатков, например, плохо отлитого пластикового элемента, что обеспечивает как повышение эффективности и безотходности, так и экологическую дружественность производства. А что касается выбросов в атмосферу и воду, то у компании, производящей фильтры, как вы понимаете, их попросту быть не может.Во-вторых, вопрос утилизации отработанных продуктов в Европе давно и однозначно решен. Утилизацией занимаются специализированные организации, поэтому MANN+HUMMEL здесь участвует только тем, что предлагает наиболее экологичные инженерные и конструктивные решения. Тем более что все производители в последнее время стараются перейти на разборные фильтрующие элементы. Как правило, бумага сжигается в специальных печах без ущерба для экологии, при этом количество золы крайне мало. Использование современных материалов и технологий позволило избавиться от металлических оплеток, служивших для обеспечения жесткости. К сожалению, в нашей стране этот процесс еще в зачаточном состоянии, но кое-какие действия уже предпринимаются. С переходом автомобильной техники на более жесткие экологические нормы и производители, и потребители волей-неволей начинают заботиться об экологии. Мы надеемся, что в обозримом будущем эта проблема будет решена на достойном европейском уровне.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи