21 ноября 2024,
15:11
Москва

Вопрос доверия

16 декабря 2014, Александр Шубин

Ремонт авто
О важности правильного выбора моторного масла говорят много. Приводят массу примеров, когда неверный выбор влечет за собой печальные последствия… Но если задуматься, то выходит, что говорят об этом либо продавцы (дилеры), либо кто-то по их поручению, и получается, что каждый кулик начинает хвалить свое болото. Указывают массу технических и технологических причин, предъявляют кучу одобрений от производителей, чтобы доказать превосходство своего бренда. Оно и понятно: продать-то хочется. Тем не менее, если у автовладельца и есть выбор, то лежит он совсем не в технической плоскости.

Никто не будет спорить, что масло определяет здоровье машины. Всем понятно, что моторное масло – часть большой системы: двигатель – масло – фильтр – топливо – катализатор. Чем сложнее автомобиль, тем больше элементов у этой системы.

Важно, что масло делают для двигателя, а не наоборот. Соответственно, параметры двигателя и условия его эксплуатации диктуют свойства масла. А параметры двигателей диктует законодательство, лимитируя вредные выбросы (уже до Евро-6 добрались), выбросы газов, создаю­щих парниковый эффект, и ограничивая уровень шума. И как часть системы масло влияет на все это. В разной мере, не всегда напрямую, но влияет.

Покупая новый автомобиль, масло не выбирают. Этот выбор уже давно сделал официальный автодилер и причем не по своему усмотрению, а из списка, присланного автопроизводителем. В этом списке могут быть только масла, получившие одобрение, у которых не только проверенные свойства полностью соответствуют требованиям производителя, но и прошедшие с хорошим результатом массу тестов и испытаний на таких же двигателях, как стоящий на купленном автомобиле. В техцентре при салоне во время предпродажной подготовки именно такое и зальют. И будут заливать при каждом последующем ТО.

Однако другой официальный дилер той же самой марки автомобилей может использовать совсем иное масло другого бренда. В этом нет ничего странного, потому что и это масло тоже находится в списке одобренных производителем продуктов. И нет ничего страшного, если по каким-то причинам нужно перейти на обслуживание в техцентр другого дилера. Машина, начиная с очередного ТО, прекрасно будет «кушать» другое масло.

Выбор масла определяют условия договора между автодилером и дилером, поставляющим масла. Автодилер вправе выбирать наилучшие для себя условия поставок одобренных масел, масленый дилер вправе эти условия предлагать. Как они договорятся, так и будет. Автовладельцев никто не спросит.

Но гарантия рано или поздно заканчивается.

При этом владелец тоже не испытывает особых мук выбора, «по инерции» еще долго продолжает применять то масло, которое использовал официальный дилер.

Наверное, это правильный подход. Хотя и не единственный.

Для оптимизации процесса нужно заглянуть в инструкцию по эксплуатации автомобиля. Про масло там сказано немного. Обычно не больше одного абзаца. Но все, что там сказано, исключительно важно.

Масла для автомобилей, двигатели которых спроектированы под стандарты Евро-2 или Евро-3, по современным меркам – простые устройства, которые могут успешно эксплуатироваться с так называемой универсальной группой масел. На таких двигателях масла разных производителей, отвечающие определенным параметрам, будут работать хорошо.

Иное дело – двигатели, характеристики которых имеют предельно возможные экологические параметры, высокофорсированные, способные работать в каких-то особых условиях. Такие моторы требуют особых масел. Счастливым обладателям современных автомобилей со сложными двигателями инструкция вряд ли поможет. Там могут быть указаны марки три рекомендованных масел, одно из которых (самое распространенное в нашей стране) дилер и заливал. Не остается ничего другого, как продолжать его заливать.

Если в инструкции находится, например, такое назначение – «уровень качества SF/CC или выше, SAE 5W-30, 10W-40, 15W-40», то считайте, обладателю такого автомобиля повезло. Масел, отвечающих этим требованиям, довольно много. И выбор может быть, действительно, довольно большой. Но чаще всего инструкция дает какой-то промежуточный результат, оставляющий некоторую свободу выбора. Чтобы сделать его осознанно, необходимо ориентироваться в свойствах масел.

Основные свойства масел:

■ Плотность.
■ Вязкость: один из важнейших показателей масел, который характеризует внутреннее трение, определяет текучесть и способность обеспечить гидродинамический (жидкостный) режим смазывания. Вязкость зависит от температуры. В диапазоне рабочих температур (от –30 до +150°С) вязкость минеральных масел изменяется в тысячи раз. Различают кинематическую и динамическую (то есть зависящую от градиента скорости сдвига) вязкость.
■ Индекс вязкости: характеризует зависимость вязкости от температуры.
■ Температура вспышки: показатель, характеризующий наличие легкокипящих фракций.
■ Щелочное или кислотное число: определяет количество кислых или, соответственно, щелочных продуктов, изначально введенных в масло или накапливающихся в нем в процессе эксплуатации.

Базовые масла

Минеральные масла получают из нефти путем достаточно сложной, многостадийной перегонки и очистки. Эти масла обладают стабильными свойствами и высокой приемистостью к присадкам. Они обеспечивают хорошие смазочные характеристики в широком диапазоне температур при условии выбора подходящей вязкости. Однако очень трудно, а иногда и невозможно создать на основе минерального базового масла смазочный материал, обладающий отличными свойствами при низкой температуре и в то же время сохраняющий эти свойства при высокой температуре.

Синтетические масла получают еще более сложной переработкой нефтяных фракций и участием водорода, катализаторов и высокого давления. Это материал с более сбалансированными свойствами, чем минеральное масло. Синтетические масла позволяют достичь отличных свойств при низких температурах (легкий пуск двигателя и надежное смазывание в холодных условиях) и в то же самое время высоких функциональный качеств при высоких температурах (стабильность против окисления, низкая летучесть и расход).

Полусинтетические масла – это минеральные масла с добавлением синтетических компонентов.

Биологически распадающиеся масла изготовляют из биологически разлагаемых эфиров и растительных масел. Обладают хорошей текучестью при низких температурах и имеют высокий индекс вязкости.

(В скобках можно отметить, что базовые масла имеют классификацию по API (см. далее), о которой у нас не очень любят упоминать. О причине этого говорит статистика. Сегодня типы базовых масел выпускаются в нашей стране в следующих соотношениях (по данным ВНИИ НП):

■ 1 группа – 96,93%,
■ 2 группа – 1, 94%,
■ 3 группа – 0,94%,
■ 4 группа – 0,19%.

Значит, практически все масла, сделанные в России, имеют в своем составе базовое масло 1 группы. Автомобиль, соответствующий экологическому классу Евро-5, должен использовать моторное масло, приготовленное на базовых маслах группы «2+» или «3». Производство таких масел требует коренного изменения современной технологии.)

С помощью только высококачественных базовых масел невозможно достичь всех тех свойств, которые современные двигатели и другие агрегаты требуют от смазочных материалов.

Моторное масло – это смесь (блендинг) базового масла и соответствующего пакета присадок. В пакет присадок обычно входят следующие компоненты:

■ Антиокислительные присадки прекращают процесс окисления, блокируют каталитический эффект металлической поверхности. (Процесс окисления базового масла без присадок носит характер цепной реакции: начавшееся окисление и посторонние включения ускоряют процесс дальнейшего окисления.)
■ Моющие и диспергирующие присадки предохраняют поверхность двигателя от отложений.
■ Противоизносные присадки образуют на смазываемых поверхностях пленку, предотвращающую непосредственное соприкосновение металлических поверхностей.
■ Противозадирные присадки образуют вместе с другими компонентами пленку, которая эффективно предотвращает задиры.
■ Противопенные присадки предотвращают образование воздушных пузырьков и пены.
■ Присадки, снижающие температуру застывания, обеспечивают текучесть масла при низкой температуре.
■ Присадки, улучшающие индекс вязкости, замедляют изменение вязкости при изменении температуры обычно за счет изменения объема высокомолекулярных полимеров, из которых они состоят.

Говорят, точная дозировка и выбор на грани искусства, однако это огромный труд производителей масел, сопровождающийся как лабораторными тестами, так и долгосрочными дорогостоящими натурными испытаниями.

Классификация вязкости SAE

Вязкость моторных масел обозначается по классификации SAE (Society of Automotive Engineers – Общество автомобильных инженеров США) и делится на классы: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, 20, 30, 40, 50, 60.

Литера «W» (от слова Winter) означает, что масло приспособлено к работе при низкой температуре. А цифра, стоящая перед ней, определяет минимальную температуру, при которой возможен безопасный пуск двигателя (от –40 до –15°С).

Большинство выпускающихся сегодня масел – это всесезонные продукты, удовлетворяющие требованиям по вязкости как при высоких, так и при низких температурах.

Аббревиатура HTHS (High Temperature High Shear Rate) показывает вязкость в экстремальных условиях при высокой температуре и скорости сдвига.

Классификация API

Классификация моторных масел API разработана American Petroleum Institute совместно с ASTM – American Society for Testing and Materials и SAE. Она устанавливает пределы параметров масел для различных типов двигателей.

Классификация API подразделяет масла на две категории:

■ для бензиновых двигателей: SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM;
■ для дизельных двигателей: CC, CD, CE, CF, CG, CH, CI.

Ряд производителей выпускает масло для двигателей, использующих в качестве топлива газ, или для двухтопливных (бензин – газ или дизель – газ) моторов. Однако в классификации этих масел нет строгой ясности. Да и из-за малых объемов производства, видимо, она пока и не нужна.

Моторные масла SC, SD, SE, CB, CC, CD относятся к устаревшей классификации, которая применяется для спроектированных ранее моделей двигателей. Чем дальше вторая буква в классификации отстоит от начала алфавита, тем выше требования к маслу. Например, класс SL введен в 2001 г. Помимо увеличения срока службы двигателя, он учитывает еще три основных параметра: топливную экономичность, снижение вредных выбросов и увеличение продолжительности работы масла. А введенный в 2005 г. класс SM добавляет к этому перечню требования к снижению шума двигателя, улучшению его работы при низких температурах и успешному противостоянию процессу окисления. Введенный в 2002 г. класс CI для высокооборотных четырехтактных дизелей, удовлетворяющих нормам токсичности 2004 г., предназначен для двигателей, в которых очистка выхлопных газов осуществляется путем рекуперации.

Классификация ACEA

Европейская классификация эксплуатационных свойств ACEA предъявляет к маслам более высокие требования по сравнению с классификацией API и учитывает автомобильный парк и условия эксплуатации, характерные для Европы.

Классификация ACEA разделяет масла на три категории: для бензиновых двигателей (А), для дизельных двигателей малой мощности (В) и для дизельных двигателей большой мощности (Е). В 2004 г. классы А и В были объединены в один класс (А/В) (однако выпуск масел, имеющих старую классификацию и предназначенных только для бензиновых или только для дизельных двигателей, пока повсеместно не прекращен) и создан еще один класс С для двигателей, использующих системы рециркуляции очистки выхлопных газов. В эту категорию относят масла, изготовленные по технологии Low SAPS – содержащие значительно меньше серы, фосфора и сульфатной золы, чем традиционные.

Цифра, стоящая после буквы, указывающей класс, обозначает уровень требований. В общем случае (при одном исключении), чем выше цифра, тем требования к маслу более жесткие. Допустимость применения масла той или иной категории ACEA указывает инструкция по эксплуатации транспортных средств. И пословица «кашу маслом не испортишь» здесь не работает. Масла высоких категорий А5/В5, например, допускается использовать далеко не на всех транспортных средствах, а двигатели устаревших конструкций такие масла способны довольно быстро загубить.

Классификация моторных масел для двухтактных двигателей имеет свои особенности.

Классификатор API делит масла для двухтакт­ных двигателей на четыре категории по типу двигателя.

Классификатор JASO (японских производителей двухтактных двигателей) учитывает еще ряд дополнительных качественных требований, в том числе и требование к снижению дымообразования.

Масло для трансмиссии

По классификации SAE масла для трансмиссии разделяют на классы по пригодности к эксплуатации в различных климатических условиях: 70W, 75W, 80W, 85W, 80, 85, 90, 140, 250. Литера «W» означает, что масла предназначены для эксплуатации при низкой температуре (от –55 до –12°С соответственно).

Классификация API делит масла по условиям эксплуатации:

GL-1: трансмиссионное масло, не содержащее противозадирных присадок. Предназначено для трансмиссий, работающих при невысоких нагрузках и небольших контактных напряжениях.

GL-4: масла с противозадирными присадками. Используются в большинстве переднеприводных автомобилей с механической трансмиссией.

GL-5: масла с большим количеством противозадирных присадок, рассчитанные на использование тяжело нагруженных передач, работающих при высоких скоростях.

Узлы трансмиссии транспортных средств, в которых используются фрикционные элементы, требуют особых масел. В них должны быть добавлены присадки, обеспечивающие плавную и стабильную работу этих агрегатов. В обозначении таких масел есть буквы LS (Limited Slip).

Масло для автоматических трансмиссий в отличие от обычных трансмиссионных должно играть роль рабочей жидкости в гидравлической системе, а также смазывать и отводить тепло от фрикционных элементов. Эти масла имеют обозначение ATF – Automatic Transmission Fluid.

Какой из всего этого следует вывод? Собственно, при выборе масла есть только три критерия. Два первых – чисто технические: температурный диапазон эксплуатации и показатель качества. С ними можно определиться, используя приведенную выше информацию или дополнительно проконсультировавшись со специалистами. И они заверят, что с техническими и качественными показателями масляной продукции у всех ведущих производителей все в порядке. Но есть третий критерий, который чаще всего решает все. Это степень доверия к бренду.

Доверие складывается из множества не всегда технических, и даже совсем нетехнических факторов. На разных уровнях: на уровне автопроизводителя, автодилеров, на пути к сердцу автовладельца – это доверие достигается различными путями.

Собственно о том, как это происходит, на страницах нашего журнала расскажут сами представители производителей или поставщики основных брендов автомобильных масел.

Избранные советы от Mobil

Нефтяной гигант – компания ExxonMobil – известен всем. Компания располагает участками недр, на которых ведет геологоразведку и добычу, в 36 странах, осуществляет разработку меторождений в 24 странах и является совладельцем 38 нефтеперерабатывающих заводов. Топливо и смазочные материалы компании ExxonMobil поставляются в большинство стран мира.
При разработке масел компания использует собственный опыт, огромный научно-технический потенциал и труд целой армии сотрудников. Каждая новая композиция должна пройти тщательные испытания. Прежде всего, современные компьютерные программы имитационного моделирования должны подтвердить, что свойства нового состава соответствуют требованиям двигателей. Затем масло нового состава должно пройти специальные лабораторные испытания. Этот процесс может продолжаться несколько месяцев.

К сожалению, некоторые аспекты использования синтетических моторных масел до сих пор не вполне ясны не только автовладельцам, но и сотрудникам автосервисов. На наиболее часто задаваемые вопросы отвечает Рэй МакДональд, технический советник по моторным маслам научно-исследовательского центра компании ExxonMobil.

Рэй МакДональд– В чем разница между синтетическими и минеральными маслами?

– И те, и другие получаются при переработке нефти. Хотя при производстве минеральных масел переработка нефти осуществляется при помощи передовых технологий, все же загрязняющие примеси, такие как сера, химически активные углеводороды и другие нежелательные вещества, полностью не могут быть удалены. Кроме того, минеральные масла состоят из недостаточно стабильных молекул. Они могут распадаться под воздействием экстремальных тепловых условий, что приводит к появлению шлама и вредных отложений.

Несмотря на то что смазочные материалы на минеральной основе обеспечивают неплохие рабочие свойства при определенных условиях, масла Mobil 1 cоздаются на базе синтетических углеводородных компонентов.

Полностью синтетические моторные масла созданы на основе глубокой переработки нефти. Сначала длинные цепочки углеводородных молекул расщепляют до этилена, а затем заново выстраивают, присоединяя дополнительные молекулы углерода и водорода. Искусственные, или «синтетические», углеводородные молекулы образуют очень чистые масла. Так как молекулы синтетического масла более однородны по своим размерам и форме, они гораздо лучше переносят экстремальные условия.

Использование синтетических масел в автомобилях способствует повышению КПД двигателя, более экономичному расходу топлива и снижению количества вредных выбросов.

– Могут ли синтетические масла вызвать течь в двигателе, сальниках и уплотнениях?

– Нет. Обычно синтетические масла содержат специальную присадку, которая содействует восстановлению уплотнений и предотвращению утечек.

– Может ли использование синтетического моторного масла сделать недействительной гарантию на автомобиль?

– Сегодня большинство ведущих автомобильных производителей признают преимущества синтетических моторных масел и заливают синтетические масла в двигатели машин, сходящих с их конвейеров. Как и с любым другим маслом, при выборе синтетического моторного масла нужно убедиться, что его вязкость и другие параметры соответствуют указанным в руководстве по эксплуатации автомобиля, и тогда условия гарантии нарушены не будут.

– Правда ли, что синтетические моторные масла необходимы только в высококлассных автомобилях или в экстремальных температурных условиях?

– Синтетические моторные масла идеально подходят для любого типа автомобиля, их можно использовать в любом климате и при любой температуре. В экстремальных условиях качест­ва синтетических моторных масел, такие как высокий уровень защиты при низкой температуре и повышенная высокотемпературная стойкость, проявляются наиболее ярко и полно.

– Являются ли синтетические масла менее экономичными, чем минеральные?

– Хотя синтетические масла действительно стоят дороже, чем минеральные, они обеспечивают большую экономию и обладают значительно лучшими характеристиками, включая лучшую защиту двигателя от износа, лучший пуск двигателя в холодную погоду и лучшую стойкость к окислению, чем обычные масла.

Масло Mobil 1
Поскольку синтетические моторные масла лучше защищают двигатель на протяжении более длительного периода времени, по сравнению с минеральными маслами, использование высококачественного синтетического масла, такого как Mobil 1, может помочь водителям реже покупать и менять масло на всем протяжении срока службы автомобиля.

– Образуют ли синтетические масла шлам и низкотемпературные отложения?

– Нет. Высококачественные синтетические моторные масла более стойки к образованию шлама или низкотемпературных отложений, чем обычные минеральные. Синтетические моторные масла также более эффективно противостоят воздействию высокой температуры и окислению, чем обычные минеральные масла.

– Если моторное масло приобретает черный цвет, означает ли это, что его пора заменить?

– Это заблуждение. Цвет масла не имеет никакого отношения к его смазывающей способности. Он также не является сигналом к замене масла.

Многие масла становятся черными в первые часы их использования из-за примесей, образующихся в процессе сгорания, и частичек сажи. Продукты сгорания, смешиваясь с маслом, могут придавать ему темную, почти черную окраску.

Если машина находится в хорошем состоянии, черный цвет масла обычно указывает на то, что масло выполняет свою функцию, очищая двигатель от сажи и других побочных продуктов горения.

Кроме того, некоторые присадки, используемые в современных маслах, могут со временем придать маслу черную окраску, и это совершенно нормально.

При замене масла лучше ориентироваться на пробег в месяцах или километрах. Чтобы узнать оптимальный срок замены масла, обратитесь к руководству по эксплуатации автомобиля.

Модель сервиса

Некоторые вопросы взаимодействия Motul и Bosch Car Service пояснил Андрей Комлев, технический директор представительства компании Motul.

– Андрей, подскажите, на чем обычно основано сотрудничество поставщика масел и предприятия автосервиса?

– На трех китах:

■ ассортимент продукции, который способен закрыть все потребности сервиса по маслам;
■ правильное представление своего бренда для клиентов;
■ использование широкого спектра партнерских программ.

– А если подробнее?

Пожалуйста. Первый пункт особенно важен для универсальных сервисов, обслуживающих различные по маркам, моделям, двигателям, а также по возрасту автомобили. В таких случаях ассортимент должен дать возможность идеально подобрать масло для каждой конкретной машины. (Как, например, это позволяет сделать линейка масел Motul Specific.) Причем критерии выбора той или иной марки масла должны быть понятны как для мастера, так и для клиента.

Пункт второй. Восприятие клиентской зоны сервиса должно отражать профессиональный подход к обслуживанию автомобиля. Мы помогаем наполнить клиентское пространство духом профессионализма и обеспечиваем сервисы информационными материалами, элементами внешнего и внутреннего оформления и наклейками под капот для учета сроков замены масел и многим другим.

И третье, наверное, самое важное: Motul вместе с Bosch Car Service предлагает четыре варианта партнерских программ с разными объемами закупок. Условия этих программ очень демократичны. Например, «Бош Авто сервис» в городе Троицк Московской области получил недавно кредит 10 тысяч евро сроком на пять лет взамен гарантированной закупки 21 тысячи литров масел и смазочных материалов Motul. Эти деньги предприятие может потратить по своему усмотрению, а может на очень выгодных условиях получить сервисное оборудование. Например, современные маслозаменные установки способны помочь моментально повысить культуру обслуживания клиентов и выводят, казалось бы, простой техпроцесс на совершенно иной уровень: делают его наглядным, позволяют клиентам оплачивать только то количество масла, которое было залито, вплоть до сотых долей литра. Все это повышают доверие к бренду и сервису.

Индивидуальный подход

О моторных маслах Mannol, подход к разработке которых несколько отличается от традиционного, рассказывает Евгений Павлов, технический специалист компании «Вествэрд», представляющего этот бренд в России.

– Масла Mannol известны в России уже более 11 лет. Расскажите, пожайлуста, о новых проектах и новостях компании за последнее время.

Действительно, за последние годы мы добились существенного укрепления наших позиций на российском авторынке. Появилось множество новых продуктов и услуг для наших клиентов, всю полноту которых просто невозможно изложить в рамках данной статьи. Сегодня мы делаем ставку на развитие высокотехнологичных современных моторных масел.

– Что нового Mannol предлагает сегодня нашему потребителю?

Новинок действительно много. Здесь мы сможем познакомить только с некоторыми из них.

В первую очередь надо рассказать об узкоспециализированных маслах, «заточенных» под ту или иную марку или тип автомобильных двигателей. Дело в том, что многие современные двигатели, оснащенные всевозможными техническими решениями, требуют для своей эксплуатации масел, отвечающих определенному набору стандартов и нормативов. Так как объективной информацией о работе всех узлов трения ДВС в достаточном объеме владеют только создавшие их автоконструкторы, именно они и выдвигают специфические требования к моторным маслам. Такие масла носят название «специальных», «сервисных» или оригинальных, в том случае если автопроизводитель закупает необходимые смазочные материалы на крупных маслосмесительных заводах и «упаковывает» их в свою тару либо размещает фирменные логотипы на этикетках уже существующих продуктов.

Несколько лет назад компания Mannol разработала оригинальную линейку моторных масел, учитывающих особенности современных двигателей, что подтверждают необходимые одобрения и допуски (VW, MB, Ford, GM, Volvo и т. д.).

– Для автомобилей каких марок предназначены эти узкоспециализированные продукты?

У нас есть специальные масла для автомобилей Ford, европейского подразделения General Motors и Volkswagen-Audi Group.

Начнем с масел для автомобилей Ford. Экономичность ряда современных моторов Ford обеспечена значительным снижением внутреннего трения жидкой фазы масла. Такие условия работы подразумевают наличие особой конструкции двигателя: диаметры масляных каналов и, главное, зазоры между трущимися поверхностями деталей в данном случае уменьшены. Естественно, что и масло должно отвечать указанным требованиям, в данном случае показатель HTHS (High Temperature High Shear Rate) <3,5 мПа•с, благодаря чему значительно понижается сопротивление за счет снижения трения «жидкость – жидкость» внутри масляного клина при рабочих температурах. Под торговой маркой Mannol мы предлагаем нашим покупателям качественную альтернативу оригинальному маслу Ford по конкурентной цене.

Речь идет о сервисном масле Mannol Energy Formula FR SAE 5W-30. Его состав и рецептура строго соответсвуют предписаниям спецификации Ford WSS M2C-913 A/B. Базовые масла и пакет присадок изготавливаются и компаундируются в строгом соответствии с требованиями автогиганта для такого класса масел. Более того, одобрение автопроизводителя уже является своеобразной гарантией качества и залогом долголетия автомобиля.

Следует заметить, что по европейской классификации ACEA Mannol Energy Formula FR имеет категорию A1/B1 с так называемой пониженной вязкостью при высоких, то есть рабочих температурах. Его параметр HTHS (высокая скорость сдвига в условиях рабочих температур) лежит в пределах 2,9–3,5 мПа•с, что обуславливает высокую топливную экономичность, а также стабильные смазывающие и антиокислительные свойства при оптимальной толщине масляной пленки.

Масло Mannol Energy Formula FR SAE 5W–30 имеет одобрение для использования в большинстве современных энергосберегающих двигателях автомобилей Ford. Характеристики этого масла полностью соответствуют свойст­вам оригинального продукта, что подтверждает соответствующая документация.

Для автомобилей General Motors Mannol предлагает моторное масло Mannol Energy Formula OР 5W-30. Главным его отличием от остальных масел класса 5W-30 в наличии оригинальной спецификации GM-Opel-Saab LL A025/B025, которая подразумевает, во-первых, возможность использования Long Life Service (ECO Service/Flex), то есть сохранение стабильных эксплуатационных свойств моторного масла даже при удлиненных интервалах замены. А во-вторых, несколько повышенное щелочное число, обеспечивающее высокую способность к коррозийной стойкости и предупреждение преждевременного старения моторного масла.

Кроме того, Норматив GM-Opel-Saab LL A025/B025, присвоенный Mannol Energy Formula OР 5W-30, учитывает городской вариант эксплуатации автомобиля и обеспечивает превосходную защиту двигателя в режиме работы «старт/стоп», а также при динамичном разгоне на непрогретом двигателе. Mannol Energy Formula OР рекомендовано GM/OPEL/SAAB к применению при гарантийном и послегарантийном сервисе в автомобилях, где требуется использование моторных масел с требованиями GM LL A/B/025.

Есть в нашем ассортименте и масло для современных двигателей автомобилей Volkswagen, Audi, Skoda, Seat, которые оснащены либо насос-форсунками (PD-engines), либо дизельными сажевыми фильтрами (DPF), либо другими устройствами, повышающими экологичность и мощность автомобиля. Как правило, VAG требует применения масел категории «Low SAPS» – то есть масел с пониженным содержанием серы (S), фосфора (P) и золы. Борьба за экологию и введение новых экологических стандартов Евро-4, 5, 6 привели к разработке дополнительных систем: фильтры твердых частиц (DPF), трехкомпонентные каталитические нейтрализаторы (TWC) и системы снижения эмиссии оксидов азота (NO2). Однако такие системы очистки отработавших газов оказались очень восприимчивы к содержащимся в моторном масле сульфатной золе, цинку, кальцию и т. д. Просто исключить эти элементы из формуляции масла недостаточно: именно эти соединения обеспечивают многие важные характеристики смазочного материала. Задача в данном случае состоит в сохранении производительности моторного масла при удалении нежелательных компонентов. Решить проблему удается с помощью разработки принципиально новых беззольных компонентов. Ярким примером масел с низким (Low) содержанием сульфатной золы (SA), фосфора (P) и серы (S) являются Mannol Energy combi ll sae 5w-30 и Mannol Diesel Tdi sae 5w-30, которым присвоена категория ACEA C3. Моторные масла, соответствующие этой классификации, не только способствуют продлению срока службы элементов доочистки отработавших газов, но и отлично справляются с проблемами механической деструкции, окисления, коррозии и т. д.

Масла Mannol Energy combi ll sae 5w-30 и Mannol Diesel Tdi sae 5w-30 разработаны с учетом самых последних требований VAG к используемым смазочным материалам (VW 503.01, VW 505.01, VW 504.00/507.00) и предназначены для большинства современных бензиновых и дизельных двигателей Volkswagen, Audi, Skoda, Seat, соответствующих высоким экологическим стандартам Евро-3, 4, 5.

– Какие еще интересные продукты есть в ассортименте Mannol?

В начале этого года появился в продаже совершенно новый класс полусинтетических моторных масел, которые изготовлены с использованием специальных наномодификаторов – фуллероидных компонентов. Введение данных компонентов в структуру смазывающего материала позволяет существенно улучшать физикомеханические свойства деталей двигателя. В условиях граничного трения уменьшается вероятность «горячего схватывания» трущихся поверхностей. На поверхностях деталей образуется фуллерено-полномерная «протекторная» пленка толщиной 100 нм, благодаря чему компенсируется износ деталей и повышается прецизионность кинематических пар.

Попробуем объяснить более простыми словами. В состав этого масла, кроме таких обычных компонентов, как базовое масло и пакет присадок, входит некоторое количество фулереновых нанотрубок. Фуллерен – это аллотропная модификация углерода. То есть это компонент, состоящий только из атомов углерода, но имеющий строение и свойства, отличающие его от других форм существования углерода – алмаза и графита. Нанотрубки имеют очень необычное строение молекул, которое и объясняет уникальные свойства этих компонентов. Высокая поверхностная энергия обуславливает способность заращивать структурные дефекты поверх­ностного слоя металла в трущейся паре, повышая механическую прочность деталей двигателя. Таким образом, улучшаются смазывающие свойства масел, кроме того, ячеистая структура нанотрубок защищает масло в момент высоких термических нагрузок, при окислении кислородом, а также при абразивном износе. Тем самым значительно замедляется старение масла, а ресурс двигателя увеличивается.

MANNOL NANO Technology 10W-40 – моторное масло на уникальной полусинтетической основе с использованием современных нанотехнологий, предназначенное для большинства типов бензиновых и дизельных двигателей, включая с турбонаддувом и интеркулером. Специальный пакет присадок содержит фуллереновые композиции, обеспечивающие наивысшие противоизносные и антиокислительные свойства базового масла. Обладают отличными смазывающими и энергосберегающими характеристиками на всем сроке эксплуатации. Линейка масел MANNOL NANO Technology проходит дополнительные дорожные испытания в немецкой компании TUV NORD Systems GmbH&Co. KG, и имеет соответствующее документальное подтверждение 5% топливной экономичности и высоким экологическим стандартам.

Текучая деталь

Трансмиссионные масла, как и гидравлические жидкости, стоят в ряду масел несколько особняком – прежде всего благодаря тому, что на первом месте в их функционировании стоит не их способность снижать трение, а вязкость как способность передавать крутящий момент без посредства механических деталей. При этом, как и смазочные масла, они подвергаются экстремальным температурным нагрузкам и трению механических частей трансмиссии – крыльчаток и валов. Это означает, что их стойкость, вязкость и способность противостоять нагрузкам должны быть более чем достаточными. Кроме передачи крутящего момента и смазки внутренних частей, масло должно протекать через внешние контуры к радиатору для охлаждения и возвращаться для охлаждения металлических частей. Именно этим и объясняется чрезвычайно сложный состав этих масел, превосходящий состав прочих технических жидкостей, используемых в АТС. При этом трансмиссионные масла должны быть совместимы со всеми компонентами трансмиссии, эффективно работать при крайне высоких и крайне низких температурах и поддерживать оптимальные характеристики на всем протяжении срока службы.
Как правило, OEM-производители используют проприетарные базовые масла, и состав готовых масел чрезвычайно индивидуален, весьма варьируясь от производителя к производителю, а иногда и от трансмиссии к трансмиссии. Примером таких производителей является компания Triangle Business, расположенная в Великобритании. В настоящее время компания активно продвигает бренд TB – торговую марку смазочных и трансмиссионных масел, а также гидравлических жидкостей премиум-класса для использования в автомобильном транспорте и промышленном оборудовании, действуя под девизом «Мы воспринимаем будущее как отражение нас сегодняшних».

Ситуацию с разработкой новых масел прокомментировал для нас Игорь Пермин – генеральный директор ЗАО «Авто-СПДС Рус», представляющего в России марку TB.

О сложности решаемой задачи говорит уже один лишь список присадок:

■ дисперсанты: для снижения образования шлама и нагара;
■ антиоксиданты: для предотвращения окисления;
■ ингибиторы коррозии: для предотвращения образования оксидов и гидроксидов;
■ противопенная присадка;
■ противоизносная присадка: для защиты планетарной передачи, втулок, упорных подшипников;
■ присадка для предотвращения усадки сальников и утечек через швы;
■ модификатор трения: для изменения трения между диском сцепления и нажимным диском;
■ модификатор вязкости: для уменьшения изменений вязкости за весь срок эксплуатации;
■ модификатор температуры текучести: для улучшения низкотемпературной текучести;
■ красный краситель: для визуального контроля.

Благодаря технической эволюции и ужесточившемуся экологическому законодательству требуется производить трансмиссионные масла с увеличенными интервалами замены при неизменности характеристик на протяжении межсервисных периодов. При этом автоматические коробки усовершенствовались, и сейчас на смену 5–6-скоростым приходят даже 8-скоростные, обеспечивающие более надежную и экономичную работу двигателя. Ради экономии топлива снижен вес компонентов трансмиссии при одновременном росте мощности двигателя. А это значит, что возросли крутящий момент и рабочие температуры. И с удлинением межсервисных интервалов стали более актуальными такие проблемы, как неплавное переключение передач, ухудшенное восприятие переключения и ускоренный износ механизма.

Связано это с тем, что номинальная рабочая температура трансмиссии составляет всего 80°C. При такой температуре автоматическая трансмиссия может служить очень долго, скажем, ее пробег будет превышать 150 тыс. км. Однако с ростом температуры характеристики масла начинают стремительно ухудшаться: идет окисление, образование шлама, ухудшение смазывающих и фрикционных свойств, на внутренних деталях начинает образовываться нагар, препятствующий работе механизма. Если температура превысит 120°C, резиновые уплотнители начнут затвердевать, что приведет к протечкам и падению давления. При еще более высоких температурах трансмиссия начнет проскальзывать, что еще более усугубит нагрев. Сцепление просто сгорит. Если говорить конкретнее, каждые 10° превышения номинальной температуры сокращают срок службы масла вдвое, т. е. при 105°С в нашем примере масло прослужит около 75 тыс. км. А при 150°С – всего 1,5–2 тыс. км, прежде чем трансмиссия сгорит.

Столь жестким требованиям к характеристикам отвечают лишь синтетические масла, формулу которых можно выстраивать под конкретную задачу куда более тонко, чем у традиционных трансмиссионных масел с минеральным базовым маслом. Такие синтетические продукты, как, например, универсальное трансмиссионное масло TB A-TRANS SHV DIII, можно использовать в широком ряде АТС, получая более хорошие результаты по сравнению с традиционными полусинтетическими. Оно обеспечивает более высокие уровни температурной и гидравлической стабильности, уверенно работает при экстремальных значениях температур. Синтетические трансмиссионные масла — практически безальтернативный выбор для современных, более сложных автоматических трансмиссий.

Дополнительным аргументом в пользу TB A-TRANS SHV DIII выступает и его универсальность, позволяющая мультибрендовому сервису обслуживать автомобили целого ряда марок с помощью одного масла. С другой стороны, при необходимости в продуктовой линейке TB можно без труда найти масло, отвечающее жестко определенным требованиям, предъявляемым производителем или владельцем автомобиля.

Еще одним аргументом в пользу синтетических масел служит то, что они более долговечны и противостоят нагрузкам при трении металла о металл лучше традиционных, менее подвержены термическому распаду в межсервисные интервалы, лучше защищены от окисления и разложения в кислой среде. Входящие в их состав модификаторы трения и очищающие агенты снижают износ металла и облегчают прохождение масла через фильтр. А это в свою очередь защищает металлические компоненты от износа, увеличивая срок их службы, что при возросшей сложности и сниженной массе АКП является весьма актуальной задачей. И наконец, увеличенные срок службы двигателя и межсервисный интервал с лихвой окупают более высокую стоимость синтетических масел по сравнению с традиционными.

Широкий диапазон

Весной 2010 года концерн «Шелл» начал поставки в Россию обновленной ассортиментной линейки моторных масел Shell Helix.

Как сообщил директор по маркетингу ООО «Шелл Нефть» Сергей Стародубцев, новый портфель включает в себя шесть групп масел. Каждая группа имеет свои свойства и особенности использования. Диапазон характеристик новых масел очень велик, от группы масел класса премиум (Shell Helix Ultra), которые способны обеспечить максимальную производительность новым современным двигателям, до группы НХ 3, позволяющей продлить жизненный путь «старым» моторам.

Особенности применения того или иного типа масла четко сформулированы таким образом, что выбор марки масла, наиболее подходящей для определенного автомобиля, становится проще и быстрее.

При формировании нового ассортимента масел принимались в расчет требования всех заинтересованных сторон: автопроизводителей, авторизованных и независимых станций технического обслуживания, а также автомобилистов.

Для каждой марки автомобилей из новой линейки масел может быть подобран полный комплект продуктов, который соответствует, а по ряду позиций даже превосходит как требования производителей автомобилей, так и действующие промышленные стандарты.

Чтобы выполнить требования всех нормативов, повысить надежность и увеличить срок эксплуатации автомобиля, моторные масла Shell Helix включают в себя особый пакет активных моющих присадок. С его помощью масло идеально очищает внутренние поверхности двигателя и предотвращает образование нагара. Естественно, для проверки соответствия все масла Shell Helix прошли тестирование эффективности применения технологии активных моющих присадок в реальных условиях различных стран мира и даже на трассах гонок «Формулы-1». Испытания показали, что моторные масла Shell Helix не только эффективно защищают от износа самые высокоскоростные и высоконагруженные моторы, но и отлично охлаждают их и идеально очищают двигатель даже в самых экстремальных условиях.

Новая маркировка с цифровой градацией может наглядно показать потребителям, какое положение занимает то или иное масло в общем порт­феле продуктов, тем самым облегчая подбор оптимального по свойствам масла для каждого вида двигателей.

Новые канистры легче держать в руке, из них проще наливать масло, их удобнее хранить на полках или складировать.

Иными словами, выпуская новую продукцию, специалисты «Шелл» продумали и оптимизировали каждую, казалось бы, мелочь. А большое складывается именно из мелочей.

Уровень качества

Моторные масла «ЛУКОЙЛ» успешно прошли испытания на соответствие требованиям и официально лицензированы Американским институтом нефти (API). Согласно заключению американских экспертов, масла, выпускаемые ООО «ЛЛК-Интернешнл» (100%-ное дочернее предприятие ОАО «ЛУКОЙЛ»), соответствуют требованиям самых востребованных сервисных категорий API, включая новейшие SL, SM, CI-4, CI-4 Plus и CJ-4. Также целый ряд продуктов получил официальное подтверждение соответствию требованиям спецификации ILSAC GF-4 для бензиновых двигателей легковых автомобилей.

Среди лицензированных продуктов хорошо зарекомендовавшие себя масла «ЛУКОЙЛ АВАНГАРД ЭКСТРА», линейки «ЛУКОЙЛ ЛЮКС» и «ЛУКОЙЛ ЛЮКС СИНТЕТИЧЕСКОЕ», а также семь новых перспективных продуктов.

«“ЛУКОЙЛ” находится в режиме постоянного диалога со всеми крупнейшими участниками мирового рынка смазочных материалов, – сказал первый заместитель Генерального директора ООО «ЛЛК-Интернешнл» Александр Терлецкий, представляя новые продукты под брендом «ЛУКОЙЛ» на пресс-конференции в Перми. – Работа с профессиональными ассоциациями и ведущими мировыми производителями оборудования, техники и автомобилей по получению сертификатов-одобрений ведется постоянно с момента создания нашей компании. Процесс лицензирования API требует, в частности, физико-химических исследований готового продукта и его компонентов, а также моторных испытаний на двигателях по специальной программе. Масла под брендом “ЛУКОЙЛ” успешно выдержали все экзамены на соответствие самым современным мировым стандартам качества».

Проведенное лицензирование позволяет ООО «ЛЛК-Интернешнл» наносить фирменный графический круглый знак API Service Symbol «Donut» – на канистры и этикетки масел «ЛУКОЙЛ», а также API Certification Mark «Starburst» для продуктов, выполняющих требования ILSAC GF-4. При этом представители Американского института нефти имеют право взять для повторных проверок любую товарную канистру лицензированных марок масла, приобретенную в любой точке мира, и в случае отклонения от требований стандартов выданная ранее лицензия может быть отозвана. Таким образом, каждый покупатель масла «ЛУКОЙЛ» может быть уверен в гарантированном качестве приобретенного масла.

На сегодняшний день в мире насчитывается огромное количество брендов смазочных материалов, почти все производители указывают на упаковке соответствие своих продуктов требованиям API, но реальные лицензии Американского института нефти имеют лишь часть из них.

А в четвертом квартале 2010 года ассортимент фирменных масел ОАО «ЛУКОЙЛ», насчитывающий в настоящее время свыше 200 современных смазочных материалов, дополняется новыми продуктами.

«Постоянное расширение продуктовой линейки за счет современных смазочных материалов и повышение качества в соответствии с новыми требованиями мировых производителей техники и транспорта позволяют поступательно наращивать применение масел “ЛУКОЙЛ” в автомобилях и оборудовании иностранного производства и обеспечивают лидерство “ЛУКОЙЛ” на всех сегментах рынка смазочных материалов, – подчеркнул Александр Терлецкий. – Повышение рентабельности бизнеса наших партнеров обеспечивается снижением затрат на эксплуатацию и комплексным сервисным обслуживанием».

Универсальные всесезонные синтетические моторные масла «ЛУКОЙЛ ЛЮКС Синтетическое» и серия «ЛУКОЙЛ АВАНГАРД ПРОФЕССИОНАЛ» будут поставлены на производство ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» в ноябре 2010 г.

«ЛУКОЙЛ ЛЮКС Синтетическое SAE 5W-30 (API SL/CF)» предназначено для современных бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков. Имеет одобрения Ford WSS-M2C913-C, а также лицензировано Американским институтом нефти.

«ЛУКОЙЛ АВАНГАРД ПРОФЕССИОНАЛ SAE 10W-40» разработано для тяжело нагруженных дизельных двигателей грузовиков и автобусов без сажевых фильтров, в том числе оборудованных системами рециркуляции отработавших газов и снижения выбросов NOx, отвечающих требованиям до Евро-5 и работающих в тяжелых условиях эксплуатации и с увеличенными интервалами замены масла (полностью отвечает требованиям АСЕА Е4/Е7-08 и одобрены рядом ведущих мировых производителей).

«ЛУКОЙЛ АВАНГАРД ПРОФЕССИОНАЛ LS SAE 10W-40» – масло класса «Low SAPS», с низким содержанием серы, фосфора и сульфатной золы, отвечающее требованиям АСЕА Е6/Е4/Е7-08 и API CI-4. Предназначено для современных двигателей с низкой токсичностью выхлопа, отвечающих экологическим требованиям до Евро-5 и потребляющих малосернистое дизельное топливо. Оно применяется для современных дизельных двигателей, работающих в очень тяжелых условиях, включая двигатели, оборудованные системами, чувствительными к уровню сульфатной зольности масел: сажевыми фильтрами (DPF), системами рециркуляции отработанных газов (EGR) и каталитическими системами доочистки выхлопных газов (SCR) для снижения уровня оксидов азота NOx в выхлопных газах.

С октября 2010 г. филиал ООО «ЛЛК-Интернешнл» в Тюмени начнет производить гидравлическое масло «ЛУКОЙЛ ГЕЙЗЕР ЛТ 15» и редукторные масла «ЛУКОЙЛ СТИЛО ЛТ» 100, 150, 220.

Гидравлическое масло с улучшенными низкотемпературными свойствами «ЛУКОЙЛ ГЕЙЗЕР ЛТ 15» рекомендуется в качестве рабочей жидкости в гидравлических системах, в том числе с ультрафильтрами с тонкостью очистки 1–5 мкм различного оборудования, преимущественно для использования в зимний период в районах Крайнего Севера.

Редукторные масла «ЛУКОЙЛ СТИЛО ЛТ» 100, 150, 220 (классы вязкости ISO 100, 150 и 220) предназначены для промышленного оборудования и обладают улучшенными низкотемпературными свойствами.

Производство новых трансмиссионных масел будет организовано на мощностях ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез».

«ЛУКОЙЛ ТРАНСМИССИОННОЕ ТМ-5 SAE 90» разработано для механических трансмиссий уровня API GL-5 с учетом применения в тяжелых карьерных самосвалах, работающих в напряженных условиях эксплуатации.

Всесезонное трансмиссионное масло «ТСп-15К» по ГОСТ 23652-79 предназначено для коробок передач и главной передачи автомобилей «КАМАЗ» и других грузовых автомобилей уровня ТМ-3 (API GL-3). В целях оптимизации доставки потребителям Сибири и Дальнего Востока «ТСп-15К» будет также производиться филиалом ООО «ЛЛК-Интернешнл» в Тюмени.

«Разработка, опытные испытания и выпуск новых видов смазочных материалов осуществлены в результате совместной работы сотрудников управления научно-технического развития, управления производства ООО “ЛЛК-Интернешнл” и специалистов опытно-исследовательских центров ООО “ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез”, ООО “ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез” и филиала ООО “ЛЛК-Интернешнл” в Тюмени, – подчеркнул заместитель генерального директора по производству, науке и технологиям Алексей Филиппов. – Наши технологии позволяют оперативно обеспечивать потребителей всем спектром высококачественных смазочных материалов и связанных с ними сервисных услуг».  

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи