Вязкость моторных масел и тонкости выбора
28 февраля 2012, Роман ИЛЬЯГУЕВ

Свобода и стабильность
Не секрет, что для эффективной работы двигателя внутреннего сгорания зазор между стенками цилиндра и внешней поверхностью поршневых колец должен быть таким, чтобы обеспечить свободный ход поршня и высокую герметичность в месте их сопряжения. Таким образом, для достижения максимального КПД зазор должен быть равен толщине пленки, которую образует масло на стенках цилиндров. Однако чтобы обеспечить смазку трущихся деталей и герметичность, сама пленка должна оставаться стабильной, а значит, необходимо, чтобы масло сохраняло свою вязкость. В теории все просто, но на практике гораздо сложнее.
Дело в том, что температура внутри ДВС изменяется в широком диапазоне: от отрицательной, пики которой определяются регионом и временем года, до рабочей, превышающей 100 – 150°С. В таких условиях обеспечить высокую стабильность вязкости масла просто невозможно. С ростом температуры кинематическая вязкость стремительно падает: в пределах 50°C она может снизиться в 5–8 раз. Как следствие, усилия производителей направлены на то, чтобы обеспечить максимально стабильную вязкость масла именно в диапазоне рабочих температур. А что происходит при холодном пуске двигателя?
![]() |
Конечно, это достаточно упрощенная схема. Нельзя забывать о работе системы охлаждения, которая отводит тепло, и других факторах, однако вязкость масла играет в этом процессе важнейшую роль. Но отсюда следует и другой вывод: каждый конкретный ДВС имеет свои конструктивные особенности, рабочую температуру и проектируется с учетом применения масла с определенными вязкостно-температурными характеристиками. И именно поэтому предписания производителя по выбору моторного масла для данного двигателя носят не рекомендательный, а обязательный характер.
![]() |
Возникает вопрос: на чем базируются эти предписания? На сегодняшний день единственной общепризнанной мировой классификацией моторных масел по вязкостно-температурным характеристикам является стандарт SAE J300, последняя редакция которого действует с июня 2001 года. Он был разработан членами Сообщества автомобильных инженеров SAE (Society of Automotive Engineers) и разделил масла на 11 классов. В их числе 6 зимних – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W, где литера «W» является сокращением от слова «winter» (зима), а также 5 летних – 20, 30, 40, 50 и 60, которые имеют только числовое обозначение.
При этом масло причисляют к определенному классу на основании вполне конкретных критериев. Очевидно, что для зимних масел определяющее значение имеет низкотемпературная вязкость, которая характеризуется совокупностью физических свойств. Прежде всего, это прокачиваемость и проворачиваемость – минимальная температура, при которой масляный насос способен прокачать масло по системе смазки, не допуская сухого трения деталей, а стартер способен провернуть коленчатый вал и запустить двигатель. Также значение имеет минимальная кинематическая вязкость при 100°C.
К дополнительным характеристикам низкотемпературной вязкости относится склонность к гелеобразованию и фильтруемость. Последний критерий активно используется инженерами General Motors. Он иллюстрирует склонность к образованию при низких температурах парафинов и других твердых осадков, которые приводят к закупорке масляного фильтра. Что касается летних масел, то все решает высокотемпературная вязкость, а главными критериями ее оценки являются минимальные и максимальные значения кинематической вязкости при 100°C, а также динамическая вязкость при температуре 150°C и высокой скорости сдвига.
![]() | ![]() |
Все указанные параметры для конкретного масла можно измерить по методике SAE, используя вискозиметры и другие специальные приборы. Но, говоря о критериях, следует отметить, что моносезоные масла имеют ограниченное применение, а рядовые потребители преимущественно используют всесезонные, для которых важны все перечисленные вязкостнотемпературные характеристики. По классификации SAE их обозначают двойным индексом, например 10W-40, где первая часть указывает на степень низкотемпературной, а вторая – на степень высокотемпературной вязкости.
Может ли принадлежность к определенному классу по SAE J300 служить достаточным основанием, чтобы рекомендовать масло для эксплуатации в климатических условиях конкретного региона? Например, масло с маркировкой 10W-40, достаточно популярное в России, обеспечивает проворачивание коленвала при -25°C и прокачивание по магистрали при -30°C. Однако эти значения актуальны для масел с минеральной основой, а синтетика с аналогичной степенью вязкости по SAE чаще всего обладает более высокими характеристиками, в частности лучшими показателями низкотемпературной вязкости.
С другой стороны, оценка масел по методике SAE предполагает использование эталонной модели, которая может иметь мало общего с конкретной моделью ДВС. На практике многое зависит от таких факторов, как мощность стартера, частота вращения коленчатого вала, необходимая для запуска двигателя, гидравлическое сопротивление маслоприемного тракта, качество горючего и даже заряд аккумулятора. Таким образом, SAE J300 помогает примерно определить диапазон температур, в котором моторное масло обеспечит нормальную работу ДВС, но решающее значение все же имеют предписания производителя.
Учитывая конструктивные особенности мотора и классификацию SAE J300, можно выбрать масло, которое обеспечит уверенный холодный пуск и эффективную смазку деталей ДВС при пиковых нагрузках и высоких температурах в соответствии с климатом конкретного региона. Многие ведущие производители автомобилей устанавливают более жесткие требования к характеристикам масел, включая стабильность вязкости, и проводят собственные заводские испытания.
Продукция, которая прошла испытания по оригинальной методике, получает сертификат и допуск в качестве масел первой заправки для всех или отдельных категорий автомобилей и спецтехники. В качестве примеров допусков, устанавливающих более высокие требования к вязкостно-температурным характеристикам, можно привести стандарт VW 501 01, разработанный для автомобилей концерна VAG с бензиновыми двигателями, и стандарт MB 226.0 для машин марки Mercedes-Benz с турбодизелями. Обычно сведения о допусках указаны на этикетках канистр моторного масла.
Окончание следует. Во второй части статьи рассказывается о влиянии вязкости на качество масла, критериях экспертой оценки и практике правильного выбора моторного масла. ■
Комментарии
Рекомендованные статьи
11 ноября 2016
9 апреля 2015
30 августа 2013
13 августа 2013
23 сентября 2013
27 октября 2025, Богдан Логинов
24 октября 2025
23 октября 2025




Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.