14 октября 2024,
12:10
Москва

Языком цифр

7 декабря 2010, Михаил МАШИН

Языком цифр
На конференциях «Рынок моторных масел и автохимии-2010» и «Автозапчасти-2010», организованных Группой компаний RUSMET, были представлены заслуживающие самого пристального внимания статистические данные, полученные в ходе аналитических исследований соответствующих рынков.

На указанных конференциях профессиональными участниками рынка и независимыми экспертами было сделано много интересных докладов, касающихся как общего состояния отраслевых сегментов, так и конкретных бизнес - направлений. Среди рассматриваемых вопросов были проблемы в обслуживании определенных секторов рынка (СТО, сетевая розница и АЗС); борьба с контрафактом и региональным демпингом; обеспечение максимально качественной дистрибуции в регионе; систематизация поставок продукции (логистическая цепочка); тенденция развития рынка ГСМ и технологических жидкостей и проч. Поэтому каждый участник мероприятий мог почерпнуть для себя полезную информацию, помогающую решать стоящие перед ним задачи.Но заслуживающими наиболее пристального внимания со стороны специалистов отрасли, на наш взгляд, стали доклады, в которых были озвучены результаты исследований состояния рынка автозапчастей и смазочных материалов, сделанные Александром Груздевым, генеральным директором российского представительства компании GiPA. Их мы приведем максимально подробно, поскольку они весьма показательны и позволят бизнесменам точнее сориентироваться в ситуации.

Автозапчасти
Как отмечает Александр Груздев, когда мы говорим о рынке автозапчастей, нас гораздо больше интересует не регистрация новых автомобилей, а автопарк в целом. По этим данным можно оценить потенциал рынка в контексте любого продукта: масел, шин, тормозных колодок, рулевых реек и прочих запчастей. Именно поэтому компанией GiPA более 20 лет назад была разработана специальная методика анализа. Она опробована в разных странах. В рамках этой методики введено такое понятие, как «парк движущихся автомобилей». Это не парк регистрации, это парк именно реально эксплуатируемых автомобилей. На 1 января 2010 г., по данным GiPA, парк таких машин составлял в России 24,1 млн легковых авто (получаются эти данные на основе опросов и исследований, осуществляемых компанией).

Александр Груздев:
– Несмотря на 50%-ное падение регистрации новых автомобилей, российский автопарк в
2009 г. вырос на 2,4%. То есть в любом случае регистрация превышала «смертность» автомобилей. Главный вывод из этого заключается в том, что вместе с ростом автопарка будет расти и рынок автозапчастей. Это положительная и безусловная тенденция, обусловленная тем, что рынок продажи автозапчастей не так сильно связан с рынком продажи новых автомобилей, и, следовательно, он не так сильно подвержен кризисным явлениям. В общем парке присутствуют как новые автомобили, которые заменяют собой выходящие из эксплуатации, так и автомобили, которые обуславливают рост автопарка. В России только 39% новых автомобилей идет на обновление парка, остальные 61% увеличивают парк автомобилей. В Европе это соотношение более чем противоположно и составляет соответственно 8% на 92%. Следовательно, в краткосрочной перспективе в нашей стране неминуемо и значительное увеличение спроса на сервисные услуги. Результаты исследований показывают, что независимо от каких-либо кризисов и ухудшения экономической ситуации последние три года каждый год в среднем 72% водителей приехали в сервис хотя бы один раз – люди как посещали, так и посещают автомастерские. При этом в целом по рынку количество посещений профессиональных СТО в 2009 г. для выполнения одной или более операции превысило 41 миллион. Для сравнения: в 2008 г. это количество составляло 39 млн. То есть уровень посещения сервиса благодаря росту парка вырос. Наиболее востребованными оказались услуги по заправке кондиционера. Прирост в этом направлении составил 42%. В общем, спрос на работы с системой кондиционирования увеличился на 26%, с масляными фильтрами и аккумуляторами – на 11% по каждому из видов работ. Среди каналов обслуживания бесспорную пальму первенства держат легальные независимые автосервисные предприятия. Их посещает 50% автолюбителей против 20%, которые едут в официальные дилерские центры. Показательно то, что доля официальных дилерских центров год от года снижается, а независимых СТО – растет. В 2008 г. это соотношение было 47% к 25%. Если же более детально рассматривать структуру посещения официальных ДЦ, то можно сказать следующее: 53% владельцев гарантийных автомобилей в нашей стране посещают авторизованные станции. Что в целом соответствует общеевропейскому уровню. Но в России это всего лишь 30% автопарка, то есть в финансовом выражении это не очень много. А вот среди хозяев постгарантийных машин услугами «официалов» пользуется только 8% автовладельцев. По этому показателю мы «позади Европы всей».
Александр Груздев:
– В 2009 году момент, когда водители начинают больше посещать независимые автосервисы, чем официального дилера, наступил спустя 2 года и 5 месяцев после регистрации, тогда как в 2007 году – 2 года и 9 месяцев. Это говорит о том, что лояльность к официальным дилерам стремительно падает: люди переходят в независимый сегмент, уже не дожидаясь окончания срока гарантии. Официальные дилеры получают очень небольшую долю по сравнению с независимыми компаниями, на которые приходится львиная доля рынка посещений. В динамике – официалы продолжают терять, а независимые соответственно приобретать клиентов. Для рынка автозапчастей также важна информация и о том, каким образом была выполнена операция по замене детали. Как известно, возможны три варианта: человек купил и самостоятельно поставил, купил и делегировал установку в СТО или полностью делегировал сервису все заботы. Особых изменений в делегировании год от года не происходит: всего 26–27% автолюбителей делегируют операции. Во всех остальных случаях продукт выбирается самостоятельно.
Александр Груздев:
– Для рынка автозапчастей это неимоверно важный момент, потому что надо понимать: люди преимущественно самостоятельно выбирают товар. То есть они проводят мониторинг цен, сами ходят в магазин автозапчастей, при этом стараются опять же сами разбираться в марках и качественных характеристиках предлагаемых автозапчастей. Этот момент всегда нужно помнить. Он очень сильно влияет на наш рынок послепродажного обслуживания. Люди хотят сами выбирать свои продукты. Если сравнить с международной ситуацией, то можно сразу увидеть, что в этом наши автомобилисты «самые-самые» – они самые самостоятельные.

Еще интересный аспект: такой канал, как «купил в одном месте, а делегировал установку в другое», существует только в России. Нигде в Европе вам не разрешат принести свои запчасти для их замены. Людей не пугает опасность контрафакта и приобретения некачественных изделий. Желание сэкономить, а у нас считается, что в сервисе детали априори продаются дороже, чем в специализированных магазинах и на рынках, берет верх над здравым смыслом. Интересен и такой параметр, как количество посещений, приходящихся на один автомобиль в год. В среднем в Европе это около двух посещений. У нас – всего-навсего 1,3. А в таких странах, как Китай, Аргентина, Бразилия, Мексика, он равен 4 и более раза на 1 автомобиль. Почему?
Александр Груздев:
– Я общался с аналитиками из этих стран. Они связывают высокий уровень посещений с плохими дорогами. У нас также дороги, я думаю, ненамного лучше, чем в Центральной или Южной Америке. А, может быть, даже и хуже. Но из-за того, что в нашей стране очень высоко развита «культура» самостоятельного обслуживания, профессиональный сервис теряет значительную долю прибыли. В этой связи определенный оптимизм внушает лишь то, что вопреки кризису и рецессии расходы на автомобиль среднестатистического автовладельца выросли на 27%. Из всего вышеизложенного Александр Груздев делает следующие выводы:
– Спрос на послепродажное обслуживание не снижается, а растет, несмотря на кризис. При этом надо учитывать, что самостоятельное выполнение работ имеет огромное влияние на рынок, однако снижает только количество посещений профессионалов, но не продажи запчастей, потому что детали все равно нужны. То есть в целом потенциал роста в сфере послепродажного обслуживания огромен. Именно послепродажное обслуживание имеет все шансы на рост в будущем во много-много раз, поскольку есть куда расти. Хотя для официального дилерского сервиса картина складывается не самая благоприятная. Пока шансов на то, что авторизованные ДЦ смогут резко увеличить свою долю в продаже автозапчастей, крайне мало. Потому что ценовая политика автопроизводителя заставляет их концентрироваться только на гарантийных автомобилях. А гарантийный автомобиль – это замена масла, фильтров, колодок, свечей и иногда ремней. Машины требуют большего количества – и дорогих – запчастей через 4–5 лет, срок, на который гарантия распространяется лишь у крайне ограниченного количества марок. При этом могу отметить, что гарантийных случаев за последние три года, что мы работаем в России, в относительных величинах больше не стало.

Смазочные материалы
По данным GiPA, в 2009 г. объем рынка моторных масел для легковых авто составил 188 млн л, включая смены и доливки масел. Что больше на 17 млн, чем в 2008 г., и на 8 млн, чем в 2007 г. Удивительно, но не все автовладельцы меняют масло раз в год. Только 89% автолюбителей выполнили эту операцию в прошлом году и 91% – в позапрошлом. При этом в 2009 г. на долю магазинов автозапчастей приходилось 44% продаж (в 2008 г. – 55%; здесь и далее в скобках – данные за 2008 г.), на независимые СТО – 24% (15%), официальные дилерские центры – 13% (17%), рынки – 9% (10%), другие каналы – 10% (4%). Из этих цифр видно, что и в сегменте смазочных материалов продажи авторизованных станций неукоснительно снижаются, а независимого сектора растут как за счет дилеров, так и за счет отказа автовладельцев от самостоятельной замены масла. Кстати, последнее – весьма явная и примечательная тенденция. С 2007 г. доля сегмента самостоятельной покупки и замены масла неуклонно снижается с 63% до 53%. Более востребованными становятся услуги из разряда «купил на стороне и делегировал» и «делегировал полностью».
Александр Груздев:
– Реальная тенденция рынка – через такой канал сбыта, как автосервис, автозапчастей и смазочных материалов реализуется все больше и больше. Если раньше независимые СТО в основном специализировались на установках/заменах запчастей и ремонте, то за последние два года доля независимого (хочу подчеркнуть – именно независимого) сервиса по продаже запчастей, технических жидкостей и смазочных материалов неуклонно увеличивается. При этом делегирование смены масла становится все более популярно. То есть независимые сервисы активно входят в рынок продаж, а официальные дилеры сдают свои позиции. В среднем водители проезжают 10 440 км между сменами масла. Из них 33% всегда следует рекомендациям производителя автомобиля в отношении частоты смены моторного масла, 55% – обычно и, что отрадно, лишь 12% – никогда. Среди основных критериев выбора смазочных материалов цена занимает только четвертое место. На нее, называя три самых основных для себя причины выбора определенной марки масла, ориентируется 34% автолюбителей. Для  людей гораздо важнее качество смазочных материалов и их соответствие необходимым параметрам – 57%, долговечность (километраж между сменами) – 43% и защита двигателя – 41%. Рекомендации производителя по поводу бренда смазочных материалов – это лишь пятый по значимости критерий: 33%. ■


Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи