ОСАГО под осадой
8 ноября 2013, Виктория Смирнова
Постепенный уход с рынка автострахования ряда крупных игроков, а также банкротство страховой компании «Россия» стали поводом для проведения 7 ноября в пресс-центре РИА Новости круглого стола под названием «Экономика ОСАГО: коллапс неизбежен?».
По словам председателя Экспертного совета при Комитете Госдумы по финансовому рынку Александра Коваля, панические настроения относительно кризиса ОСАГО начались еще в конце прошлого года. Тогда страховщики коллективно заговорили о повышении тарифов ОСАГО, ставили ультиматумы, писали письма правительству с просьбой принять экстренные меры. Но за год ситуация абсолютно не изменилась.
Если говорить о самом тарифе как о базовой составляющей, на которой зиждется экономика ОСАГО, то ставка базового тарифа не менялась с момента вступления в силу закона об ОСАГО в 2003 году, дважды корректировались лишь коэффициенты к базовому тарифу. Средняя страховая премия по ОСАГО за эти же 10 лет выросла с 1954 руб. до 3092 руб., что составляет 58%. Инфляция в России за этот же период времени превысила 130%, в разы выросла стоимость автомобилей, их ремонта, цена нормочаса. Увеличились, соответственно, и страховые выплаты по ОСАГО, которые растут опережающими темпами по сравнению с темпами сбора премий.
Согласно статистическим данным Российского союза Автостраховщиков (РСА), за 9 месяцев текущего года количество собранных премий возросло на 10%, в то время как выплаты по ОСАГО – почти на 29%. «Такого не было за всю историю ОСАГО!», - возмутился Александр Коваль. По его мнению, кризис ОСАГО уже начался и в дальнейшем отрасль обязательного автострахования ждет неминуемый коллапс с серьезными социально-экономическими последствиями.
Руководитель отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин также отметил резкое увеличение средней выплаты по ОСАГО. По данным, которые привел эксперт, в предыдущем квартале 2013 года она составляла 25 700 рублей, в последнем же квартале ее размер увеличился до 34 700 рублей. Что касается убыточности ОСАГО, то по итогам 1-го полугодия 2013 года она достигла 72%, при этом в 8 регионах страны она перевалила за критичный уровень, равный 77%. Именно поэтому, лидеры рынка ОСАГО – «Росгосстрах», «РЕСО» и «Ингосстрах», по итогам 1-го полугодия 2013 года, снизили свою рыночную долю в среднем на 5%. «Это дальновидный и осмотрительный шаг. На мой взгляд, все остальные страховщики запаздывают с принятием решения», - прокомментировал Александр Коваль.
А вот президент Российского союза Автостраховщиков Павел Бунин выразил опасение в связи сокращением присутствия на рынке крупнейших страховщиков, поскольку, в первую очередь, это затронет регионы, где ситуация и без того становится критичной. «Боюсь, что при сохранении этой тенденции в будущем мы столкнемся с ситуацией, когда в ряде регионов могут остаться компании, ориентированные сугубо на сбор премий, а не на обеспечение надежности выплат. В этом случае невозможно будет избежать социальной напряженности», - отметил президент РСА.
В свою очередь директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отметил, что для социальной напряженности в субъектах страны уже имеются предпосылки. В России сформировался рынок юридических посреднических услуг, направленный на организацию исков к страховщикам. Право требования потерпевшего к страховщику выкупается по цене, которая ниже подлежащего выплате страхового возмещения. В этой ситуации, заверил Журавлев, выигрывает не автовладелец и уж точно не автостраховщик, а только посредник.
22 октября в Госдуме прошли парламентские слушания по закону об ОСАГО. Сейчас ко второму чтению подготовлены поправки, согласно которым лимит выплат по материальному ущербу вырастет до 400 тысяч рублей, а по ущербу жизни и здоровью - до 500 тысяч рублей. Однако последние будут выплачиваться пострадавшим не по затратам на лечение, как сейчас, выплаты эти станут фиксированными в зависимости от полученных травм. Повлияют ли такие изменения положительно на соотношение числа пострадавших и полученных выплат по здоровью, неизвестно. А пока, по данным Алексея Янина, сегодня количество выплат по здоровью в 32 раза ниже, чем число пострадавших в ДТП.
Эксперты круглого стола в своих оценках относительно положения страховой отрасли сошлись в том, что текущее соотношение объема выплат по ОСАГО и сбора страховых премий грозит неминуемым кризисом в этом сегменте рынка, если базовые тарифы ОСАГО не будут срочно повышены. Дальнейшее ухудшение положения этой отрасли на страховом рынке непременно скажется на рядовых автовладельцах. Если же не будет изменен тариф, то в качестве экстраординарной меры Александр Коваль предложил на законодательном уровне отказаться страховщикам от наполнения фондов РСА 3% от взносов по ОСАГО. Это позволит сэкономить страховым компаниям до 4 млрд рублей в год, которые можно будет направить на страховые выплаты.
Еще в начале года ведущие федеральные издания задались вопросом, куда деваются деньги, полученные страховщиками от автовладельцев. По результатам 2012 года сбор страховых премий по ОСАГО составил 120,9 млрд рублей – на 13% больше, чем годом ранее, в то время как выплаты выросли лишь на 8,6% и достигли 61,9 млрд рублей.
Страховщики постоянно повторяют, обосновывая свою позицию сложными схемами и графиками, что их бизнес не похож на рыночную торговлю бананами. Однако это не дает конечному клиенту ответа на вопрос: почему ОСАГО с каждым годом дорожает, а качество работы, ответственность и добросовестность страховых компаний остается на прежнем уровне.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.