Регулировка фар у авто
29 июля 2022
Идёте на ближнем свете, а вам «моргают» встречные автомобили? Свет фар сбивается в невнятный пучок где-то перед капотом, оставляя слепые зоны по бокам? А когда проверяли корректность настройки света и регулировали фары? Последний вопрос может поставить в тупик многих автовладельцев, хотя эта процедура не слишком сложна и доступна практически каждому водителю.
Почему сбиваются настройки фар
Даже при отсутствии механических повреждений и посторонних вмешательств, система освещения постоянно подвергается вибрациям и температурным перепадам, что естественным образом изменяет настройки фар. Также на этот параметр влияют:
- Замена лампочек, или фар целиком.
- Аварии, сопровождающиеся даже незначительным ударом.
- Замена шин и дисков, перегруз и другие факторы, влияющие на центровку и дорожный просвет автомобиля.
В обязательном порядке рекомендуется производить проверку и настройку света фар перед дальними поездками.
Самостоятельная проверка корректности света фар
После замены лампы в одной из фар, можно легко и быстро проверить оптику машины. Надо, в тёмное время суток, подъехать к стене строения и оценить симметричность световых пучков. Если их уровни не совпадают достаточно, проверить – встала ли лампа полностью на штатное место, и выровнять уровень света по «эталонной» фаре, подкручивая винт регулировки положения дефлектора. Ещё один способ «черновой» оценки – попросить человека среднего роста встать в 5 метрах от автомобиля. При правильно отрегулированных фарах, уровень светового пучка будет примерно на уровне колен «подопытного». Понятно, что эти методики для достаточно грубой оценки, более тонкая настройка требует и несколько больших усилий.
Для тонкой настройки ближнего и дальнего света фар понадобится опять же стена, но уже позволяющая нанести на неё определённую разметку. Также, для чистоты эксперимента, желательно соблюсти ещё некоторые условия.
- Бак автомобиля должен быть полностью заправлен.
- Во всех шинах установлено одинаковое давление.
- В багажнике не должно быть лишней массы.
- Ручной корректор фар на приборной панели выставлен в положение «0».
- В салоне должна быть нагрузка, соответствующая весу водителя. Лучшим балластом будет напарник сходной комплекции, который пригодится и для других манипуляций по настройке фар.
- Пригодится и инструкция к автомобилю с настроечной таблицей.
Как отрегулировать фары самостоятельно
Итак, стена, ровная площадка и напарник найдены, а автомобиль подготовлен практически идеально.
- Подъезжаем к стене вплотную (под контролем напарника).
- Наносим на стену метку, соответствующую условной оси симметрии автомобиля, а также – две метки, соответствующие центрам каждой фары.
- Через каждую точку проводим вертикальную линию, а между двумя крайними - горизонтальную.
- Далее, смотрим цифры настроечных параметров оптики в инструкции. Основное значение - отклонение светового луча относительно дорожного полотна в процентах. Для многих автомобилей это значение составляет 1%, что соответствует 5 см на расстоянии 5 м от стены. Мы будем отталкиваться от этих цифр, но для конкретной машины, этот параметр нужно уточнять.
- Мы проводим ещё одну, параллельную горизонтальной, линию, отступая те самые 5 см вниз.
- Отъезжаем от стены на 5 метров. По нижней линии должна проходить светотеневая граница пучка. Если есть отклонения, то нужно самостоятельно воспользоваться настроечным винтом и правильно выставить положение ламп.
- Последовательно закрываем обе фары по очереди. После этого необходимо отрегулировать пучок таким образом, чтобы его центр проходил по соответствующей вертикальной линии. При этом нижняя горизонтальная линия будет верхней световой границей. Наклонные отрезки должны начинаться в точках пересечения этой линии и боковых вертикальных.
Помимо инструкции, подчерпнуть информацию по цифровым значениям для корректной настройки фар можно в пункте 4.3 ГОСТ Р 51709-2001.
Что ещё нужно знать
Для более точной разметки линий можно использовать лазерный строительный уровень.
Для фар с совмещённым ближним и дальним светом, достаточно одной регулировки.
Для фар с отдельным дальним светом используется тот же кустарный стенд. Сначала нужно отметить центры каждого светового прибора и провести вертикально две прямые. Затем следует проверить настройку. Пучок света должен идти практически параллельно дорожному полотну. Центр каждого луча при этом приходится на пересечение соответствующих вертикальных линий с верхней горизонтальной.
Все измерения и регулировки мы проводим при занятом водительском месте. Для чего ещё нужны друзья?
Особое внимание надо уделять светодиодным и ксеноновым лампам, так как «ослепительный» потенциал у них гораздо выше, а значит и опасность стать виновником ДТП возрастает. Принципиально процесс регулировки фар с LED- лампами не отличается, а об их, влияющих на настройки, конструктивных особенностях (поворотный цоколь и т.п.) можно узнать из инструкции к автомобилю.
В дальней дороге может случиться всякое, в том числе и возникнуть необходимость подкорректировать оптику автомобиля. Теперь вы знаете, что это не так уж и сложно.
Здоровья вам и вашему автомобилю, и удачи на дорогах.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.