Сколько автомобилей продадут в России в 2024 году
8 ноября 2023

Согласно базовому прогнозу НАПИ , продажи легковых автомобилей в России в 2024 году превысят 1,12 млн ед. Оптимистичный прогноз гласит, что продажи достигнут 1,24 млн авто, а пессимистичный сценарий предполагает результат на уровне 1,027 млн машин.
Как пишут эксперты НАПИ, базовый, а также оптимистичный сценарии развития авторынка России исходят из того, что в 2024 году будут продаваться в основном машины российских и китайских марок. Также в структуре продаж будут представлены автомобили, ввозимые по параллельному импорту и машины иностранных брендов, произведенные на территории КНР и «дружественных» по отношению к РФ стран.
Базовый сценарий на 2024 году предусматривает такие исходные:
- Санкции в отношении России сохранятся до конца 2024 года.
- «АвтоВАЗ» на 86% выполнит свой производственный план, по которому предусмотрен выпуск 500 тыс. машин.
- Доля китайских марок незначительно сократится относительно 2023 года. Возможно, начнется выпуск китайских авто на других площадках в стране. При этом объем импорта китайских легковушек уменьшится относительно 2023 года, что станет следствием роста утильсбора и внедрения других мер, призванных стимулировать развитие внутреннего производства автомобилей.
- Российские электромобили («Москвич 3е», а также модели марки Evolute) будет расти в продажах, но их доля в структуре рынка по-прежнему будет небольшой. Впрочем, и сам рынок электромобилей, несмотря на свой рост, пока не достигнет сколько-нибудь существенной доли. Причина тому, как считают эксперты НАПИ, низкая конкурентоспособность электромобилей в сравнении с авто, оснащенными традиционными ДВС.
- Возможно, в небольших объемах начнется производство электромобилей на заводе ГК «АВТОТОР», а также выпуск электромобилей «АТОМ» и электромобиля L-type концерна «Алмаз-Антей».
- Продажи «Москвичей» с обычными ДВС увеличатся до 26 000 ед., что составит 65% от производственного плана завода, который предусматривает выпуск 40 000 авто в год. Драйвером роста станут правительственные инициативы, которые будут стимулировать внедрение российских авто в парках госслужащих.
- Продолжится параллельный импорт в авто в Россию. Но его объемы, возможно, будут сокращаться как следствие роста коэффициента утилизационного сбора, ужесточения правил ввоза автомобилей физлицами и уменьшения перечня авто, разрешенных для такого ввоза.
- Будут продлены программы господдержки рынка (в частности, льготные автокредиты, программа льготного лизинга) при сохранении объема их финансирования на уровне 2023 года.
- Возможно снижение ключевой ставки до уровня 7-8% со второго квартала 2024 года, что будет стимулировать продажи автомобилей в кредит и в лизинг. При этом макроэкономическая ситуация в стране останется нестабильной, будет наблюдаться незначительный рост ВВП (на 1,5% к 2023 году), а инфляция составит 5,1%.
Оптимистичный сценарий на 2024 году предусматривает такие исходные:
- Выполнение «АвтоВАЗом» своего производственного плана на 93%.
- Санкционное давление на российскую экономику не ослабнет.
- Доля китайских брендов на российском рынке сохранится на уровне 2023 года. Будет наблюдаться рост китайских авто, произведенных в России. Ожидается также открытие производства китайских ТС на других заводах.
- Можно ожидать, роста российских электромобилей «Москвич 3e» и Evolute и импортных «электричек» выше показателей базового прогноза. При этом рыночная доля электромобилей будет небольшой.
- Возможно в небольших объемах начнется производство электромобилей на заводе ГК «АВТОТОР», производство электромобиля «АТОМ» и L-type (концерн «Алмаз-Антей»).
- Продажи «Москвичей» с обычными ДВС увеличится до 28 000 ед., что составит 70% от производственного плана завода, который предусматривает выпуск 40 000 авто в год. Драйвером роста продаж станут правительственные инициативы, которые будут стимулировать внедрение российских авто в парках госслужащих.
- Продолжится параллельный импорт в авто в Россию. И его объемы, несмотря на все сложности, не упадут, а превысят показатели базового сценария.
- Будут продлены программы господдержки рынка (в частности, льготные автокредиты, программа льготного лизинга) при сохранении объема их финансирования на уровне 2023 года.
- Возможно снижение ключевой ставки до уровня 6-7% со второго квартала 2024 года, что будет стимулировать продажи автомобилей в кредит и в лизинг. При этом макроэкономическая ситуация в стране останется нестабильной, будет наблюдаться незначительный рост ВВП (на 1,8% к 2023 году), а также инфляция на уровне 4,5%.
Пессимистичный сценарий на 2024 году сделан на основании таких условий:
- Международные санкции в отношении России не только сохраняться, но и усилятся.
- «АвтоВАЗ» только на 83% выполнит свой производственный план.
- Доля китайских брендов на российском рынке снизится. Китайские автомобили, произведенные в России, по-прежнему будут продаваться. При этом будет наблюдаться рост продаж китайских авто, произведенных в России. Ожидается также открытие производства китайских ТС на других заводах. Но импорт автомобилей китайских марок в России будет заметно сокращаться вследствие роста утильсбора.
- Объемы продаж российских электромобилей «Москвич 3e» и Evolute и импортных «электричек» не дотянут до показателей базового прогноза. При это рыночная доля электромобилей будет небольшой.
- Производство электромобилей на заводе ГК «АВТОТОР», а также выпуск электромобиля «АТОМ», электромобиля L-type концерна «Алмаз-Антей» стартует только в 2025 году.
- Продажи «Москвичей» с обычными ДВС достигнут отметки в 24 000 ед., что составит 60% от производственного плана завода, предусматривающего выпуск 40 000 авто в год. Драйвером роста продаж станут правительственные инициативы, стимулирующие внедрение российских авто в парках госслужащих.
- Продолжится параллельный импорт в авто в Россию. И его объемы, несмотря на все сложности, не упадут, а превысят показатели базового сценария.
- Будут продлены программы господдержки рынка (в частности, льготные автокредиты, программа льготного лизинга), объем их финансирования сократится в сравнении с показателями 2023 года.
- Возможно, снижение ключевой ставки до уровня 8-9% со второго квартала 2024 года, что будет стимулировать продажи автомобилей в кредит и в лизинг. При этом макроэкономическая ситуация в стране останется нестабильной, будет наблюдаться незначительный рост ВВП (на 1,1% к 2023 году), а также инфляция на уровне 6,5%.
Комментарии
Рекомендованные статьи
25 декабря 2014
27 апреля 2015
29 марта 2016
17 мая 2023
14 ноября 2025
13 ноября 2025
10 ноября 2025
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.