Как рынок запчастей влияет на ОСАГО
25 декабря 2023
Еще в конце ноября 2023 года страховщики прогнозировали дальнейший рост стоимости запасных частей в новых справочниках средней стоимости запчастей, материалов и нормо-часа работ Российского Союза Автостраховщиков (РСА). С какими результатами заканчивает 2023 год сфера автострахования, и какое влияние на ОСАГО оказывает стоимость запчастей и их доступность на рынке?
Стоимость запчастей стабилизируется
По словам президент РСА Евгений Уфимцев, в новых справочниках от 19 декабря 2023 года стоимость запчастей в среднем по стране выросла на 9,8% в сравнении с предыдущей версией от 19 сентября.
На это повлияло несколько факторов, среди которых – колебание курсов валют в середине 2023 года, проблемы с поставкой комплектующих, увеличение стоимости на отдельные марки автомобилей. Но, как считает Уфимцев, ситуация на рынке комплектующих стабилизируется.
«Стабилизация цен на запчасти, безусловно, оказывает влияние на тарифы по обязательной «автогражданке». Благодаря этому, а также индивидуализации тарифов и конкуренции страховщиков за безубыточных клиентов возможно сдерживание средней премии, которая, например, за 11 месяцев этого года составила 7 812 рублей. Это ниже показателя января 2023 года на 3%», – уточнил глава РСА.
Сроки поставки пока не сокращаются
Игорь Иванов, вице-президент РЕСО-Гарантия, отмечает, что хотя ситуация с ценами и стабилизируется, сроки поставки комплектующих по-прежнему остаются долгими. Эксперт называет проблемными такие марки, как Cadillac, Chevrolet, Genesis, Honda, Infiniti, Isuzu, Jeep, Porsche. Тем не менее компаниям в большинстве случаев удается производить ремонт, но по ряду деталей ситуация остается напряженной. Среди них – сложные электронные компоненты, детали обивки и интерьера, агрегаты в сборе, например, АКП. Но при этом ситуация каждый раз меняется и нельзя сказать, что в ближайшем будущем будет в дефиците – ряд позиций становится доступным к заказу, а другие, наоборот, пропадают из наличия или доставки.
Кризис с поставками запчастей еще не прошел
Заместитель руководителя расчетно-экспертного отдела по автострахованию Департамента урегулирования убытков «Абсолют Страхование» Альберт Усманов считает, что кризис с поставкой запасных частей еще существует. Санкции, введенные недружественными государствами, привели к разрушению прямой логистики, выстраиваемой поставщиками/импортерами годами. По его словам, запчасти поступают на российский рынок в недостаточном объеме, а ввиду сложной логистики сроки поставок увеличились в несколько раз, а цены выросли в разы.
«Государство, конечно, может поддержать отрасль, развивая и стимулируя производство на территории РФ наиболее ходовых автокомпонентов/запасных частей для массовых автомобилей, которые уже не находятся на гарантийном сроке. Это наиболее ходовые кузовные запасные части (крылья, капоты, двери), пластиковые детали (передние и задние бампера), оптика (передние фары и задние фонари)», – рассказал эксперт.
Как уточнили страховщики, проблемы с поставкой запчастей имеются практически по всем автомобилям иностранного производства. Те запчасти, которые ранее постоянно находились на складах импортеров в РФ и поставлялись на станции сроком не более 2 недель, теперь могут идти до станции несколько месяцев.
Нужны новые нормы износа запчастей
Для поддержки отрасли ОСАГО, как считают в К РЕСО-Гарантия, важно пересмотреть закон, который требует производить ремонт с использованием только новых запчастей, а для машин на гарантии – еще и оригинальных. «Мы неоднократно говорили о том, что нужны государственные решения в установлении норм износа деталей и утверждении системы их оценки. Законодатели могли бы разрешить ремонт автомобилей б/у деталями, а также пересмотреть сроки ремонта и штрафы за их несоблюдение в ОСАГО», – прокомментировал Игорь Иванов.
В Зетта Страхование считают целесообразной поддержку инициативы по урегулированию ремонта б/у запчастями. При этом, в Российском Союзе Автостраховщиков говорят, что это позволит существенно сократить сроки ремонта, а также снизить стоимость ремонта.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.