Куда идет вторичный рынок?
31 октября 2014, Татьяна Акимова
Рынок подержанных автомобилей на фоне падения продаж рынка новых авто выглядит еще более привлекательным сегментом, с точки зрения получения прибыли. В этом направлении работают многие дилерские компании, которым сейчас трудно развивать свой бизнес в сфере продаж новых машин.
Как признают многие эксперты, рынок б/у автомобилей по-прежнему находится в «серой» зоне. О полной прозрачности в продажах подержанных авто говорить пока не приходится. Мы спросили Марию Бильбулян, руководителя отдела маркетинга и рекламы суперавтомаркета «Формула 91», о том, какие тенденции наблюдаются сегодня на рынке продаж подержанных машин в России?
– Мария, как Вы можете охарактеризовать состояние рынка б/у автомобилей?
– 3/4 всех продаж на автомобильном рынке России приходится сейчас на подержанные автомобили. За последние шесть месяцев динамика роста этого сегмента составила 12% (по данным «Автостата», обнародованным в ходе конференции на автосалоне в Москве). Рынок подержанных автомобилей сейчас не полностью охвачен дилерскими компаниями и представляет для них зону повышенного интереса. Дилеры активно осваивают этот рынок, так как он сулит весьма солидные возможности по получению прибыли, что тем более актуально на фоне падения сегмента продаж новых авто. Даже по пессимистичному прогнозу на 2014 год емкость рынка б/у автомобилей составит 5 700 000–5 900 000 единиц, а по оптимистичному – превысит 6 млн единиц. По данным «Автостата», к 2018 году этот сегмент авторынка вырастет значительно.
– Под воздействием каких фактор формируется сейчас этот рынок?
– Факторы, которые влияют на продажи в сегменте б/у машин – состояние экономики, а также размер налогообложения. Я имею ввиду, что, если в стране будет введен дополнительный налог на продажи подержанных автомобилей, это может негативно повлиять на динамику роста этого сегмента. И наоборот, к позитивным последствиям может привести рост цен на новые авто, за счет этого подержанные машины станут более привлекательными в ценовом плане для покупателей.
– За счет чего будет пополняться рынок подержанных автомобилей в долгосрочной перспективе?
– Основным фактором роста по оптимистичному сценарию станет перераспределение спроса. Динамика роста цен на автомобили будет зависеть, в том числе, и от покупателей, которые станут интересоваться приобретением машин в сегменте вторичного рынка, где на сегодняшний день сформировано интересное решение по «свежим» иномаркам. И на определенный период, на три-четыре года, емкости этого предложения будет достаточно.
– Ваша компания отслеживает изменения в потребительском спросе? Какие главные тенденции наблюдаются здесь?
– Да, мы отслеживаем, как изменяется спрос по маркам и типам автомобилей. Отмечу, что машины с увеличенным клиренсом (внедорожники, паркетники и кроссоверы) пользуются сейчас наибольшим спросом. При этом автомобили в кузове седан продолжают терять популярность. В абсолютном зачете на рынке б/у автомобилей лидером являются по-прежнему автомобили Ford Focus в возрасте до пяти лет. При этом клиенты из регионов чаще всего интересуются покупкой дешевых машин. Для них важнейшим фактором является цена, а потому их привлекают машины стоимостью до 400 000 рублей. Есть также и новые тенденции на этом рынке: например, многие продают свои дорогостоящие авто на вторичном рынке и покупают там же более дешевую машину. Изменения в поведении клиентов рынка б/у автомобилей связаны с общим снижением покупательской способности, которая напрямую зависит от ситуации в экономике страны. К числу негативных факторов стоит отнести и ужесточение условий кредитования со стороны банков. Отмечу, что каких-либо стимулирующих программ для рынка подержанных авто сейчас нет, а потому поддержка потребительской активности полностью отсутствует. Есть и другое наблюдение: уровень компетенции автовладельцев существенно вырос за последнее время. Многие самостоятельно высчитывают, сколько потеряет их автомобиль в цене за каждый год эксплуатации, сколько можно выручить за машину, если перепродать ее на сроке гарантии или после истечения этого срока. Есть и другой тренд: четко наметилась тенденция увеличения срока владения автомобилем - каждые три года, как это было ранее, машины теперь меняют редко.
– Как осуществляется сейчас ценообразование в сегменте подержанных автомобилей, и какие факторы влияют на него?
– По-прежнему ориентиром при формировании цены является небезызвестный автомобильный портал. Через его базу автомобилей, выставленных на продажу частными лицами, можно отследить на любую модель вилку цен (нижний ценовой порог и верхний порог цен), то есть узнать ликвидную цену и завышенную. Формирование цены зависит здесь от самого владельца, от того насколько быстро он хочет продать свой автомобиль. Однако многие автовладельцы уже отказались от идеи самостоятельно продавать свое авто, тратить время на его предпродажную подготовку, а предпочитают пользоваться программами trade-in, чтобы как можно быстрее получить или деньги с продажи, или новый автомобиль.
– На что, на Ваш взгляд, должен ориентироваться дилерский бизнес на рынке подержанных авто в плане ценообразования?
– Амортизацию автомобиля подсчитать можно, но надо понимать, что она во многом зависит от многих факторов, в том числе, и от прозрачности истории владения транспортным средством. Амортизацию машины, которая поступила на вторичный рынок сразу по истечении срока гарантии, и которая в течение этого срока обслуживалась на дилерских станциях, подсчитать просто, так как известна и ее изначальная стоимость, и стоимость всех ТО. Но чаще всего ориентиры цен выставляет сам рынок. И порой автомобиль с заниженной ценой стоит на грани теневого бизнеса. И именно поэтому регулятором рынка, на мой взгляд, должно выступать государство, которое обязано обеспечить проверку «чистоты» кредитных программ по автомобилям и прозрачности регистрационной истории машины. Все идет к тому, чтобы сформировалась единая система по автомобилям вторичного рынка. В случае ее создания удастся внедрить более цивилизованное ценообразование в данном сегменте.
– Мария, что обязательно должно входить в комплекс предпродажной подготовки автомобиля?
– У нас на площадке обязательна процедура экспертизы продаваемого автомобиля. Эксперт-криминалист делает анализ истории владения машины, проверяет ее «чистоту», сверяет все vin- номера. Проводится также анализ состояния ЛКП автомобиля, который позволяет выявить факты кузовного ремонта, осуществленные на конкретном авто. Порой для проверки машины покупатель привозит с собой независимого эксперта, который на месте проводит техническую экспертизу автомобиля. Отмечу, что такие проверки – это уже нормальное явление, к таким услугам прибегают многие клиенты на рынке подержанных авто.
– Какие задачи ставит перед Вашей компанией наблюдаемая сейчас динамика развития вторичного рынка автомобилей?
– Задача нашей компании – оставаться в своей нише, расширять сферу работы и совершенствоваться. Очевидно, что дилерские компании стремятся захватить максимум рынка подержанных автомобилей. Они наши главные конкуренты. А главным фактором конкуренции здесь является качество предоставляемых клиентам услуг. Как независимая площадка по продажам подержанных автомобилей мы стремимся создать максимально комфортные условия для клиентов, привлекать их комплексными и качественными услугами.
Комментарии
Рекомендованные статьи
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.