19 апреля 2024,
06:04
Москва

Неужели опять возврат к бартерно-вексельным отношениям?

19 февраля 2015, Михаил МАШИН

Усугубление кризиса в нашей стране обострило, казалось бы, уже давно забытую, оставшуюся в лихих 90-х проблему задержки платежей. К сожалению, пока еще нет объективной статистики, отражающей общую картину по отрасли, но вот лишь некоторые цифры, озвучиваемые экспертами рынка. По мнению руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина, в настоящий момент дефицит кредитных ресурсов все чаще приводит к неплатежам в коммерческом секторе. В частности, рост корпоративных неплатежей российским банкам только в сентябре 2008 г. составил 15% (около 138 млрд руб.). Причем это лишь официальные сведения, реальные долги значительно больше.

Опосредованно судить о сложности ситуации можно и по данным Росстата, касающимся задержек с выплатой зарплаты. Так, суммарная задолженность по зарплате (без учета малого бизнеса) на 1 мая 2009 г. составила 7 926 млн рублей, что составляет около 2% месячного фонда заработной платы. Если сравнить эту цифру с показателями 2007 г. то мы увидим, что за тот год долги по зарплате выросли на сумму, которая на порядок меньше сегодняшней — всего на 319,2 млн руб. Аналитики Росстата констатируют: основная причина такого положения вещей кроется в природе экономических сложностей предприятий: отсутствии у них достаточных средств.

По информации всероссийского статистического ведомства, размер просроченной кредиторской задолженности отечественных компаний на конец марта 2009 г. составлял примерно 1 112,8 млрд рублей. Из этой суммы на организации сферы автобизнеса (продажа и техническое обслуживание автомототранспортных средств) приходится 6,7 млрд рублей.

Словом, на лицо серьезный кризис ликвидности, сравнимый по своим масштабам с трудностями 90-х гг. прошлого века (для справки, летом 1996 года сумма неплатежей в банковской системе России составляла 108,3 трлн рублей [по данным ЦБР], что вполне сопоставимо с настоящим моментом, поскольку тогда деньги были немного другие).

Как решать возникающие проблемы с задержками оплаты и неплатежами? Для ответа на этот вопрос сначала разберемся, кто и сколько должен автосервисам. Наиболее крупными должниками на данный момент, по отзывам руководителей СТО, являются страховые компании. На втором месте — корпоративные клиенты. Ну и на третьем, с совершенно ничтожной долей задолженности в общем объеме — частные клиенты. Рядовые автовладельцы, как показывает практика, гораздо ответственнее относятся к своим финансовым обязательствам, чем коммерческие структуры, предпочитая своевременно оплачивать оказанные им услуги, лишь в очень редких случаях они просят об отсрочке. Поэтому этот сегмент мы в расчет брать не станем, подробнее остановившись на двух первых.

Страховые компании

Страховщиков-неплательщиков можно условно разделить на два сектора: прекративших свою деятельность (разорившиеся, обанкротившиеся, лишенные лицензии и т. д.) и тех, кто просто не хочет (не имеет возможности) платить вовремя. В любом случае самым действенным инструментом противодействия возникновению больших долгов является их предупреждение. В этом плане неоценимую помощь может оказать информация, представленная и регулярно обновляемая на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Из портала можно узнать, у каких компаний отозваны лицензии на осуществление страховой деятельности (на момент подготовки этой статьи таковых насчитывалось 30), и соответственно не принимать к себе клиента, направленного такой компанией.

Если же недобрые вести о неплатежеспособности компании пришли в процессе ремонта, то здесь возникают варианты. Существующий закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) от 25.04.2002 №40-ФЗ предусматривает механизм компенсационных выплат, то есть выплат «в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего», если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие:

а) применения к страховщику процедуры банкротства, предусмотренной федеральным законом;
б) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности» (по тексту закона – прим. ред.).

Эти выплаты по поступившему требованию, в соответствии с законом, производятся профессиональным объединением страховщиков — РСА. Предусмотрены уполномоченные РСА страховые компании, которые принимают заявления от потерпевших, формируют выплатные дела и передают их РСА для осуществления расчета с автовладельцами. Однако предъявить такое требование может только потерпевший (физическое или юридическое лицо), а поскольку сервисное предприятие даже в случае банкротства СК потерпевшим признано быть не может, то и рассчитывать на погашение задолженности по данной схеме оно так же не может. Но на определенной стадии, если ремонт еще не зашел слишком далеко, сервисники могут отказаться от дальнейшего выполнения работ, аннулировать заказ-наряд (если он вообще заводился) и отослать своего клиента в РСА. Конечно, попутно имеет смысл объяснить ему положение вещей, упирая на то, что в РСА он хоть какую-то компенсацию да получит (и кстати вполне приличную, зачастую покрывающую все затраты на восстановление). В противном случае ему придется вместе с СТО мыкаться по инстанциям и искать правды, а вернее денег, за злосчастного разорившегося страховщика. Перспектива весьма туманная. Как объяснили в РСА, эта организация не является правопреемником членов Союза и не отвечает по их обязательствам. Решения судов, вынесенные в отношении страховых компаний, у которых отозвана лицензия, не являются для РСА обязательными для исполнения.

На практике это означает, что после подачи иска и долгого судебного разбирательства СТО встанет в общую очередь вместе с массой подобных предприятий и прочих кредиторов СК на возмещение невыплаченных средств. Причем здесь возникает загвоздка. Наш «самый гуманный в мире» естественно постановит выплатить все в полном объеме, а уже судебные приставы будут взыскивать и делить. При этом в создавшейся очереди все равны, и потому полученные деньги, сумма которых будет куда меньше суммы всех требований (вряд ли со страховой компании после продажи ее имущества, снятия последних копеек со счетов и проч. удастся получить все сполна), будут делиться между ее участниками пропорционально сумме иска. Но есть хитрость. Как говорит Наталья Василькова, заместитель начальника отдела, судебный пристав-исполнитель, можно потребовать у пристава выплаты полностью всей суммы тому, кто первым предъявит на исполнение исполнительный лист. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержит понятия «пропорциональности», и по закону деньги получит тот, кто окажется проворнее. Но приставы иногда не знают об этом и потому делят, а вы можете им это рассказать, если исполнительный документ предъявите первым.

Страховые компании, продолжающие свою деятельность, но не имеющие возможности расплатиться, рассмотрим вместе с прочими организациями-должниками СТО.

Корпоративные клиенты

Взыскать деньги с любого должника, несомненно, можно через суд. Но целесообразно ли доводить отношения до крайности, до конфликта? Зачастую совсем нет. Вспомните, что помогло стабилизировать рынок после кризиса 1998 г.? Огромную роль тогда сыграли бартер и векселя. То, что сейчас происходит в нашей стране, очень похоже на события 10-летней давности. Денег не хватает, доверие иссякает. По данным ЦБР, после дефолта активность банков по работе с векселями выросла в 3 раза, эти бумаги составили 30% всей денежной массы в стране. Параллельно такую же долю, вплоть до 2001 г. занимали неденежные, то есть бартерные расчеты потребителей с предприятиями.

Конечно, оплата по векселям не самая привлекательная схема для партнера должника, но, по мнению большинства экспертов, она вполне приемлема и достаточно оптимальна в текущих условиях. Она может использоваться при внутренних взаиморасчетах и с успехом выступать альтернативой банковским займам. Кстати, сейчас именно в автомобильной отрасли впервые за много лет прозвучало предложение расплатиться по части долгов векселями, сделанное АвтоВАЗом. Так что все не так сложно и бояться векселей не стоит: это долговое обязательство, которое обязательно должно быть погашено. Если же возникнут какие-либо сложности с погашением, вам опять же ничто не помешает обратиться в суд.

Бартер по многим параметрам привлекательнее векселя, особенно в нашей области. Клиентами СТО, как правило, являются компании, располагающие обширным автопарком, так вот в качестве оплаты своих услуг автосервис может заключить соглашении об использовании этих транспортных средств в своих интересах (на определенных условиях), ведь такие интересы возникают очень часто: деятельность автосервиса связана со многими разъездами.

Можно найти и другие варианты неденежной компенсации долга, но в любом случае следует помнить, что государство, хоть и не запрещает в нашей стране бартер, но относится к нему с некоторым недоверием. А как же иначе, ведь он затрудняет взимание налогов. Именно поэтому еще в конце 90-х гг. были введены законодательные ограничения, направленные на учет бартерных сделок в денежной форме. То есть, обменявшись товарами или услугами, партнеры обязательно должны отразить этот обмен на балансе в рублях и копейках.

Ну и последний досудебный способ взыскания долгов — помощь коллекторов. В юридической компании «ЮРКОЛЛЕГИЯ» нашему корреспонденту рассказали что, сталкиваясь с проблемой возврата долгов, некоторые организации забывают о том, что существует такое понятие, как корпоративное коллекторство, и пытаются разрешить данную проблему самостоятельно. Однако решение такой задачи, как взыскание задолженности, требует знания не только нюансов российского законодательства. Если же организация не имеет ни необходимых знаний, ни опыта грамотного проведения подобных работ, то она, как правило, только усугубляет насущную проблему. В результате неграмотного ведения дел взыскание долгов может растянуться на весьма неопределенный срок. Но может случиться и так, что все усилия по возврату долга будут напрасны, и кредитор так его и не дождется.

Поэтому решение вопросов с задолженностью надо доверять профессионалам, которые в каждой конкретной ситуации смогут оценить перспективы возврата денег, выработать действенную методику взыскания, не испортив, что немаловажно, отношения с контрагентом.

Безусловно, ситуация сейчас не самая благоприятная для предпринимательства, должников появляется все больше, но всегда существовали и продолжают существовать эффективные методы борьбы с задержками платежей, благодаря которым вам удастся надежно защитить свой бизнес. 

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи