Кузовной ответ
8 декабря 2015, Оксана ДЕМЧЕНКО
23-24 сентября прошел двухдневный сбор профессионалов кузовного бизнеса в рамках клуба «Автобосс». Дилеры и их партнеры обсуждали самые актуальные темы этого года.
 

Традиционно тема встречи руководителей МКЦ в рамках клуба сформулирована как: «Готовимся к Дню жестянщика!» При этом тема сезонности фактически не «играет». А вот взаимодействие (или конфронтация) со страховыми компаниями, интеграторами рынка, партнерами по аутсорсингу стали фокусом встречи.
 
  
Первый спикер уже по своему формату бизнеса практически уникальный, представитель АО «Мерседес-Бенц РУС», которое является дочерней компанией автоконцерна «Даймлер АГ». То есть игрок рынка, балансирующий на грани дистрибьютор-дилер. Поэтому не удивительно, что спикер Алексей Семенюк, руководитель подразделения кузовного ремонта и покраски, озвучил максимально «прозрачно-правильный» и брендовый подход. Он показал позицию компании: не прогибаться под демпинг по нормочасу и запчастям, искать с партнером-страховщиком методом переговоров и консультаций общее во взглядах на понятия качества и надежности. Ведь комплексно цена – это не только затраты на ремонт, но и репутация, и долгосрочная лояльность клиента, и риски судебных исков. Второй столп идеологии этой компании – не отдавать работы на аутсорсинг, не рисковать качеством и вести полностью контролируемый, стабильный и надежный бизнес. Зал частично принял мнение спикера, который работает в премиальном сегменте и полностью поддержан силой бренда. Однако немедленно вспыхнула стихийная дискуссия по теме демпинга и более широко – резервов сокращения затрат и глубины компромиссов, на которые по разным брендам и по разным регионам желают или вынуждены идти автоцентры. Дискуссия «докатилась» до темы использования б/у запчастей с авторазборок (не только из-за цены, но зачастую из-за срока и доступности деталей в регионе). Это совсем новая тема для дилера – прямо скажем, тема горячая для 2015 года. Наличие таких мыслей и запросов со стороны крупнейших страховых компаний подтвердил Олег Базникин (ДАТ-Рус). 
 
  В сессии вопросов-ответов зашла речь и об активизации работы дилеров по ОСАГО, где страховщики куда жестче диктуют финансовые условия. Живо обсуждалась тема справочников от РСА, опять же для дилеров, как стало видно, очень новая и интересная.
 
  Вообще же делать дорого и мало или делать дешево, но на потоке – это дилемма, очень актуальная для дилерского сообщества. Работа по ОСАГО, отмечали участники встречи, это работа для дилера всегда на грани рентабельности. Кроме того, это работа по иным правилам: здесь нет потока клиентов, планируемого через долю от реализации полисов. Опыт по работе в тематике ОСАГО уже есть у компании «Нижегородец», и опыт этот позитивен и по потоку клиентов, и по нормочасу.
 
  
Широкий взгляд на рынок и его тренды дал Александр Груздев, генеральный директор независимого международного маркетингового агентства GiPA. Пообещав в начале выступления «много неприятных новостей для дилеров», спикер начал с позитива: в отличие от подавляющего большинства развитых, старых рынков (в т. ч. европейских) в России подвижный парк продолжает расти год от года, даже в кризисном 2015-м. Вот так быстро исчерпав позитив, Александр перешел к трендам, которые провоцируют ухудшение ситуации. Первый – сокращение годового пробега. Так, недопробег на 1 а/м в год в 2015 году примерно в 170 км к 2014-му – это целых 90 000 несостоявшихся происшествий на дороге, не приведшее к загрузке МКЦ. Затем Александр отметил: зачастую оперируя понятием «клиент», спикеры «Автобосса» имеют ввиду страховую компанию, будто не замечая частного клиента, физлицо или корпората. Между тем, диверсификация клиентского портфеля могла бы стать очень сильным драйвером стабилизации и даже роста бизнеса МКЦ.Непосредственно перейдя к статистике по ДТП, Александр выделил группы крупные – легкие; задекларированные – и ушедшие «в умолчание». При проявлении кризиса доля задекларированных крупных ДТП стала больше, а вот доля декларирования по мелким ДТП существенно сократилась: по-тихому отремонтировать скол или вмятину дешевле, чем испортить себе страховую историю и потерять скидки по страховому полису. Кроме того, выросла доля небольших ДТП, которые были задекларированы, но не стали поводом к визиту на МКЦ: клиент взял компенсацию деньгами и исчез из статистики, возможно, прибегнув к услугам гаражного ремонта.
 
  Еще один фактор «против» дилерского сегмента рынка – это старение парка и сокращение доли а/м на гарантии, а/м, застрахованных по КАСКО. 
 
  И пополнение к теме б/у запчастей от Александра: 69% конечных клиентов (автовладельцев) при опросе заявили, что они не против использования таких запчастей и узлов. Главное – чтобы это обосновал и рекомендовал мастер, которому доверяет клиент. Это осредненные данные, без деления на сегменты КАСКО/ОСАГО, возраст парка и цена автомобиля. 
 
  График по изменению загрузки показал: ни в одном канале нет роста по загрузке, но если падение у независимых МКЦ в среднем невелико, то падение по дилерским МКЦ существенное. «Пропавшие» из статистики клиенты – это те, кто ушел в гаражи, отказался от ремонта или сделал ремонт самостоятельно. И такие тренды тоже настораживают.
 
  В сессии вопросов-ответов сформировалась еще одна живая тема: давление на современную кризисную ситуацию с загрузкой дилерских МКЦ со стороны клиентских стереотипов: у дилера дорого, он жадный, он делает работу долго. Это старые, уже неактуальные стереотипы. Например, цены на оригинальные запчасти (и это подтверждает ряд мониторингов, в т. ч. GiPA) у дилера сейчас в рознице зачастую ниже, чем в независимом МКЦ.
 
  
Следующий спикер – представитель действительно огромной компании «Инчкейп», чей бизнес развивается не только в РФ, но и на ряде иных рынков. Алексей Акимов, руководитель направления кузовного ремонта «Группа компаний Инчкейп», первым делом выделил проблемы, с которыми компания столкнулась при развитии бизнеса, и по важности на первое место он поставил компетенцию кадров и неурегилированность, несистемность организации записи и планирования загрузки. Как следствие – неразбериха и низкая стандартизация бизнес-процессов в целом, неумение видеть живого клиента, непонимание того, что в рынке есть кто-то кроме страховых компаний. Итог – огромное число недовольных клиентов и низкая управляемость бизнеса. Чтобы эти опасные тренды сломать, был сделан переход на единую систему автоматизации и учета, включающую в т. ч. и CRM. Стоит отметить уникальную особенность этого МКЦ: он де-факто не подпадает под давление дилерских ограничений и является независимым МКЦ, обслуживающим потребности всех брендов холдинга в формате внутреннего аутсорсинга. Т. е. это – универсальный, мультибрендовый центр.
 
  В кузовном сервисе был внедрен лист визуального контроля, который проводится совместно с клиентом. Он включает многое – от оценки состояния покрышек и брызговиков и до мелких сколов кузова, состояния фар и т. п. Это позволяет найти полезные клиенту услуги, загрузить слесарный цех и расширить заказ, повысить удовлетворенность клиента, наладить с ним контакт. Введение листа вывело на расширение, активное развитие услуг по детейлингу. А доля наличных клиентов выросла с 3% до 14%. Очень важно: осмотр делается вместе с клиентом, и цель его – именно контакт и расширение заказа. Это совершенно неэффективно делать позже, по телефону, «вдогон» – и получить негатив от клиента и его мнение о навязывании услуг. Лист осмотра передается клиенту и работает как сформированное коммерческое предложение, где есть перечень рекомендаций, цены. 
 
  «Мастера-консультанты кузовного цеха просто не умеют продавать, особенно дилерские», – отметил спикер.
 
  
Партнер этого заседания клуба – компания «Эквинет» представила систему ремонта от HBC, по словам Александра Шванева, менеджера проекта, позиционируя этот бренд и его возможности на новом уровне: комплексно, с полноценной поддержкой и собственным учебным центром. Т. е. компания не только продает систему, но и выводит работающий с ней персонал на уровень высокого профессионализма. Отдельно отмечалась ситуация по ремонту/замене фар, близкая сейчас к критической: замена блок-фар последнего поколения становится все дороже, почти всегда превышает те суммы, которые компенсирует страховка. В то же время неоригинал здесь – не всегда вариант. Поэтому тема ремонта, возврата состояния «новых», продления жизни – очень актуальна.
 
  Совершенно нестандартным для клуба было выступление учредителя и бессменного руководителя независимого автоцентра «Волин» Ольги Селезневой. В ее активе порядка 80% клиентов – физических лиц и огромный опыт работы по ОСАГО со всеми его особенностями и подводными течениями; а также работа на аутсорсинге с крупными дилерскими холдингами. 
 Подробнее о споттере для кузовного ремонта.
Комментарии
Рекомендованные статьи
17 ноября 2022
            	   	  			
               	 
		1 декабря 2008
            	   	  			
               	 
		13 сентября 2023
            	   	  			
               	 
		22 февраля 2022
            	   	  			
               	 
		29 октября 2025, Богдан Логинов
            	27 октября 2025, Богдан Логинов
            	24 октября 2025
            	
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.