21 декабря 2024,
17:12
Москва

А? социации?

22 января 2015, Михаил МАШИН

рыночные отношенияРоссийские ассоциации участников автомобильного бизнеса — весьма странная субстанция, наподобие меда из известной песенки Винни-Пуха. Они вроде есть: периодически на специализированных мероприятиях-тусовках, будь то выставки, конференции и т. д., эти ассоциации высокомерно и натужно, как суперзасекреченные атомные субмарины, всплывают, чтобы спустя недолгий промежуток времени снова надолго исчезнуть в бескрайних отраслевых глубинах. С другой стороны, если судить по результатам их деятельности, а вернее, за редким исключением, практически полному отсутствию таковых, ассоциаций и нет вовсе. И, похоже, не было никогда.

Но так ли это на самом деле? Вступая в рыночные отношения, Россия принялась яростно и азартно создавать, как ей казалось, новые для себя механизмы этих отношений. Однако все новое, особенно в случае с «проспавшим» очень многое государством, – это, как известно, хорошо забытое старое. Главное — умело адаптировать это старое к изменившейся ситуации, а вот с этим как раз и возникли проблемы.

Строго говоря, практика создания некоммерческих объединений участников различных видов деятельности существует в России уже почти полторы сотни лет. Как считает Анатолий Ежов, президент международного «Института управления», 140 лет назад (не считая времени существования российского общинного самоуправления) самоуправление было положено в основу такого правового института, как адвокатура и коллегии адвокатов. Через 10 лет была разрешена деятельность частных поверенных лиц, способных оказывать правовую помощь в частном порядке (без обязательного членства в адвокатуре), но только в гражданском, а не в уголовном судопроизводстве.

Созданная в 1870 г. Московская биржа тоже использовала механизмы самоуправления. При этом уставом биржи на ее представительный орган — биржевой комитет — возлагалась защита интересов биржевого общества перед государственными и общественными институтами. Потом появилось и множество других некоммерческих партнерств.

Большевистский переворот, результатом которого стали установление совершенного иного экономического порядка и отмена индивидуального предпринимательства, внес в деловые взаимоотношения существенные коррективы. Однако и новая власть не смогла обойтись без профессиональных объединений. В СССР широкое распространение получили коллегии адвокатов — добровольные общественные организации лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Коллегия была построена на началах выборности всех ее органов самоуправления. Активно функционировали всевозможные творческие союзы: Союз журналистов, Союз писателей и т. д., также базирующиеся на принципах самоуправления.

Возрождение в нашей стране частного бизнеса в 90-х гг. прошлого века привело к восстановлению системы отраслевых некоммерческих объединений. Однако их деятельность, к сожалению, вряд ли можно назвать успешной (конечно, за некоторыми очень редкими исключениями) — авторемонтная отрасль – хороший пример тому.

Мы как все

Не хотелось бы давать резких оценок, однако если взглянуть на ситуацию непредвзято, существовавшая до недавнего времени в нашей отрасли система создания и функционирования профессиональных ассоциаций провалилась, полностью себя дискредитировав. Причин, по которым некоммерческие объединения участников авторынка не пользуются доверием своих членов, несколько. Назовем лишь основные.

Во-первых, не вполне избавившись от наследия советского прошлого, чаще всего профессиональные союзы образовывались в директивном порядке. Не имея четкого представления, зачем это нужно, не продумав организационную политику, не понимая, какие конкретно цели и задачи преследует консолидация, и руководствуясь лишь принципом «все вокруг объединяются, чем мы хуже?», в стране пышным цветом расцвели всевозможные региональные АПТО — ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств.
Самое примечательное в том, что их создание нередко происходило под эгидой транспортных (или подобных — отраслевых) департаментов местных органов власти, впоследствии принимавших самое деятельное участие в работе объединений. Попав под влияние чиновников, ассоциации фактически теряли свою независимость и вместо того чтобы защищать права сервисменов, становились проводниками спускаемых сверху распоряжений. Естественно, добровольно попадать в кабалу никто не хотел, поэтому постепенно интерес к партнерствам со стороны профессионального сообщества ослабевал. В итоге все свелось к незамысловатой формуле: «Мы взносы платим, вот вы нас и не трогайте, поскольку ничего полезного вы нам не даете».

Во-вторых, некоммерческие по определению ассоциации все-таки ввязались в деятельность, если не открыто коммерческую, но сулящую в известном смысле неплохие дивиденды. Они начали активно продвигать различных поставщиков и производителей гаражного оборудования, расходных материалов, аксессуаров и проч. И это было бы не так уж плохо — в конце концов, подобное практикуется во всем мире, однако в отсутствие каких бы то ни было других предложений для членов, это стало для них своеобразной доминантой. Чрезвычайно навязчивой и постоянной. Все мероприятия, семинары, конференции и т. д., организуемые ассоциациями, превратились в рекламные брифинги, на которых представители тех или иных компаний-поставщиков красноречиво расхваливали свои продукты и агитировали приобретать именно их.

В-третьих, российские профессиональные союзы подвело несовершенное законодательство. Все они создавались на базе Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. А этот закон не давал таким союзам никаких реальных возможностей как-либо влиять на происходящие в отрасли процессы. Он не предусматривал для ассоциации никаких полномочий для диалога с властью, для защиты законных прав и интересов ее членов от притязаний других участников рынка, потребителей или чиновников. Не гарантировал решения возникающих проблем, которыми, как известно, изобилует бизнес.

Закон «О некоммерческих организациях» лишь определял правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц. В нем содержится подробное описание системы формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления и возможные формы их поддержки органами государственной власти и местного самоуправления. И все. При этом права и обязанности членов организации прописаны буквально в нескольких абзацах, регламентирующих право участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства, получать информацию о его деятельности, по своему усмотрению выходить из ассоциации, получая или не получая отступные, и некоторые дополнительные очевидные вещи.

Этот закон был лишь первым шагом и не подразумевал построения на своей основе крупномасштабных многофункциональных структур, способных оказывать воздействие на рынок. Структур наподобие тех, что существуют во всех экономически развитых странах (подробнее о них читайте в предыдущей статье). У него была единственная задача — продекларировать возможность объединения участников предпринимательской деятельности, дифференцировать формы такого объединения, разделив ассоциации/союзы и некоммерческие партнерства, и задать правила игры. С этой задачей он отлично справился, а для дальнейшего требовалось совершенствование законодательной системы и введение дополнительных законодательных актов.

И здесь не успели, и там не смогли

Чтобы не быть голословными, давайте посмотрим, чего добились, а вернее, не добились российские авторемонтные ассоциации. Пойдем по порядку.

НАПТО (Национальная ассоциация предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств), год создания — 2004. Цель — объединение российских региональных ассоциаций технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств для повышение качества товаров и услуг в области ремонта и обслуживания автомобилей, а также производства автокомпонентов; координации деятельности членов; представления и защиты общих интересов членов ассоциации.

Естественно, видя такие благородные цели, мы захотели разузнать, как протекает жизнь НАПТО. Однако выйти на связь с ее представителями нам так и не удалось: сайт не работает, раздобытый через третьи руки телефон не отвечает. Вроде как представители этой организации участвовали в подготовке техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств», но в какой мере? Зная все перипетии его принятия и глупости, которыми грешили первые редакции, можно предположить, что специалисты действительно подключились к работе над документом чуть ли не в самый последний момент. Да и то, получившаяся в результате странная инструкция вызывает очень много вопросов. Благо в действие она вступит только в сентябре — может быть, к этому сроку ее опять благополучно «прокатят» или все-таки доведут до ума.

МАПТО (Московская ассоциация предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств) создавалась раньше — в 1999 г. Цели идентичны целям «старших братьев» из НАПТО. При этом, что отрадно, сайт прекрасно работает, однако почерпнуть из него полезные сведения не представляется возможным. Он наполнен безнадежно устаревшей и совершенно бесполезной информацией: анонсами проходивших бог знает когда семинаров, описанием конкурсов, которые организуются Департаментом транспорта и связи Москвы (конечно же, при поддержке МАПТО), и общими фразами о том, что МАПТО участвует в том-то и том-то без раскрытия сути этого участия и его результатов, хотя бы промежуточных.

В дополнение к этому полно пустых ссылок, приводящих на пустые же страницы, не содержащие абсолютно ничего. Подобным грешат практически все порталы региональных АПТО, взять хоть Северо-Западную (на сайте, похоже, обновляются только погода и курс валют, новостей, видимо, не было в принципе, да и о самой ассоциации ни слова), хоть Тверскую, хоть любую другую. Популярное сообщение на них: «Раздел находится в стадии наполнения». И это сообщение висит уже не первый год.

Поразительно то, что из членов МАПТО на ресурсе указано только МВО. Остается только догадываться о причинах такой немилости к остальным участникам ассоциации, которые, между прочим, исправно платят свои членские взносы.

И нигде ни строчки о фактическом провале амбициозного проекта формирования сети независимых автосервисных предприятий «Every Car». Идея-то была хорошая, вот только ее реализация ни к чему не привела. На данный момент в сети (судя по сайту) только 5 предприятий, отказывающихся давать комментарии относительно перспектив этого начинания.

РОАД (Ассоциация «Российские автомобильные дилеры») исправно проводит отчетно-перевыборные собрания, что-то обсуждает, собирает «пожертвования», заявляет о намерениях лоббировать интересы дилеров в органах власти. На деле же поправки в Закон РФ «О защите прав потребителя», противоречащие этим самым интересам, благополучно проворонили. Чего, к чести организации, и не скрывают. Уже постфактум, чтобы хоть как-то реабилитироваться и компенсировать свой промах, ассоциацией была проведена конференция, участники которой делились опытом противодействия потребительскому экстремизму.

К введению программы утилизации в РОАД отнеслись уже более внимательно. Ее представители принимали участие в подготовке правительственного постановления. Пока сложно сказать, насколько удачной окажется вся эта затея, ведь на плечи авторизованных предприятий сферы автобизнеса свалится колоссальная масса автомобильного хлама, который нужно как-то утилизировать, а прежде — где-то хранить. Но руководители и участники РОАД смотрят в будущее с оптимизмом. Вполне возможно, что данная мера действительно поспособствует росту продаж, вот только неясно, в каких размерах. Да и с ее внедрением мы как-то припозднились.

Кстати, об участниках РОАД. Профессиональные игроки пока не слишком спешат вливаться в ряды сообщества. За 15 лет (!) существования ассоциации ее членами стало лишь около полусотни автодилеров. Еще в качестве ассоциированных и почетных членов в ней присутствуют несколько средств массовой информации, консалтинговых и страховых компаний, а также компаний-поставщиков расходных материалов и оборудования.

И такое положение вещей царит практически в каждом объединении автобизнеса. Чуть ли не единственным примером успешного функционирования отраслевой ассоциации можно назвать АССОЦИАЦИЮ ДИЛЕРОВ РЕНО. Это довольно закрытая коалиция, к созданию которой подтолкнула не вполне корректная политика автопроизводителя. Образовывая ее, люди четко понимали, для чего и зачем они это делают. Собственно говоря, именно поэтому АССОЦИАЦИЯ и смогла добиться положительных результатов, противодействуя диктатуре автобренда и став для своих участников надежной опорой и защитой. Здесь не распыляются на решение глобальных задач, есть вполне определенные цели, достижение которых уже само по себе весьма отрадно.

Еще одним примером успешно функционирующей профессиональной коалиции, правда, не из авторемонтной, но достаточно близкой, можно сказать, смежной области, является Союз организаций технических экспертов «ТехЭксперт». Эта организация объединяет некоммерческие партнерства, находящиеся на территориях различных субъектов РФ и осуществляющие профессиональную деятельность в сфере контроля технического состояния с использованием средств технического диагностирования, независимой технической экспертизы и других экспертиз автотранспортных средств.

«ТехЭкспертом» проводится тщательная работа по подготовке структуры, нормативно-правовых документов для аккредитации станций контроля технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования в соответствии с требованиями «Соглашения о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров» и Федеральным законом «О техническом регулировании» от 15.12.02 г.

Помимо этого, Союз обеспечивает представление и защиту прав и законных интересов членов объединения «ТехЭксперт» в органах государственной власти, органах местного самоуправления и судах, а также в отношениях с юридическими и физическими лицами. Существует немало прецедентов, когда именно поддержка, оказанная Союзом, привела к благоприятному разрешению многих конфликтных ситуаций на самых различных уровнях, в том числе и в судебном порядке.

Руководство «ТехЭксперта» ведет активный диалог с властью, позволяющий влиять на ситуацию, складывающуюся в профессиональной среде, и пресекать чиновничий произвол.

Подтверждение всему вышеизложенному можно найти на сайте организации, где в открытом доступе представлена переписка Союза с представителями органов власти, подробно описана деятельность «ТехЭксперта», его цели, задачи, структура, стандарты и т. д.

Вот таким образом обстоят дела с российскими профессиональными объединениями авторемонтников. Отсюда и явная ненужность подобных ассоциаций для потенциальных членов. Вряд ли они смогут с течением времени «исправиться», ведь существуют они уже не первый год, и у каждой имелась масса шансов в конце концов проявиться себя с лучшей стороны. Однако этого так и не произошло. Поэтому совершенно очевидно: для успешного развития отрасли, для повышения эффективности бизнеса ее участников необходима абсолютно иная система формирования профессиональных сообществ.    

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи