Бизнес на поставках
10 января 2022, Андрей Трой
Компании, занимающиеся поставкой автокомпонентов, обычно осуществляют доставку своего товара конечным потребителям. Это намного удобнее, ведь покупателю в эпоху цифровизации всего и вся не нужно никуда ехать. Заказ формируется онлайн, собирается специалистами на складе, а затем доставляется заказчику. А вот как его доставить — отдельный большой вопрос. Ведь можно воспользоваться собственным транспортом, а можно заплатить за услуги сторонней фирмы со своим автопарком. Что лучше — попробуем разобраться.
Разумеется, если мы говорим о доставке товаров в другие регионы, то тут в дело вступят службы доставки, а то и сама «Почта России». Хотя, к ее услугам компании прибегают редко. В основном из-за сроков. Курьерами быстрее получится.
А вот по городу и области чаще всего компании развозят заказы на автотранспорте. И тут есть два варианта. Первый — это собственный автопарк. Второй — с помощью фирм, специализирующихся на таком типе доставки.
Вполне очевидно, что наличие собственного парка подразумевает ряд трудностей. В первую очередь, это место для хранения десятка, а то и нескольких десятков машин. Территория нужна очень немаленькая, и ее надо либо приобрести в собственность, либо взять в аренду. В любом случае — это расходы. Кроме того, автомобили надо обслуживать, что подразумевает помещение, склад запчастей и штат механиков. Помещение нужно построить, что тоже выльется в немалые суммы, а механикам надо платить зарплату. Да и запчасти надо купить. Кстати, водителям, которые будут управлять автомобилями и заниматься развозкой товара, тоже нужна зарплата. А еще нужны ГСМ, грузчики, механизированные погрузчики (на случай, если заказ увесистый), да и автомобили со временем изнашиваются, так что еще и это придется учесть. Также надо закупать и где-то хранить шины и диски, проверять их на износ, своевременно менять. Регулярные техосмотры и страховки тоже вытянут немалые суммы из бюджета компании. В общем, расходов тьма. Хуже того, спрогнозировать их практически невозможно, особенно если парк на сотню и более автомобилей. Никогда не угадаешь, что сломается завтра и в какое ДТП попадет автомобиль. На первый взгляд, это сплошные минусы.
Однако для бизнеса собственный парк автомобилей, несмотря на сопутствующие расходы, скорее плюс, чем минус. Директор по логистике АО «Авто-Евро» Михаил Перелешин считает, что главная выгода собственного парка — в узнаваемости бренда, стандартизации мощностей и повышении лояльности как клиента, так и курьера. Когда по городу/стране «бегают» одинаковые, красиво оклеенные новые фирменные машины, люди начинают замечать это, заходят на сайт или на страницы компании в социальных сетях, получают информацию и начинают делать заказы. Собственный парк автомобилей компании позволяет курьеру работать по удобному графику, на новой, чистой машине, не заботясь об обслуживании, заправке и парковке автомобиля.
«В нашей компании практически все курьерские машины находятся в операционном лизинге, и это, как я считаю, наиболее выгодная схема использования собственного автопарка. Компания получает машины на определенный срок с прогнозируемыми платежами на весь период лизинга. Такая схема позволяет не беспокоиться о последующей продаже автомобилей. Из недостатков — потеря определенной гибкости в выборе страховой, закупке резины и локаций по обслуживанию парка (особенно это критично в регионах, где лицензированных лизингодателем сервисов очень мало). Также во многих лизинговых компаниях и у автопроизводителей есть проблемы с логистикой, что может привести к задержкам в поставке необходимых комплектующих в сервисы», — отмечает Михаил Перелешин.
В итоге получается, что вариант аутсорса выгоднее в абсолютных цифрах. Ежемесячные платежи могут быть выше, но они фиксированные. Бремя содержания машин, водителей, механиков, да и вообще всей транспортной инфраструктуры ложится на владельца автопарка, а компания занимается своим делом, то есть приемом, формированием и отправкой заказов потребителям.
Однако и у этой схемы есть недостатки. Для начала, машины транспортной компании ездят под брендом самой компании, и далеко не всегда она готова переклеивать машины по желанию заказчика. В конце концов собственный бренд важнее. Иногда, конечно, замена бренда на машинах возможна, но стоить это будет таких денег, что о всякой экономии можно будет смело забыть. Между тем, для поставщика комплектующих брендинг очень важен, так как помогает привлекать новых клиентов.
Второй недостаток заключается в том, что проблемы, возникшие у транспортной компании, тут же отражаются на партнерах, которые не смогут вовремя отправить товар. Ведь фактически заказчик услуги никак не контролирует состояние дел у доставщика. И если вдруг произойдет массовая поломка машин, то оперативно среагировать на изменения заказчик не сможет. В итоге — задержки поставок, рекламации, убытки.
В принципе, обе схемы легко уживаются на рынке. Выбор между собственным автопарком и аутсорсингом зависит исключительно от возможностей компании и ее стратегии ведения бизнеса. Чаще всего на первых этапах работает аутсорсинговая схема. Но по мере роста компании и улучшения ее финансового состояния многие руководители решаются на создание собственного автопарка.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.