21 ноября 2024,
20:11
Москва

Фатализм и возможности авторемонтного рынка

15 апреля 2022, Оксана Демченко

атвобизнес

Сейчас делать прогнозы совсем просто... если начать со слов «все плохо» и дальше рисовать мрачные картины. Но разве это — прогноз? И кому он такой нужен? Сейчас сложно даже пробовать прогнозировать. Велик шанс скатиться к роли «капитана очевидности».

Да, будет полностью пересмотрен сегмент официальных автодилеров. Да, им придется хуже всего. Да, буквально каждый день будут поступать новости о том, что бренды уходят из страны, и порой эти новости будут ненадежны. Правду не будут знать ни российские офисы брендов, ни головные вне страны, потому что ни у кого нет окончательных решений и полноценных стратегий. Да, техцентрам придется аврально искать новые каналы поставки всего и вся, при этом не понимая надежности этих каналов. А еще придется много и сложно объясняться с клиентами: почему такие цены, почему запрошенных запчастей нет, почему гарантии ограничены…

Можно продолжать перечисление. Но будет ли оно прогнозом? Есть понятные контуры перемен, перечислю без приоретизации.

  • Логистика и запасы

Очевидны разрывы в цепочках поставки, максимальная ценовая неопределенность и личный выбор каждого владельца некоего запаса: считать его социально значимым и распределять сейчас — или считать своим инвестиционным капиталом и придержать?

  • Бренды и репутация

Бизнес — это история личных отношений и доверия, а не только прибыли и контрактов. То, что сейчас происходит, разрушает весь знакомый рельеф рынка, где вершины премиальны по качеству-надежности-сервису, середина создана разумными компромиссами, а бюджет компенсирует дешевизной провалы в качестве (что бы мы ни подразумевали под этим понятием — сроки, технологии, надежность партнера и его обещаний).

  • Финансы и гарантии

Больше нет дешевых денег. Автобизнес рассматривается как сфера высоких рисков со всеми неизбежными последствиями на любом уровне, от потребительского кредита клиенту до реструктуризации долгов крупной федеральной компании. Думается, сложнее всего придется именно крупным — инерция при смене курса слишком велика.

Если не смотреть на рынок глобально, гораздо интереснее задавать вопросы, чем искать тренды.

  1. Объединение. Готовы ли компании наконец-то серьезно этим заняться? Сейчас то самое время, когда поодиночке умирают, а выживают — общими усилиями. Будь то информация, обмен запасами в рамках договоренностей, запрос к власти по конкретным вопросам, технологический обмен, помощь в переналадке ПО и подборе альтернатив по выключенным санкциями решениям — все это можно сделать вместе. Телеграмм-каналы сервисных сетей и ассоциаций уже сегодня стали настоящим спасательным кругом для очень многих бизнесов, особенно в удаленных регионах, где были-то один-два поставщика и почти не было IT-экспертов. Но далеко не все используют возможности и тем более представляют их, а не потребляют.
  2. Аренда. Прямо вот отдельным пунктом. Каждый кризис ставит этот вопрос и не дает ответа. Снова и снова бизнес захлебывается и тонет из-за жадности владельцев площадей, очень часто не присутствующих в рынке и даже в стране. В отношении автосервиса со стороны властей добавляется еще и определенная, простите уж, брезгливость: и эти полукриминальные грязные механики чего-то хотят? Это ж не снабжение голодных хлебом и не первая медпомощь… так зачем их поддерживать?
  3. Клиент. Самый большой вопрос. Стоит ли вкладываться в поддержание отношений, даже ценой снижения прибыли — или пришло время насухо «выдоить» и выбросить, потому что никакого завтра у бизнеса нет, пора взять что можно сегодня и уйти? Думается, ответ у каждого свой, определяемый общей ситуацией в бизнесе, мерой цинизма и запасом сил для продолжения борьбы.

Нам предстоит чудовищно сложный период первичной адаптации к новой реальности и не менее сложный период жизни после адаптации, день за днем, без надежных стратегий и стабильных прогнозов.

Продолжится сокращение резерва доступных помещений под автобизнес в «хороших» локациях на приемлемых условиях; сократится надежность поставок любых ресурсов; будет сложно прогнозировать сезонность в поведении клиентов; будут уходить без предупреждения давние поставщики; рынок наводнят сомнительные продукты без поддержки и гарантии. Будет риск отключения в любой день диагностических приборов, CRM-баз и любых иных IT-ресурсов. Будет крайне сложно обслужить оборудование, обновить и просто сохранить в работе, если оно «подключенное», — а сервер больше не знает ничего о территории RUS.

И все же. Прошлый санкционный кризис вывел виноделие страны из «гаражного» уровня в полноценный промышленный. Позволил нам узнать и начать уважать по заслугам своих сыроделов, а не только европейских.

Сейчас — хуже. Но есть и общее: лидеры взяли и просто ушли без боя, повесив на вешалки свои «желтые майки». Две недели дней назад никому «локальному» не стоило и мечтать о примерке этих эксклюзивных маечек… Но вон они, ничьи, ждут своих новых владельцев.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи