Куда пророс российский авторынок
1 апреля 2019, Роман АКОЛЬЗИН
20 февраля 2019 года в конференц-зале столичного «Марриотт Гранд Отеле» состоялся форум автомобильного бизнеса ForAuto-2019. Организатором события выступило аналитическое агентство «АВТОСТАТ». Во время форума прошло пятое ежегодное вручение премии «АВТОСТАТ» – «Сохранность остаточной стоимости» – RESIDUAL VALUE 2019, результаты которого также опубликованы ниже.
Основная тема мероприятия касалась итогов и прогнозов авторынка. Аналитике подверглись такие ключевые моменты, как состояние рынка новых и подержанных легковых автомобилей, коммерческого транспорта, а также финансовые инструменты (кредитование, страхование, лизинг), способствующие стимуляции спроса на продукцию. В рамках дискуссии приняли участие представители дистрибьюторов автомобилей, производителей запчастей, автомобильных холдингов, банков, страховых и лизинговых компаний.
Форум был разделен на 4 сессии. На первой выступили эксперты со своим видением автомобильного рынка России. Вторая сессия была посвящена панельной дискуссии «Авторынок 2019». Третья часть мероприятия в свою очередь делилась на 3 блока: рынок автомобилей с пробегом, финансовые инструменты рынка (страхование и лизинг) и мастер-классы экспертов. Четвертая сессия также была разделена на 3 части, включающие IT-тренды и технологии, кредитование и мастер-классы. Всего же на мероприятии прозвучало 18 докладов, а аудитория составила более 250 человек.
Первым спикером стал Владимир Костюченков, начальник отдела анализа мониторинга автомобильных рынков, учета и управления РИД Департамента автомобильной промышленности и ж/д машиностроения. Эксперт заострил свое внимание на том факте, что сегодня подводятся итоги 15-летия новой автомобильной промышленности России. «Положительная динамика продаж новых автомобилей в 2018 году сказалась на объеме их производства, которое в прошлом году выросло на 14% и составило 1 750 000 автомобилей. Таким образом рост объемов производства продолжается уже второй год подряд, а доля автомобилей российской сборки на дорогах с 2016 года стабилизировалась в районе 85%», – отметил эксперт.
Самые продаваемые автомобили в РФ произведены на нашей территории. Причем их не топ-10, а больше. По словам Владимира, по итогам прошлого года важно отметить восстановление положительной динамики инвестиционных процессов. По итогам 3-го квартала, согласно данным Росстата, индекс физического объема инвестиций в основной капитал предприятий составил 161,8%. Впервые после кризиса в 2018 году был замечен рост занятости в автомобильной промышленности, а производительность и выработка подскочили на 16%. Это означает, что применяются новые более эффективные методы управления и производства. Это привело и к росту заработной платы в отрасли на 9-10%.
Отдельной темой выступления спикера стали автомобили, реализованные благодаря комплексу мер государственной поддержки. Совокупный объем продаж в рамках адресных программ стимулирования спроса в 2018 году составил 124 000 проданных автомобилей, включая программы «Семейный автомобиль» и программы, направленные на развитие малого и среднего бизнеса.
Вторым докладчиком с обзором автомобильного рынка выступил Сергей Целиков, директор АВТОСТАТ. Общие итоги по всем сегментам внушают оптимизм. Легковые автомобили подросли за 2018 год на 13%, легкие коммерческие +3%, среднетоннажные и грузовые +7%, тяжелые грузовики +1%, автобусы +8%. В целом же рынок показал +12% по году. «4 года рынок находился в падении, пока в 2017 году не наметился рост, который мы удерживаем уже на протяжении 2-х лет. К сожалению, этот опыт пока не позволяет сказать, что кризис преодолен, и мы возвращаемся на стабильную положительную динамику», – заметил Сергей.
Эксперт отметил, что на рынке подержанного автотранспорта царит не менее оптимистичная картина. «Вторичный рынок больше рынка новых автомобилей в 3 раза, однако он крайне фрагментирован. Поэтому интерес представляет не весь 5-миллионный объем автомобилей с пробегом, а объем, проходящий через дилеров. «Вторичка» более инертна и стабильна, нежели рынок новых автомобилей, поэтому представляет громадный интерес для официальных ДЦ», – считает Сергей.
В целом же 90% рынка автомобилей занимают модели масс-брендов. Наблюдается смещение предпочтений в сторону SUV и внедорожников, всего за несколько лет доля автомобилей повышенной проходимости превысила 40%. Причем большая их часть приходится именно на компактные паркетники или универсалы повышенной проходимости без полного привода. Рост всего сегмента за 2018 год составил 18%.
Касательно регионов можно сказать, что какие-то регионы растут быстрее, другие медленнее. Несмотря на позитивные тенденции, рынок не дорос до показателей 2013 года еще на 34%. При этом регионы развиваются крайне неравномерно. Например, на Дальнем Востоке на одну тысячу жителей за год продается 3 новых автомобиля и 45 – с пробегом.
Факторами, значительно влияющими на динамику рынка, эксперт назвал стоимость баррели нефти. Статистика за 20 лет наглядно показывает, что нефть влияет на состояние не только всей экономики и крепость рубля, но и на автопром в частности. Отсюда и следует вывод всего выступления – куда качнется цена нефти, туда же и потянутся продажи автомобилей. Пока наблюдается некая стабилизация курса на уровне 60-70$.
Помимо этих тем свои прогнозы развитию авторынка в России дал Григорий Микрюков, руководитель управления отраслей экономики АЦ при Правительстве РФ.
Также выступил Борис Ионов, директор департамента научно-технической деятельности АО «Электронный паспорт», и рассказал о практике внедрения электронных ПТС в России.
Эксперт поделился, как начать работать в системе электронных паспортов, когда необходимо начинать подключение к системе ЭПТС, и сколько времени занимает этот процесс.
Итоги исследования «Residual value – 2019» (сохранность остаточной стоимости автомобиля)
Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» подвело итоги 5-го ежегодного исследования «Residual value – 2019» (сохранность остаточной стоимости автомобиля). В рамках этого исследования были рассчитаны индексы остаточной стоимости и составлен рейтинг моделей по сегментам в классах STANDART и PREMIUM в 2018 году.
Специалисты агентства с 2011 года в ежемесячном режиме проводят мониторинг динамика роста цен на новые легковые автомобили, а с 2012 года – так же исследуются цены на автомобили с пробегом. При составлении рейтинга были рассчитаны показатели примерно по 2 100 модификациям (с учетом типа кузова, объема двигателя и типа трансмиссии) более чем 60 брендов легковых автомобилей.
В исследовании принимали участие модели автомобилей, официально продаваемые на рынке РФ. Для корректной оценки остаточной стоимости в процессе расчета из общего массива данных были исключены модификации с низким уровнем предложений на вторичном рынке. Кроме того, не учитывались автомобили, требующие кузовного ремонта и не соответствующие по году выпуска справочным значениям исследуемых моделей. Также не брали в расчет автомобили, имеющие расхождения в цене на 50% и более от среднего значения по выборке для конкретной модели.
Все модели, участвовавшие в исследовании, были ранжированы в соответствии с сегментацией агентства «АВТОСТАТ» с учетом ценового позиционирования, подразумевающего деление брендов на два класса – STANDART и PREMIUM.
Для анализа использовалась цена на новый автомобиль в 2015 году, рассчитанная с учетом веса модификации в общем объеме продажи модели на рынке, и цена его перепродажи в 2018 году (оба показателя – в рублевом эквиваленте). Затем были рассчитаны индексы остаточной стоимости, и сформирован рейтинг моделей по сегментам.
В отличие от других подобных исследований рейтинг остаточной стоимости «Residual value» от аналитического агентства «АВТОСТАТ» имеет более детальный подход. По мнению заместителя начальника отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Дмитрия Ярыгина, результаты исследования также имеют документальное подтверждение в виде дипломов, свидетельствующих об актуальных показателях сохранности остаточной стоимости моделей.
«Исследование «Residual value» несет практическую пользу как для продавцов, так и для покупателей автомобилей, позволяя получить представление о том, насколько конкретная модель теряет в цене по истечении определенного периода времени. Как показывает практика, меньше всего теряют в цене те автомобили, которые в течение трех лет подорожали сильнее всего», – отметил г-н Ярыгин.
Ниже представлены победители и призеры – модели, имеющие наилучшую остаточную стоимость в своих сегментах (отдельно STANDART и PREMIUM). Представители брендов указанных автомобилей получили дипломы, подтверждающие высокий уровень сохранности их остаточной стоимости. Торжественная церемония вручения дипломов состоялась 20 февраля в рамках Форума автомобильного бизнеса «ForAuto – 2019», который прошел в столичном «Марриотт Гранд Отеле».
Рейтинг моделей в классе STANDART
Сегмент |
Место |
Марка |
Модель |
Сохранность стоимости, % | |
| |||||
B |
1 |
Renault |
Sandero |
85,51 | |
2 |
Hyundai |
Solaris |
85,17 | ||
3 |
KIA |
Rio |
84,49 | ||
| |||||
C |
1 |
Hyundai |
Elantra |
82,48 | |
2 |
Mazda |
3 |
82,33 | ||
3 |
KIA |
Cerato |
80,72 | ||
| |||||
D |
1 |
Skoda |
Superb |
84,01 | |
2 |
Mazda |
6 |
83,89 | ||
3 |
KIA |
Optima |
83,29 | ||
| |||||
MPV |
1 |
Volkswagen |
Caddy |
87,37 | |
2 |
LADA |
Largus |
82,06 | ||
3 |
KIA |
Soul |
80,42 | ||
| |||||
PICKUP |
1 |
Toyota |
Hilux |
90,25 | |
2 |
Mitsubishi |
L200 |
82,88 | ||
3 |
УАЗ |
Пикап |
70,54 | ||
| |||||
SUV (B) |
1 |
LADA |
4x4 |
84,95 | |
2 |
Renault |
Duster |
84,61 | ||
3 |
Chevrolet |
Niva |
79,34 | ||
| |||||
SUV (C) |
1 |
Mazda |
CX-5 |
92,06 | |
2 |
Mitsubishi |
Outlander |
86,98 | ||
3 |
Honda |
CR-V |
84,89 | ||
| |||||
SUV (D) |
1 |
KIA |
Sorento |
83,33 | |
2 |
Toyota |
LC Prado |
81,22 | ||
3 |
Hyundai |
Santa Fe |
79,63 | ||
| |||||
SUV (E) |
1 |
Toyota |
LC 200 |
87,24 | |
2 |
Volkswagen |
Touareg |
79,46 | ||
3 |
Mitsubishi |
Pajero |
78,90 |
Рейтинг моделей в классе PREMIUM
Сегмент |
Место |
Марка |
Модель |
Сохранность стоимости, % | |
| |||||
C |
1 |
Mercedes-Benz |
CLA-Сlass |
75,47 | |
2 |
Audi |
A3 |
72,69 | ||
3 |
Mercedes-Benz |
A-Сlass |
70,98 | ||
| |||||
D |
1 |
Mercedes-Benz |
C-Сlass |
77,33 | |
2 |
Infiniti |
Q50 |
73,81 | ||
3 |
Jaguar |
XE |
69,30 | ||
| |||||
E |
1 |
Lexus |
ES |
75,90 | |
2 |
Mercedes-Benz |
CLS-Сlass |
74,45 | ||
3 |
Audi |
A7 |
73,38 | ||
| |||||
F |
1 |
Mercedes-Benz |
S-Сlass |
69,70 | |
2 |
BMW |
7 Series |
66,13 | ||
3 |
Jaguar |
XJ |
56,01 | ||
| |||||
SUV (C) |
1 |
Mercedes-Benz |
GLA-Сlass |
77,30 | |
2 |
Audi |
Q3 |
75,79 | ||
3 |
Land Rover |
Range Rover Evoque |
74,03 | ||
| |||||
SUV (D) |
1 |
Porsche |
Macan |
82,04 | |
2 |
Lexus |
NX |
81,90 | ||
3 |
Infiniti |
QX50 |
76,50 | ||
| |||||
SUV (E) |
1 |
Audi |
Q7 |
82,98 | |
2 |
Porsche |
Cayenne |
80,80 | ||
3 |
Lexus |
GX |
79,07 |
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.