Аналитика не в почёте
2 апреля 2014, В.Волгин
Владислав Волгин, экономист-международник
Во многих прочитанных автором статьях повторяются идеи типа: «Авторынок спасёт льготное кредитование…», «Авторынок спасёт утилизация…». А зачем его спасать? Он привык к колебаниям спроса.
Авторынок как таковой не исчезнет при любом развитии ситуации, но изменения его структуры могут оказаться опасными. Поэтому спасать нужно не рынок как таковой, а важный его сегмент - автодилеров, которые не могут выжить без продаж автомобилей. Сами себя они спасти могли бы, но не умеют, вот и лоббируют разные постановления.
Справка
Статистика NADA, США, группирует дилеров в четыре категории:
продающие до 150 новых автомобилей в год (3 в неделю),
продающие до 400 новых автомобилей в год (8 в неделю),
продающие до 750 новых автомобилей в год (15 в неделю),
и продающие свыше 750 новых автомобилей в год.
К 1 и 2 категориям отнесены примерно по 5000 дилеров, к 3 и 4 – примерно по 3500 дилеров. Первые две категории дилеров – это типичные сервисные фирмы, устойчиво работающие и без продаж новых машин.
В России подобной статистики нет, но можно предположить, что на рынке работают примерно такие же категории дилерских предприятий. У нас пока около 4,5 тысяч дилеров, и в среднем на каждого дилера в 2013 году пришлось по 578 проданных автомобилей или 1,6 машин в день.
Группировка дилеров может быть также проведена по намерениям владельцев. Одни владельцы хотят заниматься именно автобизнесом и развивают свои предприятия в этом ключе. Другие владельцы относятся к предприятию как к доходной собственности, которую следует «раскрутить» и выгодно продать. Такие предприятия Попов В.В. назвал в своей книге «бройлерами». Кстати, если инвестор ставит наёмному топ-менеджеру задачу увеличить капитализацию предприятия для выгодной продажи, ему не следует удивляться, если топ-менеджер будет в первую очередь действовать в своих личных интересах.
Проблемы автодилеров отражаются в ежегодном исчезновении десятков автодилерских предприятий, разорившихся, проданных или поглощённых более удачливыми.
Выявлению, пониманию и предупреждению проблем препятствует отсутствие подробной аналитики и
оценки каждого процесса в подразделениях.
В мировом автобизнесе давно известны, и многими выполняются, правила выживания. Те, кто не соблюдает правил, разоряются, что и происходит в России.
Три кита – три условия стабильности автодилерского бизнеса:
На этих трёх китах и основана устойчивость дилерских предприятий.
Доли подразделений в обороте одного из дилеров США (NADA)
Источник прибыли |
Сервис с кузовным цехом |
Отдел автомобилей с пробегом |
40% |
Сервисный цех |
30% |
Кузовной цех |
10% |
Отдел запчастей |
20% |
Задачей торговли автомобилями является привлечение новых клиентов в сервис, тем более что прибыли в торговле бюджетными автомобилями стандартной комплектации нередко просто нет. Недаром в США многие годы существует поговорка:
Продал автомобиль – посадил дерево, продаёшь сервис и запчасти – собираешь урожай.
Некоторые генеральные директора российских автодилеров считают важной только торговлю автомобилями, а сервис и запчасти для них – до сих пор тёмный лес. Сервисы многих дилеров маломощны, доходило до того, что они были не в состоянии делать даже регламентные ТО всем проданным машинам.
К сожалению, за 20 лет развития российского авторынка далеко не все руководители автодилерских предприятий поняли, что: автодилерский центр – это не выставка-продажа автомобилей с автосервисом на задворках, но авторемонтный завод с демзалом моделей, которые он обязуется обслуживать.
Немало руководителей наших дилеров возомнили себя не работягами-ремонтниками, а звёздами предпринимательства, они позиционируют себя в социуме VIP-персонами от автопродуцентов, считают себя воротилами престижного бизнеса и даже не вникают в проблемы собственных техцентров.
Однако бизнес этот не так уж привлекателен для инвесторов, его прибыльность проблематична, а риски очевидны. ДЦ может «приторговывать» автомобилями, но не теми, которые он заказывает, а теми, которые ему даст или навяжет дистрибьютор. К тому же, продажа 1,6 машины в день, как было в среднем у дилеров, а у большинства и того меньше - разве это торговля?
Но, тем не менее, уровень оплаты труда оформителей бумажек в автосалонах выше уровня оплаты классных специалистов в техцентрах, нередко за счёт прямого обмана при подведении итогов работы подразделений. Например, относят на затраты сервиса и отдела запчастей расходы по рекламе автомобилей, представительские расходы, работы для автосалона. Тем самым завышается прибыльность торговли автомобилями – этот самообман устраивает гендиректоров по ряду причин. Во многих дилерских центрах автосалон и автосервис конфликтуют из-за недооценки роли сервиса, меньших льгот.
К сожалению, даже самые энергичные и думающие руководители сервиса не могут пробить стену непонимания директоров ДЦ, многие предложения руководителей техцентров не встречают поддержки. Даже руководителей техцентров считают «чёрной костью», не говоря уж о слесарях.
Только руководитель, квалифицированно управляющий именно авторемзаводом, а не позирующий в демзале с «крутыми» клиентами, добивается прибыли, ожидаемой акционерами.
ДЦ – типичное фрактальное предприятие, и для эффективного управления следует вести тщательный раздельный оперативный управленческий учёт доходов и расходов по трём центрам финансовой ответственности: автосалон, автосервис, отдел запчастей и вести подробнейшую аналитику результатов их деятельности. Это рекомендации автопроизводителей, приведённые в моих книгах. Но по статьям многих управленцев автодилерских фирм в журналах и интернете, по их выступлениям на разного рода конференциях с весьма простенькой аналитикой, можно сделать вывод: аналитика у автодилеров не в почёте.
Следует отметить, что тщательный анализ деятельности в реальности интересен и важен только собственнику, самостоятельно управляющему предприятием.
Собственники-рантье обычно не интересуются ничем, кроме прибыли.
Наёмным директорам тщательный анализ порой неприятен – им нужны только такие показатели, которые не портят их имидж хорошего топ-менеджера и помогают скрывать их «творческую» бухгалтерию в личных интересах.
Результаты анализа вызывают нередко шок у руководителей. Часто оказывается, что автомобили, как товар, тянут компанию на дно, а прибыль приносят сервис и запчасти. Вместо того чтобы отказаться от убыточных моделей машин, руководители дают указание покрывать расходы автосалона на сбыт автомобилей за счёт сервиса и запчастей – это их право, но только при таких операциях продавцы машин неизвестно за что получают премии, а руководители и сотрудники сервиса и отдела запчастей – нет.
ABC-анализ по реализации запчастей делают не все дилеры, а такой же анализ по реализации труда в сервисе не делает никто.
Большие неликвидные запасы запчастей есть у каждого дилера – часть образовалась из-за отсутствия анализа спроса, часть навязана импортёрами. Кстати, директора дилерских фирм нередко подписывают по настоянию импортёра спецификации на поставку «рекомендуемых» импортёром запчастей, даже не спросив сотрудников своего склада – нужны ли фирме эти запчасти.
Реализация и автомобилей, и сервиса, и запчастей подвержена сезонным колебаниям, и отсутствие тщательного анализа результатов и их причин приводит к образованию дефицита или неликвидов.
Только в 2008 году кризис заставил некоторых дилеров выполнять анализ сервисного покрытия, хотя о нём я рассказываю в моих книгах с 1997г. - применяли бы раньше, не попали бы в яму. Но до сих пор не все понимают и делают его правильно.
Российские крупные автодилеры имели достаточно возможностей для аналитики, но пренебрегали ею – раздутые от гордости участия в «престижном» бизнесе щёки управленцев мешали им видеть тенденции рынка и приближающиеся проблемы. Это и привело к серьёзным убыткам.
Примерами могут служить:
управленцы не развивали мощности сервиса по мере роста парка проданных ими машин, в результате теряли клиентов уже на 2-й год после продаж ;
управленцы нахватали множество брендов после 2003г. и потом отказались от некоторых, захлебнувшись в потоках автомобилей на регламентные ТО и гарремонты;
управленцы поспешно приняли дилерство по китайским автомобилям и потом отказались от него;
управленцы начали строить дворцы для дилерских центров и потом отказались от них.
управленцы завезли в 2008г. громадные стоки машин и потом несколько лет распродавали их. В 2012г. они опять нарастили запасы машин в заведомо сомнительной надежде на удачный 2013г. Все прогнозы, публиковавшиеся в прессе за 15 последних лет, не имели серьезных обоснований. Единственный критерий для безудержного оптимизма авторов прогнозов – малое количество автомобилей на 1000 человек населения.
За рубежом многие дилеры тоже не используют аналитику, потому они и не успешны. Но там большая часть персонала не имеет высшего образования, а в России в автобизнес пришли в первую очередь инженеры, от них можно было ожидать хотя бы любознательности и попыток анализа. В лучших автодилерских фирмах инженеры проявили себя достойно, поэтому и фирмы развивались стремительно, а у остальных инженеры стали чиновниками – делают только то, что прикажут. Но приказывать думать бесполезно, чиновникам нужно дать готовые алгоритмы, но не каждый директор знает, где их найти.
Наиболее полезны показатели, характеризующие результативность, эффективность и производительность процессов.
Показатели результативности отражают количественные характеристики результатов процессов.
Показатели эффективности – это соотношение между количественными характеристиками результатов процессов и затраченными ресурсами.
Показатели производительности – это соотношение между результатом и количеством возобновляемых ресурсов, используемых в процессах (оборудование или люди).
Показатели используются для планирования деятельности, контроля и анализа процессов.
В последние годы некоторые дилеры стали вычислять KPI для оценки труда сотрудников – это прогресс, но частичный.
Для управленческих решений следует вычислять показатели для оценки результатов эффективности и производительности по всем процессам и даже операциям предприятия. Только так можно видеть узкие места, причины проблем и выработать наиболее прибыльные технологии выполнения операций и процессов.
Успешный бизнес делается не героическими рывками, а мелкими, но системными усилиями.
Необходимо использовать по максимуму компьютерную систему. Для этого в предприятии должны быть инициативные пользователи. Дело в том, что все программные системы, предлагаемые на рынке, делают множество типичных для бизнеса операций, а что касается аналитики, в них предусмотрены, чаще всего, только обязательные отчёты, требуемые, например, правилами бухгалтерского и финансового учёта.
Разработчики не знают ваших намерений. Поэтому в системы включают «генераторы отчётов», в которых пользователи самостоятельно могут сформировать любые отчёты и ведомости – аналитические или исследовательские и сделать их постоянными элементами системы.
Нечасто можно встретить компанию, в которой аналитику встроили в систему. В лучшем случае управленцы формируют какие-то алгоритмы вне системы, в Excel – их доклады на конференциях показывают такой полукустарный подход. Такой подход показывает, что в компании не считают аналитику жизненной потребностью. Уход управленца, который что-либо анализировал в Excel, лишает руководство поступавших от него данных до тех пор, пока кто-то другой захочет и сумеет заниматься анализами.
Беда в том, что люди на самом деле не хотят работать больше и лучше, только энтузиасты с интересом осваивают новые технологии.
Другая беда в том, что аналитика в полном объёме нужна и важна только руководителям подразделений, но далеко не все руководители являются энтузиастами и трудоголиками, некоторые директора не пользуются даже имеющимися в системах возможностями статистических и финансовых анализов.
Для примера приведу случай из моей практики. В 1989г. в советских дистрибьюторских фирмах в США и Канаде сменились директора. Они стали жаловаться на слабые возможности программных систем, установленных на фирмах и просить денег на новые. Меня направили в командировку помочь им выбрать на рынке другие системы DMS. Ознакомившись с предложениями поставщиков и с установленным на фирмах программным обеспечением, я пришёл к выводу, что имеющиеся системы, приобретённые всего пару лет назад, мало чем отличаются от предлагаемых на рынке, а неудовлетворённость директоров вызвана тем, что даже имевшимися аналитическими возможностями систем ни они, ни персонал не научились пользоваться, «генераторы отчётов» никого из служащих тоже не интересовали.
То же самое происходит сейчас и в российских автодилерских фирмах.
Программная система – это только инструмент, надо научиться ею пользоваться и развивать в направлениях, требующихся для бизнеса.
Для развития необходимо выбрать нужные показатели и заказать программный модуль управленческого учёта и оперативного анализа.
Больше сотни необходимых автодилерам для анализа деятельности алгоритмов для аналитических расчётов имеются в моей книге «Энциклопедия автобизнеса. Секреты дилеров». На их основе и нужно заказать разработку программного аналитического модуля.
Компьютерная система должна помогать управленцам отслеживать ключевые показатели бизнеса каждого подразделения (Центров Финансовой Ответственности), такие как:
доля каждого отдела в общем объёме продаж и прибыли;
точка безубыточности каждого отдела;
степень сервисного покрытия;
оборачиваемость запасов новых и подержанных автомобилей и запасных частей.
А также контролировать:
платёжеспособность каждого подразделения;
ликвидность каждого подразделения;
доходность активов каждого подразделения;
динамику изменения валовой прибыли каждого подразделения;
чистую прибыль каждого подразделения;
логистические расходы каждого подразделения.
Думающему директору важно:
знать показатели каждого подразделения в реальном времени;
обнаруживать проблемы вовремя;
исправлять отклонения от регламентов бизнес-процессов, планов, технологии;
получать обоснования для решений;
измерять реальную эффективность бизнеса.
Управленцы сегодня перегружены информацией, и они должны в реальном времени, с минимумом кликов, узнавать как дела в бизнесе. Но для этого они должны досконально освоить возможности системы DMS (Dealer Management System) и разработать свои собственные показатели.
Управленцы будут в состоянии, если захотят, легко получать важнейшую информацию для управления бизнесом и смогут быстро выявлять и устранять возможные отклонения.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.