В 2012 году динамика сделок в автомобильной отрасли замедлилась по сравнению с 2011 годом
17 апреля 2013, PwC
В первой половине 2012 года активность в области слияний и поглощений в автомобильной отрасти снизилась под давлением макроэкономической ситуации, согласно данным отчета PwC «Создание стоимости: обзор сделок слияния и поглощения в автомобильной отрасли за 2012 год» (Automotive M&A insights). По сравнению с 2011 годом общее количество сделок в отрасли снизилось на 18%, а стоимость сделок уменьшилась на 33%. Для сравнения, активность в области международных межотраслевых сделок в 2012 году снизилась меньше, чем в автомобильной отрасли: количество сделок снизилось на 7%, а стоимость сделок сократилась на 17% по сравнению с 2011 годом.
Хотя некоторые регионы продолжают демонстрировать признаки стабилизации и роста доходности после рецессии 2008-2009 годов, экономический кризис в Европе остается постоянным источником обеспокоенности. Доля Европы в количестве сделок в мировой автомобильной отрасли снижается уже второй год подряд, тогда как Азия продолжает наращивать свое присутствие, став крупнейшим покупателем региона в 2012 году.
Европейский долговой кризис продолжает оказывать влияние на автомобильную отрасль региона и активность в области слияний и поглощений, которая снизилась как по количеству, так и по стоимости сделок по сравнению с 2011 годом, когда было заключено 594 сделки с заявленной стоимостью 44,9 млрд долл. США. В 4 квартале 2012 года в автомобильной отрасли было проведено 98 сделок, что свидетельствует о снижении количества сделок уже третий квартал подряд.
Прочие выводы отчета:
· Для производителей автомобилей 2012 год стал самым лучшим за последний пятилетний период с точки зрения количества и заявленной стоимости сделок, которые, однако, были направлены на достижение синергии затрат, например за счет совместного использования технологий и платформ в рамках стратегических альянсов.
· Поставщики компонентов сохраняли стабильное количество сделок в первой половине 2012 года, которое, однако, значительно сократилось во втором полугодии.
· Регионом наибольшей активности для производителей автомобилей была Азия, где в 2012 году была заключена 41 из 97 сделок.
· В категории других игроков отрасли, включая розничную торговлю, послегарантийное обслуживание, аренду/лизинг, оптовую продажу и т.д., в 2012 году наблюдалось значительное снижение активности.
· Доля инвестиционных покупателей в количестве сделок слияния и поглощения снизилась до 24%, что соответствует самому низкому уровню, отмечавшемуся с момента пика рецессии.
· Внимание инвестиционных покупателей продолжает перемещаться с Европы в сторону американских и азиатских активов.
· Торговые покупатели в 2012 году больше внимания уделяли производителям автомобилей и тоже переключились с европейских на азиатские активы.
· В 2012 году спрос на новые автомобили в странах Европейского Союза и Европейской ассоциации свободной торговли (EU+EFTA) снизился на 7,8% до 12,5 млн единиц, тогда как объем продаж новых автомобилей в Европе остановился на отметке на 3,5 млн единиц ниже пика 2007 года.
· Доля североамериканских покупателей в сделках слияния и поглощения в глобальном масштабе увеличилась с 20% в 2010 году до 27% в 2012 году, хотя на североамериканские компании пришлось 34 из 102 международных сделок.
· В 2012 году на азиатские страны пришлось более 30% количества глобальных слияний и поглощений в автомобильной отрасли, но максимальная активность наблюдалась в рамках самого региона. Такие развивающиеся страны, как Китай и Индия, скорее всего, воспользуются возможностью приобретения технологий или доступа к европейскому рынку при выгодной оценке активов.
Кроме того, изложенные в отчете результаты исследования показывают, что в 2012 году Азия обогнала Европу, став крупнейшим международным покупателем. В 2012 году Европа была крупнейшим бенефициаром международных инвестиций в рамках 47 сделок, проведенных в регионе, 43% которых представляли собой инвестиции американских компаний.
Сергей Литвиненко, старший менеджер практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли, PwC в России отметил:
«Долговой кризис в Европе, неопределенность ситуации в США в свете выборов и бюджетного дефицита, замедление роста экономики Китая и некоторые другие факторы стали причиной более консервативного подхода инвесторов к сделкам M&A в 2012 году, в том числе в автомобильном секторе. В отличие от европейских компаний азиатские компании были активны на рынке M&A с целью получения доступа к технологиям и повышения конкурентоспособности как на мировой арене, так и на внутреннем рынке на фоне снижающихся оценок компаний в Европе и США. При этом среди сделок в автомобильном секторе преобладали небольшие и средние сделки с участием стратегических инвесторов».
В перспективе положительный прогноз PwC в отношении слияний и поглощений обусловлен оценками, предполагающими увеличение объемов производства отрасли на 30 млн единиц в период с 2012 по 2019 годы. Ниже приводятся основные факторы, которые согласно прогнозам должны привести к росту активности в области слияний и поглощений в автомобильной отрасли:
- достаточно ликвидное финансовое положение компаний;
- стратегические инициативы по расширению доли рынка и увеличению портфелей клиентов, технологий и продуктов;
- урегулирование проблем с государственным долгом в европейских странах;
- быстрое восстановление темпов роста и активизация отложенного спроса в развитых странах;
- возобновление трендового экономического роста в Китае и Индии.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.