Независимые автосервисы объединяются
19 марта 2020, Иван СОКОЛОВ
Нельзя сказать, что автомобильная отрасль в нашей стране не развивается: за последние годы появились не только современные автомобили, но и автозаводы, расширился выбор инструмента и оборудования, да и с наличием запчастей проблем не наблюдается. Чего не скажешь об условиях ведения автосервисного бизнеса: независимые СТО с юридической и законодательной стороны сегодня находятся в несколько ущемленном состоянии. Для соблюдения интересов сервисменов была создана некоммерческая организация РАСТО, участникам которой небезразлично будущее своей отрасли.
Проблем в сфере СТО, которые порой ложатся в том числе на плечи автомобилистов, действительно хватает. Это и отсутствие технического осмотра как такового, и сложности с заводской гарантией (как автомобилей, так и запчастей), и проблемы с подготовкой и оценкой квалификации рабочих кадров. Есть и другие нюансы, с которыми сталкиваются владельцы автосервисов: если дилерские станции обеспечены полным техническим сопровождением, которое предоставляет завод-изготовитель, то независимые СТО таких привилегий фактически лишены. Как в том анекдоте: дали пистолет (а в нашем случае инструмент), и крутись как хочешь. А официальная техническая документация необходима не столько для правильного соблюдения процессов ремонта (хотя и это важно), сколько для решения спорных, правовых и юридических вопросов, которые могут возникнуть, к примеру, после случившегося ДТП или выявления брака в работе либо запчасти. Есть и такие проблемы, как «ручное» управление потока загрузки кузовных станций страховыми компаниями, необязательная сертификация независимых экспертов, неразвитое трудовое право…
Спрашивается: кто будет заниматься решением столь глобальных и трудноразрешимых задач, причем в добровольном порядке? К сожалению, ждать какой-либо серьезной и, главное, грамотной и своевременной поддержки от государственных органов не всегда возможно. Причин здесь масса и не все они, как бы ни было удивительно, связаны с низким уровнем квалификации чиновников госорганов и их заинтересованности в малом и среднем бизнесе. Но можно пытаться менять правила игры «снизу», на локальном уровне. Если переиначить известную поговорку, выходит, что спасение управляющих СТО — дело рук самих управляющих. Потому что самый эффективный способ отстаивать интересы профессионального сообщества — объединяться и решать проблемы сообща. Вдумчиво, методично и последовательно. Такие люди, к счастью, находятся. Кто они и зачем им это нужно?
После удовлетворения базовых потребностей, согласно небезызвестной пирамиде, человек стремится к более высоким материям — реализации познавательных, эстетических и личностных амбиций. На этих стадиях люди действуют по-разному: кто-то повышает уровень своего образования, кто-то ищет новые виды активного отдыха, кто-то развивает и масштабирует свой бизнес. Если говорить о такой сфере, как автобизнес, многие руководители, достигшие определенных успехов и самореализации, желают не только создавать благоприятную атмосферу в своем обособленном мирке — на станциях техобслуживания, — но и принимать участие в повышении культуры авторемонтной отрасли в целом. Эти люди желают, чтобы будущие рабочие кадры получали достойное образование (как, собственно, и те, кто готовит и обучает рабочий персонал); чтобы компании имели юридическую защиту и сами при этом действовали по понятным правилам; чтобы СТО имели доступ к технической информации по ремонту, а также имели право представлять свои интересы, участвуя в законотворческой деятельности.
Эти цели преследуют члены Региональной ассоциации станций технического обслуживания — сокращенно РАСТО. Сама ассоциация, к слову, совсем молодая: 27 сентября 2019 года в Московской области, Одинцовском районе на базе ТЦ «ВОЛИН» по инициативе генеральных директоров независимых СТО состоялась первая рабочая встреча, на которой было принято решение о ее организации. В состав «РАСТО», очередное собрание которой состоялось 23 января 2020 года, вошли 16 крупных независимых автосервисов России — от Санкт-Петербурга до Нижневартовска.
Цели Региональной ассоциации СТО
· Объединение единомышленников
Объединение руководителей независимых станций технического обслуживания, которые несут ответственность за оперативную и управленческую деятельность предприятий, осуществляющих ремонт автотранспорта.
· Обмен опытом
Создание единой площадки для обмена знаниями и успешным практическим опытом, повышение профессионализма участников ассоциации.
· Информация
Формирование единого информационного поля для получения и передачи информации в области современного авторемонта и услуг.
· Цивилизованный рынок услуг
Введение культуры качественного обслуживания автомобилей в независимый сегмент авторынка и продвижения современных технологий в области авторемонта, создание рынка «здоровой» конкуренции.
· Поддержка производителей автозапчастей и оборудования
Стандартизация и систематизация бизнес-процессов НСТО, содействие и помощь в развитии производителей запчастей и оборудования.
· Подготовка кадров
Взаимодействие со средним профессиональным образованием (СПО) — подготовка кадрового резерва.
· Юридическое сопровождение
Правовое сопровождение и юридическая поддержка членов ассоциации.
Перед нами — эффективные руководители и собственники предприятий с колоссальным опытом работы в авторемонтном бизнесе. На второй по счету встрече был выбран совет Ассоциации, а также контрольно-ревизионная комиссия. То, что автосервисная отрасль должна стать более цивилизованной, — первое, чего хотят учредители «РАСТО» — Ольга Селезнева, генеральный директор ТЦ «ВОЛИН» и председатель Ассоциации и Янковский Николай, заместитель генерального директора по сервису VIANOR. У них мы и решили более подробно узнать, какие цели и задачи ставит перед собой Ассоциация.
Ольга Селезнева, генеральный директор ТЦ «ВОЛИН» и председатель «РАСТО»
Основной целью создания ассоциации стала необходимость коммуникации. У нас не было единой площадки, где мы — представители рынка СТО — могли бы обмениваться знаниями и опытом, обсуждать общие системные проблемы. Следующее важное значение объединения — необходимость получения открытого законного доступа к технологиям авторемонта от всех автопроизводителей, которые осуществляют продажу автомобилей на территории РФ. Подобные процедуры должны быть официально прописаны в законе, чтобы все участники независимого сегмента СТО проводили ремонт автомобилей иностранного и отечественного производства в соответствии со стандартами автопроизводителей. Это нужно в первую очередь самому автопроизводителю и государственному регулятору. Невозможно менять масло в двигателе или производить замену тормозных накладок по-разному: должны быть одни стандарты для всех участников авторемонтной отрасли, при этом неважно — дилер это или частная автомастерская.
Одним из условий вступления в ассоциацию является наличие действующего бизнеса, который осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (категория ОКВЭД 45). Вторым условием — быть действующим индивидуальным предпринимателем (ИП) или руководителем организации, который несет ответственность за оперативную и финансовую деятельность автосервиса. Члены ассоциации — это руководители СТО с большим опытом работы, практики, которые уже добились успехов в своем деле. Они уже решили собственные первостепенные задачи и готовы делиться своим опытом, чтобы поднять на новый уровень техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
Один из других вопросов, которые мы поднимаем, — создание общей базы данных по всем ремонтным операциям, которые проводятся с автомобилем. Речь здесь не идет о передаче персональных данных, но если, к примеру, в Аудатекс вы вбиваете в базе VIN, то вам сразу выкатывается вся история по кузовному ремонту автомобиля. Что мешает сделать подобное по слесарному ремонту?
Главной целью мы ставим реформу среднего профессионального образования. Совместно с коллегами на базе двух СПО были организованы круглые столы на тему «Кадры решают все» с участием 50 работодателей и представителей 49 техникумов и колледжей МО по профессии «Автомеханик». В результате были сформированы конкретные требования рынка к профессии и разработаны соответствующие тесты. Кроме того, ведется совместная работа по использованию теоретических знаний на практике и производстве. Одна из задач Ассоциации — помочь колледжам и техникумам подготовить специалистов, которые после выпуска смогут пойти на работу и зарабатывать свои первые достойные деньги, а не переучиваться еще в течение нескольких месяцев.
Решение подобных вопросов должно привести к тому, что мы получим нормальную цивилизованную отрасль, когда и у ОД, и у независимых автосервисов будут одинаковые права и обязанности, как во всем цивилизованном мире. Я думаю, что это в наших силах. Краткосрочные цели определены, рабочие группы созданы. Отмечу, что все обновления и новости можно отслеживать на нашем сайте (www.rasto.net). Следующее собрание членов назначено на 21.04.2020, совет ассоциации планирует собираться один раз в месяц.
Николай Янковский, заместитель генерального директора по сервису VIANOR
Автосервисный бизнес сейчас переживает весьма непростое время, когда, с одной стороны, растут затраты, а с другой — сильная конкуренция не дает возможности поднять расценки и наценки. В этих условиях совершенно очевидным становится постулат больших компаний: конкуренция идет не за счет цены или уникальной услуги, а конкурируют модели управления. Другими словами: кто может обеспечить меньшим количеством сотрудников качественный сервис — тот и выживет.
Вместе с тем мы видим, что и классические собрания руководителей, и классические технические тренинги себя изжили и устарели. Мало кто готов делиться действительно ценной информацией, опасаясь за ее обширное распространение через всевозможных «экспертов» и «тренеров», при этом график классического технического тренера не подразумевает под собой реальной практики, из-за чего тренер через 3–4 года теряет квалификацию.
Такова реальность руководителя СТО: с одной стороны, информации — море, с другой — посоветоваться не с кем. Вокруг или конкуренты, или «эксперты», или сотрудники. Объективное мнение получить не удается. Поэтому многие руководители станций проходят одни и те же пути в поиске эффективности, набивают одни и те же шишки на ошибках.
Классический пример прохождения всеми одного и того же пути — и, увы, без результата — поиск молодых специалистов в колледжах. Только полное погружение в программу обучения, многочисленные встречи с представителями и учащимися колледжей (уже в рамках работы Ассоциации), структурирование требований к знаниям и навыкам выпускников — прояснили причины этих бесполезных хождений за новичками.
Объединяясь в Ассоциацию, мы уверены в том, что в течение короткого промежутка времени мы сможем организовать единое информационное пространство для профессионалов — руководителей СТО. Только регулярное общение практиков с практиками по всем сложным темам гарантирует последовательное развитие бизнеса и способность выжить в ежедневно усложняющихся условиях.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.