География обучения
22 января 2013, Алексей СОБОЛЕВСКИЙ
Несмотря на различные экономические потрясения, выбросившие на рынок труда достаточно большое количество работников, в России, как и прежде, наблюдается дефицит квалифицированного персонала как управленческого звена, так и сотрудников рабочих специальностей.
К сожалению, на сегодняшний день существующих учебных заведений, способных дать рынку квалифицированных специалистов, крайне недостаточно, а двери имеющихся учебных заведений зачастую закрыты для тех, у кого недостаточно средств. Автобизнес не исключение. Здесь также наблюдается дефицит квалифицированных кадров.
Какое образование должно быть у руководителя предприятия автобизнеса? Первая мысль: конечно, высшее и желательно в автомобильном ВУЗе. Но далеко не у всех имеется реальная возможность его получить. В столичном регионе и крупных региональных центрах возможностей для обучения достаточно много. Но попробуйте отдалиться на 500-600 кил метров, и что вы увидите? Практически полное отсутствие возможности обучаться с надлежащим качеством как для управленческого, так и для рабочего состава предприятий автобизнеса. Большинство специалистов работает, основываясь на прошлом опыте, к сожалению, не всегда наиболее эффективном.
Поддержка образовательных учреждений в области автобизнеса со стороны государства крайне низка, не отработаны механизмы поддержки и развития образования для специалистов предприятий автобизнеса. Особенно остро эта проблема наблюдается в сфере кузовного ремонта и окраски автомобилей? ведь программы обучения в учебных заведениях лишь вскользь затрагивают специфику кузовного ремонта, что приводит к дефициту квалифицированных кадров в сфере кузовного ремонта автомобилей.
Проблемы в качественном образовании частично решаются за счет учебных курсов, организуемых представительствами автопроизводителей, производителями автосервисного оборудования, лакокрасочных и расходных материалов. Как правило, обучающие программы реализуются в виде циклов практических курсов и семинаров для рабочего и менеджерского состава предприятий автобизнеса.
Со стороны представительств автопроизводителей, как правило, проводится обучение по следующим направлениям:
- искусство продаж автомобилей для менед- жеров по продажам;
- управление процессами в цеху ТО и ТР;
- практические курсы для механиков, новые инструменты и приспособления. Новые технологии в обслуживании и текущем ремонте автомобилей;
Производители оборудования, расходных и лакокрасочных материалов, а также программного обеспечения проводят как самостоятельно, так и в сотрудничестве с представительствами автопроизводителей учебные курсы по следующим темам:
- организация работы малярно-кузовного цеха (для менеджерского состава);
- практические тренинги для маляров, жестянщиков, колористов, механиков;
- нюансы работы с программным обеспечением;
- тематические форумы и семинары, посвященные определенным аспектам работы предприятий автобизнеса (новые технологии производства, взаимоотношения дилерских центров, независимых предприятий автобизнеса и страховых компаний, изменения в законодательстве и т. д.);
Как правило, продолжительность одного учебного курса составляет 2–4 дня, а программа обучения по каждой из тем представляет собой цикл, состоящий из 2–4 учебных мероприятий.
Учебные курсы проводят, как правило, тренеры высшей квалификации, за плечами которых большой опыт практической работы на производстве, постоянно пополняемый в ходе специальных тренингов, организуемых производителями автомобилей, автосервисного оборудования и материалов в зарубежных учебных центрах. Каждая программа обучения предполагает самостоятельную работу участников с подтверждением полученных знаний на следующей стадии обучения.
Учебные курсы, организуемые автопроизводителями, производителями оборудования и материалов лишь частично компенсируют дефицит качественных учебных программ, в первую очередь, по причине ограниченности ресурсов, таких как рабочее время, наличие квалифицированных тренеров, учебная база. Именно поэтому на сегодняшний день существующие учебные ресурсы задействованы практически полностью.
На этом фоне дилерские предприятия автобизнеса находятся в выигрышной ситуации по сравнению с независимыми предприятиями, так как дилеры могут рассчитывать как на обучение со стороны представительств автопроизводителей, так и со стороны импортеров автосервисного оборудования, расходных и лакокрасочных материалов. Независимые предприятия доступа к учебным программам автопроизводителей, к сожалению, не имеют. Однако в обучении управленческого состава малярно-кузовных цехов дилерские центры и независимые предприятия автобизнеса находятся в равных условиях, так как курсы обучения руководителей малярно-кузовных цехов в равной степени доступны как дилерским, так и независимым предприятиям.
Курсы обучения специалистов дилерских малярно-кузовных цехов проводят во многих случаях штатные тренеры компаний-импортеров оборудования и материалов при содействии автопроизводителей. Эти же тренеры проводят обучение для независимых малярно-кузовных цехов, являющихся клиентами компании-импортера. Именно поэтому дилерские и независимые малярно-кузовные цеха получают знания в области кузовного ремонта и окраски автомобилей на одинаково высоком уровне.
Причем эта возможность одинаково доступна для персонала малярно-кузовных цехов как столичного региона, так и других регионов России. Несомненно, корпоративные центры многих крупных федеральных игроков на рынке оборудования и материалов для кузовного ремонта и окраски автомобилей расположены в Москве и Санкт-Петербурге, однако это не означает отсутствие тренинговой поддержки регионов на базе филиальных и дилерских сетей, как правило, расположенных в большинстве крупных городов России. Более того, действующие тренеры большую часть своего рабочего времени тратят на проведение учебных курсов в регионах из-за возросшего спроса на услуги по обучению персонала в регионах в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга. Причин может быть несколько: стагнация спроса на услуги по обучению в Москве и Санкт-Петербурге обусловлена высоким уровнем насыщенности рынка в этих мегаполисах. Однако этот довод достаточно спорен: насыщенность рынка не обеспечивает высокого уровня качества сервиса. Есть регионы, в которых качество сервиса предприятий автобизнеса существенно выше столичных показателей. Уровень квалификации специалистов региональных малярно-кузовных цехов зачастую не уступает и в некоторых случаях превышает уровень столичного региона. Возможно, причина стагнации рынка услуг по обучению специалистов малярно-кузовных цехов Москвы и Санкт-Петербурга кроется в высокой насыщенности этих городов предложениями по обучению, но не стоит исключать и тот факт, что спрос на услуги кузовного ремонта здесь гораздо выше, соответственно, малярно-кузовные цеха не ставят перед собой задачу повышения качества сервиса и эффективности рабочих процессов. Очень хочется в этом ошибаться…
В большинстве регионов России участники семинаров, которые мне доводилось вести в качестве тренера, проявляли неподдельный интерес к позитивному опыту организации эффективной работы малярно-кузовных цехов и, используя этот опыт в дальнейшем, добивались существенного повышения эффективности работы своих предприятий. Самое главное здесь – открытость к переменам, к применению новых разработок и стремление к постоянному повышению качества обслуживания клиентов. Ведь без этого при дефиците спроса на кузовной ремонт в регионах не вырваться на позицию лидера.
Также следует обратить внимание на высокий уровень развития цифровых технологий в регионах. Удаленность региональных предприятий автобизнеса от корпоративных центров дилерских сетей и страховых компаний ставит предприятия перед необходимостью использовать цифровые технологии связи и электронный документооборот, что помимо всего прочего существенно повышает эффективность бизнес-процессов.
Отличия в проведении тренингов в различных регионах минимальны. Все зависит от стремления участников к повышению эффективности своего предприятия и достижению действительно высоких результатов.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.