Кадровый дефицит и недостаток премиум-материалов: руководитель СТО в Уфе - о трендах в кузовном ремонте
24 сентября 2025

Сервисный центр EuroColor обслуживает в месяц более 220 автомобилей – здесь занимаются как слесарным, так и кузовным ремонтом. Клиентов хватает, но работать в две смены не получается. О проблемах сферы, тенденциях рынка, конкуренции и сотрудничестве с «Европроект Групп» мы поговорили с Антоном Морозовым, генеральным директором компании.
- Как давно ваша компания на рынке?
- EuroColor образовалась в 2002-м году. Мы ее приобрели в 2015-м как готовый бизнес. На тот момент было всего два сотрудника-иммигранта, одна окрасочная камера и маленький цех. Так что развивали сервис практически с самых низов. Сегодня у нас работают два основных цеха: кузовной – порядка 850 квадратных метров, и слесарный – 350 квадратов. Плюс офисные и складские помещения. Также есть зона полировки, химчистки. Штат сотрудников – более 30 человек. Помимо непосредственно ремонта занимаемся продажей запчастей, участвуем в тендерах.
- Конкуренция большая в вашей нише?
- Мы особо не оглядываемся на конкурентов, хотя, конечно, лично знаем практически всех, кто в этом бизнесе. И даже радуемся их успехам (улыбается). На самом деле, работы на этом поле хватит всем.
- Получается, у вас одна точка в городе?
- Да. Хотя пробовали в свое время расширяться. У нас были партнеры, дилерская сеть, которые открывали автосалон BMW в Кемерово в 2021 году. И нам предложили зайти туда вместе с ними. И пока мы набирали персонал и ставили оборудование, начались известные события. Курс доллара скакнул, с поставкой запчастей – неразбериха. Страховые компании сразу поставили все договоры на «стоп», никто не понимал, что будет дальше. Через два месяца мы увидели, что начинаем уходить в минус. В итоге приняли решение закрыть сервис. Зафиксировали убытки и продолжили работу в Уфе.
- Кто сегодня ваши основные клиенты?
- Спектр достаточно широкий: страховые компании, юрлица, физлица. Также работаем с дилерскими станциями, у которых нет своих кузовных цехов. Загрузка стабильная, в кузовном цеху - порядка 100 автомобилей в месяц, в механическом – более 120. Хочется больше, но есть проблемы с рабочими руками. Пока не можем себе позволить работать в две смены.
- То есть кадровый дефицит присутствует?
- Безусловно. Хотя основной состав специалистов сложился, мы сейчас можем ремонтировать практически любые автомобили, но со сменным графиком пока сложновато. Набрать второй состав просто неоткуда. Если кто-то из конкурентов открывает новую точку, у меня обычно уходит сотрудник. И не только у меня, имею в виду, что происходит своего рода переманивание специалистов, потому что хороших кадров на рынке немного. Когда мы только начинали работать, молодежь с удовольствием шла в эту сферу. Потому что через несколько месяцев обучения можно было зарабатывать на уровне инженеров. И при этом не надо учиться пять лет в вузе.
- А сейчас что изменилось?
- Сегодня много других специальностей, где не нужно напрягаться, дышать красками, пылью и т.д., а заработок примерно такой же. Бариста, официанты, доставщики. Раньше все это было еще не так развито. Сфера услуг серьезно раскрутилась в последнее время.
- Помимо кадров, какие еще проблемы есть в вашем бизнесе?
- Лично для нас – аренда. Мы платим какие-то баснословные суммы, такова реальность. Строить свое – еще сложнее и дороже. В центре землю просто не дают, а на окраинах цены тоже зашкаливают. До санкций можно было взять промышленную ипотеку, но нас довольно трудно причислить к этой отрасли. Затем поднялась ключевая ставка, кредиты стали менее доступны.
За время владения компанией мы поменяли три локации. Сначала платили 100 рублей за квадратный метр, потом 200 с лишним, затем 400, а сейчас уже 800. Это очень серьезная статья расходов. Мало того, в нашу сферу никто не вкладывается, если мы даже захотим сегодня найти другие, более просторные, помещения, то не сможем этого сделать. Строят в основном для ретейла – всякие «Чижики», «Пятерочки» и т.д. Здания, в которых мы располагаемся, - пережитки прошлого.
- Как давно сотрудничаете с «Европроект Групп»?
- Практически с самого начала. Во время одного из переездов компания нас очень хорошо поддержала – предоставила оборудование в кредит, стойку колориста. Обучили нашего специалиста, и до сих пор у нас теплое сотрудничество. Сегодня работаем с двумя поставщиками, один из них – «Европроект Групп» (ЕГ). Закупаем линейку продукции Green Line, в принципе материалы перекрывают все наши нужды. Плюс используем спектрофотометр от ЕГ, автохимию. В целом всем довольны. Хотя, как говорят, нет предела совершенству. Если бы «Европроект Групп» начал поставлять ЛКП более высокого сегмента, включая какие-то новейшие технологии, мы были бы только за.
Еще хочу выразить отдельную благодарность "Европроект Групп" за предоставление консалтинговых услуг. Мои сотрудники проходили в компании неоднократное обучение. Как по рабочим специальностям, так и по позициям мастеров-приемщиков - у Алексея Соболевского, руководителя отдела консалтинга. Спасибо компании за активное участие в развитии отрасли и обучении персонала.
- Что можете сказать о трендах рынка кузовного ремонта?
- Как я уже упомянул, один из трендов – недостаток премиум-материалов. После ввода санкций рубль подешевел, и цены сильно подросли. А потом ситуация вроде стабилизировалась, доллар упал, а цены остались на том же уровне. В результате все перешли на средние линейки, и со временем продукцию среднего и даже более низкого уровня стали выдавать за премиум. Я подписан на американские, европейские, японские сервисы. Везде технологии шагают вперед, специалисты там используют новинки, UV-лаки, еще какие-то технологии, а до нас это не доходит.
Еще одна заметная тенденция – увеличение стоимости ремонта. Это происходит последние года три, рынок начал корректироваться. Если три года назад одну деталь мы красили за 10 тысяч, то сегодня это в два с лишним раза дороже. Соответственно, и наши специалисты начали получать больше. С другой стороны, клиенты тоже стали более дотошными и привередливыми к качеству работы. Начали привлекать юристов, если что-то не устраивает. Нередко это перетекает в потребительский экстремизм.
Возрос спрос на услугу покраски «в прибор». При этом готовы платить больше, главное, чтобы было сделано хорошо. Потому что если уж у них в автотетке будет зафиксировано, что машина крашеная, то пусть это будет сделано идеально. К сожалению, далеко не всегда мы можем это сделать имеющимися материалами, потому что до премиум-сегмента, как я уже говорил, они не дотягивают.
- Еще какие-то положительные тренды можете обозначить?
- Самое хорошее, что мы стали зарабатывать больше. И, главное, люди на повышение стоимости ремонта отреагировали нормально. Некоторые кризисные моменты также идут нам на руку. Сегодня покупают меньше машин, соответственно, больше ремонтируют. То есть не оставляют нас без работы. Перспективы у сферы довольно неплохие, мы постоянно находимся в движении, не стагнируем. Развиваем параллельные направления – открыли слесарный ремонт, интернет-магазин, продажу запчастей. Это дополнительный прирост.
- Сейчас на рынке много «китайцев». Как они в ремонте?
- «Китаец» «китайцу» рознь. Качество металла и качество сборки зависит от марки и, видимо, от партии. Если говорить конкретно по брендам, то, например, Haval – достаточно неплохие автомобили. Достойный металл, обработка, хорошо собирается и разбирается. И коррозии особо нет. У Chery Omoda есть проблемы с металлом. Толщина вроде нормальная, но у него какое-то не то напряжение, упругость. Элементарно при хлопке капота он начинает деформироваться. Для жестянщиков это вроде неплохо, они без проблем ремонтируют такие детали, но сам факт вызывает вопросы. По Changan особых проблем не наблюдалось, но они у нас были свежие, с небольшими пробегами.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.