Планирование производственных процессов
2 декабря 2014, Александр АНАНСОН, Анастасия ПУШКИНА
Тема планирования – одна из самых обсуждаемых на любом производстве. Казалось бы, столько внимания этому уделено, что все решения найдены и никаких проблем по этой части существовать не должно. Однако даже на крупных авторизованных станциях нередки ситуации, когда планы срываются, выход автомобиля задерживается, а нерешенные проблемы, как ком, начинают нарастать и сбивать все планы. Итак, еще раз о планировании производственных процессов…

Если сравнивать планирование кузовного и слесарно-механического цехов, то мы увидим, что процессы работы в этих производствах различны. В слесарно-механическом цеху весь ремонт выполняется на одном рабочем месте, поэтому ситуация достаточно прозрачна и планирование не вызывает особых затруднений. В редких случаях работы выполняются на разных постах, например, это пост шиномонтажных работ, развал-схождение и подъемник. Как правило, заполняются три отдельных заказ-наряда (в случае работы с одним и тем же автомобилем на разных постах). В кузовном цеху цикл прохождения автомобиля по всем постам и будет одним заказ-нарядом. Планировать и отслеживать работу сложнее. Так, один пост может тормозить все производство. Или, если у поста большая проходимость, он будет загружать все производство и тем самым также нарушать ритмичность загрузки. Здесь, как и в любом деле, важен баланс, который можно достичь разумным планированием.
Парадоксально, но в большинстве автосервисов можно встретить ситуацию, при которой все планирование кузовного производства происходит в головах мастера-приемщика и мастера производства. Они просто помнят, где какая машина размещается и на какой стадии ее ремонт. Это оборачивается суперзависимостью сложного производственного цикла от одного человека. Стоит ему что-то выпустить из внимания, и работа всех подразделений может выйти из-под контроля. Поэтому зафиксированное каким-то образом планирование, к которому в любой момент могут обратиться ключевые специалисты производства, принципиально важно. Оно также позволяет анализировать показатели эффективности и принимать стратегические решения, устранять «узкие места» и выявлять дополнительные возможности для получения прибыли. Из практического опыта работы в направлении консалтинга можно добавить, что нереализованные возможности кузовного производства и скрытые проблемы, связанные с эффективностью производства, кроются зачастую именно в планировании.
Какие решения и инструменты для планирования существуют на сегодняшний день? Рынок узкопрофессионального программного обеспечения предлагает разные решения для этой задачи. Профессионалы хорошо осведомлены о различных программах, которые достаточно точно описывают процессы на предприятии, фиксируют данные об отдельном автомобиле, заказ-наряде, проводят процессы заказа запчастей и т. д. Однако самый большой их недостаток в том, что они не позволяют видеть срез по производству здесь и сейчас. Возможно, это отчасти связано со спецификой кузовного производства и с тем, что в программное обеспечение не закладываются логика и последовательность его работы.
Если говорить о ядре идеального программного продукта, то в общих чертах это объемный органайзер, в котором отражена планируемая и текущая загрузка каждого из постов.
Можно привести примеры некоторых кузовных производств, которые достаточно успешно решают вопросы планирования с помощью популярных широко используемых офисных программ с функциями календаря. Например, это различные почтовые программы, с которыми удобно работать в сети, где возможно разделять задачи по времени и строить графики на каждый день. Основные требования к ним – это способность работать в онлайн-режиме с несколькими пользователями. С помощью одновременного доступа график загрузки могут видеть мастер-приемщик, мастер производства, специалисты отдела запасных частей и, конечно, руководитель.
Другой пример – физическая доска загрузки, на которой отражается движение заказ-наряда. В общем случае на доске загрузки столько ячеек, сколько постов в цеху. Мастер производства перемещает заказы на доске загрузки в соответствии с продвижением автомобиля по постам.
Такое отражение реального положения дел в цеху очень помогает контролировать работу, но и у этого варианта есть свои минусы. В основном это касается удобства пользования, ведь мастеру цеха необходимо постоянно подходить к доске, чтобы свериться с ней. Кроме того, доска загрузки не очень удобна для совместной работы нескольких специалистов.
Чтобы подобраться к идеальному инструменту планирования производственных процессов, попытаемся разобраться в целях и задачах, которые он должен решать.
Инструмент планирования должен быть удобен для использования основными специалистами, которые и составляют эти планы: мастером-приемщиком, мастером производства и специалистом отдела запасных частей. Удобен – значит должен учитывать особенности работы этих специалистов и отвечать выполняемым ими функциям.
От мастера-приемщика зависит загрузка производства и время выдачи отремонтированного автомобиля, а от мастера цеха – выполнение ремонта. Взаимодействие этих служб, пожалуй, определяющий фактор для нормальной работы цеха. Принимая автомобиль в ремонт, мастер-приемщик должен очень точно представлять себе текущую ситуацию на производстве и знать, где и какие «окна» для загрузки имеются. Мастер производства должен своевременно обозначить возможности для загрузки, а также контролировать выполнение уже подготовленного графика работ. Очень важно в этот процесс включить взаимодействие с отделом запчастей. От этого зависит время, когда машина поступит в производство. Основная функция выполняется на этапе подготовки к ремонту, но не стоит забывать, что и в момент ремонта, если выявляются скрытые дефекты и необходимость дополнительного заказа запчастей, скорость поставки необходимого оборудования напрямую влияет на срок выдачи автомобиля клиенту.
За пределами непосредственного взаимодействия служб станции находится топ-менеджемент. Однако планирование рабочих процессов для руководителя ничуть не менее важно, чем для ведущих специалистов. Руководитель должен видеть состояние производства «в масштабе», постоянно анализировать эффективность рабочих постов и загрузку работников, реагировать на сбои в планировании и вовремя принимать стратегические решения. Все это позволяет выполнить грамотное планирование.
А теперь смоделируем обычную рабочую ситуацию в любом автосервисе и обозначим, как должно быть реализовано оптимальное планирование кузовного производства. Рабочий процесс начинается с мастера-приемщика. Клиент задает ему два основных вопроса: сколько будет стоить ремонт и когда можно будет забрать автомобиль (наши автовладельцы, как правило, не очень требовательные и не берут подменную машину на время ремонта). Чтобы ответить на эти два вопроса, мастер-приемщик, во-первых, должен провести диагностику автомобиля, уточнить калькуляцию, полученную от страховой компании. В этом вопросе ему помогают множество программных решений (многие реализованы на базе «1С: Бухгалтерия»); как правило, эти моменты проходят по обкатанной схеме и без особых затруднений. А вот чтобы ответить на второй вопрос, мастер-приемщик должен снестись с мастером производства, выяснить, когда и где есть возможность отремонтировать автомобиль и какой специалист сможет взяться за эту работу. По сути, главное – узнать, когда автомобиль зайдет в цех, тогда можно предположить, когда он выйдет. При этом отдел запасных частей должен предоставить информацию, когда и какие запчасти будут в наличии и когда ремонт будет укомплектован всем необходимым. То есть мастер-приемщик должен свериться с двумя службами: производством и отделом запчастей – и только согласовав с ними все вопросы, он может уверенно ответить клиенту о сроках готовности авто.
Именно из-за плохой согласованности служб возникают ситуации, когда машина с мелкой царапиной на бампере выходит из ремонта через месяц.
Мастер цеха, который принял машину в ремонт, должен контролировать ее своевременное продвижение по всем постам и оперативно вносить изменения в график, если вдруг возникают непредвиденные затруднения. Что говорить, случаются и непредвиденные накладки и сбои в процессах из-за человеческих факторов, но они не должны рушить всю систему планирования. Если мастер упустил из виду изменения в графике, приходится хранить автомобиль в цеху и ждать запчасти, материалы или специалиста, отодвигается срок выдачи автомобиля клиенту, и по нарастающей одна проблема может потянуть за собой гораздо большие неприятности.
Куда проще управлять ситуацией, если у мастера-приемщика есть график дня с определенными интервалами, а мастер производства оперативно его редактирует. Этот график «живой» и является инструментом для быстрого реагирования. В принципе, не столь важно, в каком виде он будет реализован: как программа, доступная на стационарном компьютере или КПК, или как график в единой тетради учета. Конечно, последний вариант смешнее: «вчерашний день», но тоже работает. Принципиально важно реализовать действительный порядок взаимодействия специалистов: мастер-приемщик может вносить в график работы, но не может его редактировать, а мастер производства должен оперативно редактировать график в соответствии с реальным положением дел, но не вправе что-либо удалять.
Казалось бы, что эти предложения стары как мир и очень просты. Наверное, именно эта простота и побуждает к тому, чтобы держать всю эту информацию в голове. Однако если через ваш цех проходит 200 машин в месяц, то простота исчезает. Грамотное планирование поможет всегда быть хозяином положения и выполнять обещания, данные клиентам.
Комментарии
Рекомендованные статьи
14 апреля 2016
2 июня 2021
27 августа 2025
25 ноября 2021
15 февраля 2018
11 ноября 2014
24 октября 2025
23 октября 2025
17 октября 2025, Богдан Логинов
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.