25 апреля 2024,
07:04
Москва

В центре внимания

27 августа 2013, Оксана Демченко

В центре внимания

Автомобиль создавался как средство передвижения. В XXI веке сознание пользователя – есть ли смысл называть его теперь водителем? – активно трансформируется. Сейчас при выборе автомобиля решающим аргументом становятся не его ходовые качества, а наличие MP3-установки, полнота функционала навигации или возможности интегрировать телефон и пользоваться его адресной базой, не отвлекаясь от вождения. Чего ждать завтра и что предложить клиенту в качестве достойного дополнительного оборудования? Это важный вопрос для любого автоцентра. Ведь именно на гаджеты и иные «игрушки» взрослые люди не жалеют денег.

Компания E-LEAD ELECTRONIC CO., LTD., скорее всего, известна немногим специалистам автосервисного бизнеса России. Головной офис компании находится на Тайване, а основной профиль ее работы – создание, развитие, «вписывание в интерьер» автомобиля мультимедийных и навигационных систем, а также другого оборудования, призванного создать максимум комфорта в салоне автомобиля. Причем работает компания с автопроизводителями, и, если оценивать доли ее бизнесов OEM и AM, то вторичному рынку она уделяет незначительное внимание. Клиентами для E-LEAD ELECTRONIC являются автогиганты Nissan, Skoda, Toyota, VW (частично китайские заводы, частично – головные подразделения) и другие автопроизводители. Именно поэтому прогнозы по рынку и оценка трендов из уст инженеров и управленцев E-LEAD ELECTRONIC зачастую опережают все то, что принято слышать на вторичном рынке, и позволяют иначе оценивать его перспективы. По их же оценкам, от начала разработки до выхода в серию узел или система находится в предварительной стадии проработки в среднем до двух лет.

Сразу постараемся ответить и на еще один возможный вопрос: а насколько сильно влияет указанное направление – электроника, тем более нацеленная на комфорт и развлечение, – на конструкцию и дизайн автомобиля в целом или хотя бы на особенности его интерьера? Оказывается, куда существеннее, чем можно предположить на первый взгляд. Наш гид по демо-залу компании показал потолочный телеэкран двух поколений, созданный инженерами E-LEAD ELECTRONIC. Автопроизводитель поставил очень жесткие сроки по данному проекту и дал почти нереализуемую установку: для нового поколения прибора с минимальными затратами снизить толщину узла вдвое и примерно на столько же сократить его вес, так как планировалось отказаться от любых усилений конструкции крыши автомобиля. Очевидно, решение одной вроде бы прикладной задачи в сфере мультимедийной установки привело к изменениям в глобальных подходах к установке допоборудования.

Итак, что завтра, через год, через два года будет актуально в сфере развлекательных систем и оборудования для комфорта в автомобиле?

Никаких суперкомпьютеров!

2.jpgИдея постоянного роста мощности процессора систем, встраиваемых в автомобиль, какое-то время была популярна, но уже исчерпала себя. Такой подход исключает возможность применять недорогие решения и технологии. Он не состоятелен еще и потому, что любой суперкомпьютер все равно должен взаимодействовать с внешними устройствами и, значит, он зависим от тех стандартов и возможностей, которые предоставляют их создатели. Он быстро устаревает и перестает быть «супер». Наконец, мало кто сегодня готов создавать дополнительные копии каких-то данных (например, телефонных баз или фотоальбомов) специально для автомобиля. Поэтому тренд, уже сейчас главенствующий на сборочных линиях, – это создание развлекательных систем на универсальной платформе, успешно интегрирующей любые периферийные устройства в автомобиле. Именно интеграция, взаимодействие и совместимость – главные слова в этой теме.

От добровольности к принудительности

Еще недавно можно было обойтись без мультимедиаустройств в автомобиле и сохранить за ним лишь его первичное назначение – перевозить пассажиров и груз. Но эпоха «чистого драйва» уходит в прошлое. Так, в США в ближайшее время может стать законодательно обязательным наличие камер внешнего обзора в базовых комплектациях автомобилей, представленных на авторынке. «Мертвые зоны» и слепые пятна в обзорности негативно влияют на статистику парковочных инцидентов. Самое печальное, что страдают в первую очередь дети, в том числе самих водителей, играющие во дворе частного дома, рядом с машиной.

Закон, если он будет принят, затронет в первую очередь новые автомобили. Можно с уверенностью прогнозировать, что он всколыхнет и рынок допоборудования. И камеры – не единственный пример электроники, которая может стать обязательной. Есть ведь проработки и по системам навигации, «черным ящикам», регистраторам, системам мониторинга давления в шинах и методикам визуализации их показаний для водителя.

Модуль-тюнинг

До недавнего времени штатное головное устройство для каждой модели автомобиля имело свои особенности, поскольку вписывалось в то пространство, которое ему оставляли инженеры и дизайнеры. Но такое решение затратное и требует существенных переделок при обновлении модели, чего «не терпит» современное конвейерное производство. Даже в производстве автомобилей бюджетного сегмента, предпочтительнее в экономическом смысле проводить регулярный фейслифтинг модели, чем вносить в ее конструкцию кардинальные изменения и модификации.

Новый подход заключается в разделении фасада и самого «здания» системы. То есть при разработке учитывается заданный производителем размер экрана; порой разработчик получает от заказчика уникальную, созданную конкретно для данной модели и ее модификаций внешнюю панель облицовки. Но за таким фасадом скрывается полностью унифицированный основной модуль. Благодаря этому возможно, сохраняя экран и облицовку, обновлять сам модуль (а значит, и класс устройства и его функционал) с минимальными затратами.

Модуль-тюнинг становится основой дилерской услуги по кастомайзингу автомобиля. При достаточно простой типовой работе и широком предложении версий головных устройств склад минимален – ведь позади дисплея всегда есть универсальный модуль с теми же разъемами и габаритными размерами. Такой подход предполагает продажу нового автомобиля с простейшим устройством в базовой комплектации. А вот тюнинг позволяет установить в уже купленный автомобиль без глобальных переделок штатную (или любую иную по выбору) систему навигации, систему контроля давления в шинах с выводом данных на дисплей, каналы подключения к дополнительно установленным камерам наружного обзора – и так далее, число вариантов мало ограниченно. В Юго-Восточной Азии, скажем, набирают популярность следующие функции, направленные на повышение безопасности автомобильного движения:

- функция телефонного разговора в режиме видео с просмотром на дисплее головного устройства;

- сервис, базирующийся на навигационной системе, который позволяет водителю открыть на дисплее системы навигации мини-экраны с данными по авариям, видами места происшествия, а также воспользоваться мгновенным поиском вариантов объезда пробки;

- информационные приложения с индикацией скорости движения, данных о дороге и находящихся на пути следования достопримечательностях – своеобразный «туристический гид от дилера».

Планшет? И да, и нет…

Следующий шаг – это полное разделение модуля и дисплея. Уже сейчас подобные решения начинают появляться на рынке. Это удобно: кардинально решается проблема воровства головного устройства, актуальная в некоторых странах. Кроме того, дисплей превращается в планшет. Привыкая работать с ним в автомобиле – просматривать фото, общаться, уточнять данные по маршруту в сети и т. д. – водитель может и вне автомобиля не менять своих привычек.

3D-навигация

Наконец, для рынка Азии актуальны изменения в подходах к созданию дорожных карт. Они более не плоскостные. В навигационный комплект встраивается модуль, позволяющий с высокой точностью отслеживать высоту автомобиля над уровнем моря. Это важно, если дороги располагаются одна над другой и проложены в два, а то и три яруса. И это именно то новшество, о котором в России можно пока только мечтать. Однако хочется верить, что однажды мы увидим в мегаполисах дороги и развязки, позволяющие распределить транспортные потоки по разным ярусам и решить, наконец, проблему пробок.  

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи