Криоочистка автомобиля
20 января 2017, Роман АКОЛЬЗИН
Криогенный бластинг
Детейлинг – скрупулезное ремесло. Чтобы качественно очистить диски, подкапотное пространство, салон и некоторые элементы кузова, необходимо располагать временем, вниманием и подходящим инструментом. На полноценную обработку машины обычно затрачивается не менее двух дней и уйма разнообразной химии. Представители швейцарского бренда polarjet AG уверены, что с помощью их инновационных криобластеров все эти процессы можно существенно упростить и сократить.
Криогенные аппараты в Европе довольно популярны. В швейцарском городе Виль компания polarjet AG производит криогенные бластеры (аппараты струйной очистки гранулами сухого льда) на все случаи жизни. Их используют как для очистки фасадов зданий и санации промышленного оборудования, так и для реставрации исторических ценностей и работы с микросхемами.
Если рынок криогенной очистки в Европе развит и продолжает разрастаться, то в России эта ниша совершенно пуста. В связи с этим российское представительство бренда приняло решение начать экспансию с автомобильного сегмента, а именно индустрии детейлинга. Для этого вполне достаточно возможностей модели polarjet 1 600.
Максимально тщательное восстановление внешнего вида автомобиля начинается с наиболее загрязненного места – подкапотного пространства. К сожалению, в России многие детейлинг-студии не в состоянии выполнить этот вид работ. Одни игроки просто не располагают мойкой, другие предпочитают не связываться с двигателями, опасаясь дорогостоящих рекламаций от клиентов. Закономерный итог – неприятная потеря существенной части прибыли от оказываемой услуги. Криобластеры делают одолжение обеим этим категориям детейлеров: больше никакой «лотереи» с мойкой двигателя, влаги в катушках зажигания и грязных луж на полу.
«Криоочистка автомобиля – так называемый «мягкий бластинг», абсолютно безобразивный и сухой метод удаления грязи с любых типов поверхностей. В его основе лежит принцип распыления гранул сухого льда под давлением в 4 атмосферы (4 – 10 bar). Гранулы попадают в загрязненную поверхность со скоростью звука, что приводит к множественным микровзрывам. Таким образом органические и неорганические загрязнения подвергаются шоковой заморозке и просто расщепляются, превращаясь в мелкую дисперсию. Можно не бояться, что останутся царапины на пластике, фарах или повредятся резинки, процедура абсолютно безопасна для самых деликатных деталей экстерьера/интерьера автомобиля», – отмечает Анастасия Венерская, директор по развитию polarjet AG.
Однако все-таки некоторые нюансы стоит учесть, впрочем, которые не являются «новыми» в сфере детейлинга. К примеру, очень важный момент – перед началом работ по «криочистке подкапотного пространства» мотор должен полностью остыть после своей работы. Не трудно догадаться что произойдет, если вывалить твердую фазу CO2 температурой около -79,5°C и выше на раскаленный мотор. Материалы не должны быть подвержены такой диффузии.
Крылья и бампер укрываются специальными прорезиненными покрывалами. Накидки с помощью магнитов очень легко крепятся к металлическим элементам кузова. Даже если подобных покрывал в наличии у детейлинг-центра нет, можно не опасаться за царапины на ЛКП, ведь корпус polarjet 1 600 сделан из экструдированного пенопласта.
К массе подключается заземленный кабель, который отводит статическое электричество с кузова, образовывающееся при очистке. На всякий случай лучше воздержаться от включения зажигания во время очистки. Из-за резких перепадов температур ЭБУ может выдать ошибки.
Аппарат подключается к компрессору, к которому заоблачных требований по мощности нет (требуемая производительность компрессора > 1000 л/мин.) Теперь в аппарат засыпается сухой лед. Для очистки подкапотного пространства предназначены гранулы диаметром не более 1,5 мм, которые российский офис компании polarjet производит самостоятельно в Подмосковье. Гранулы такого диаметра достаточно универсальны при работе с любыми загрязнениями, включая масляные отложения.
На этом двухминутная подготовка к работе окончена. Распыление похоже на работу с краскопультом. Оператору нужно стараться перекрывать поверхность максимально полно поэтапными движениями сверху вниз и справа налево. Для эффективной работы необходимо учитывать, что криобластер по принципу работы схож с пульверизатором, и любой возникающий на пути струи угол следует также проходить и с обратной стороны.
По словам Анастасии, при работе с криобластером даже не нужно укрывать электроэлементы. Можно не бояться за катушки или свечи в цилиндрах. Наоборот, очистку мы начнем с открытого блока предохранителей. Следом грязь вышибается из генератора. Слова красивые, но тактильные ощущения не дадут обмануть. Проводим пальцем по только очищенной поверхности – она сухая. Абсолютно весь процесс очистки осуществляется без применения воды и каких-либо химических средств!
Криочистка салона – легко и просто с polarjet, а главное сухо. Образующийся конденсат настолько мелок, что испаряется мгновенно. Текстильные обивки после обработки высыхают всего за пять минут. Криоаппаратом можно чистить даже распределительные щитки, не отключая электричества, конечно предварительно, надев резиновые сапоги. Также спокойно можно обрабатывать моторный отсек гибридов. Нет смысла чистить лишь нетканые материалы, например такие как уплотнитель, прикрепленный к капоту с обратной стороны. Криобластер распушит войлок. Эти места остается протереть микрофибровыми полотенцами, пропитанными соответствующими моющими препаратами.
В зависимости от степени загрязнения на моторный отсек среднеразмерного седана в среднем уходит по 7 кг микрогранул сухого льда. Процедура в целом непыльная, вся расщепленная стружка локально опадает под автомобиль.
С polarjet 1 600 времена, когда детейлеры зубными щетками вычищали загрязнения из швов, а зубочистками выковыривали загрязнения из сеток колонок, безвозвратно прошли. Для обработки салона в прибор засыпаются гранулы диаметром не более 0,03 мм. Фактически снег, при работе которым не страдает ни кожа, ни хромированные элементы, ни приборная панель. На выбор детейлера для удобства работы с polarjet 1600 представлен ряд насадок, поставляющихся дополнительно к аппарату.
Под давлением эффективно вычищается грязь из любых труднодоступных мест. Особенно незаменим криобластер при очистке кнопок, торпеды, сетки колонок и глубокой очистке воздуховодов. Например, панель управления стеклоподъемниками и зеркалами – больное место большинства автомобилей. Со временем резиновые уплотнители рассыхаются и начинают пропускать влагу. Это значит, что классическая влажная уборка в данном случае противопоказана, а подлезть туда салфеткой из искусственной замши невозможно.
На обработку салона автомобиля S-класса уйдет не более 3-х часов. В это время входит не только очистка всех поверхностей, но и антибактериальная и антиаллергенная обработка воздуховодов. Polarjet 1 600 заменяет собою как озоногенераторы, так и спецхимию по обеззараживанию. В отличие от упомянутых технологий, сухой лед подается в систему вентиляции под давлением, что гарантирует не только последующий «дисбактериоз» испарителя, но и выветривание грязи из системы наружу. В конце остается только нанести кондиционеры и защитные составы на кожу и пластик.
Конечно, такой высокотехнологичный прибор стоит недешево, а именно около 10 тысяч евро. Однако уже сегодня у российского представительства компании polarjet AG есть конкретные цифры по срокам окупаемости. Анастасия Венерская утверждает, что всего за месяц продвижения инновационной услуги на российском рынке на базе «СТС Моторс» – официального дилерского центра KIA на Волоколамском шоссе, специалистами автоцентра было обработано более 40 автомобилей клиентов автосалона. И это лишь начало, ведь услуга только начинает приобретать популярность. На успешном предприятии аппарат «отбивается» практически за полгода. Для этого нужно в день реализовывать всего 4-6 автомобилей общей выручкой на 30-40 тысяч рублей.
При этом себестоимость работ вполне приемлемая. Так, к примеру при «очистке подкапотного пространства» на один автомобиль уходит от 7 до 15 кг сухого льда, в зависимости от типа двигателя (его размер) и степени загрязнения. А при стабильном объеме заказа от 50 кг сухого льда в сутки оптовая цена за килограмм составит всего 80 рублей. Итого выходит, что при среднем чеке в 5 000 рублей на машину стоимость единственного расходника составляет всего 600-1200 рублей. Остается лишь подключить криобластер к компрессору. Твердый диоксид углерода теряет около 7,5% массы в сутки, а физические свойства материала сохраняются не менее 3-х суток. При указанных объемах потребления это совершенно несерьезная цифра.
Итак, как мы видим, основной плюс технологии – это ее универсальность. С polarjet 1 600 детейлер получает не только инструмент для очистки подкапотного пространства и элементов салона. Также это средство для антиаллергенной и антибактериальной обработки системы кондиционирования. С помощью криобластера можно наладить услугу по очистке тормозной системы, пневмоподвеске, дисков и прочих агрегатов автомобиля. К слову, в Европе в комплекс услуг по детейлингу очень часто входит опция по чистке днища автомобиля.
К достоинствам метода следует отнести и скорость выполнения. Те детейлинг-услуги, которые обычно требуют двухдневной работы, выполняются всего за 2-3 часа одним аппаратом. Прерывают процесс лишь мгновенная смена насадок и пополнение контейнера гранулированным сухим льдом.
Помимо этого, аппарат способствует экономии. Детейлинг-студии нет смысла тратиться на дополнительные моющие средства. Больше нет необходимости выплачивать человеку зарплату за двухдневный труд, когда он без перенапряжения выполняет тот же объем работ за 4 часа.
Также увеличивается доходность. Дело в том, что клиент платит в первую очередь за качественно выполненные работы, а как и чем их реализуют, ему зачастую неинтересно. Поэтому прайс-лист на очистку салона и системы кондиционирования может остаться прежним, а вот проходимость существенно возрастет. Машина не простаивает сутками напролет в боксе, а клиенты остаются довольны высокой скоростью работ и даже готовы за это переплачивать. Кстати, многие именно из-за нехватки времени отказываются от услуг детейлеров.
Снижение рисков. На многих мойках отказываются мыть моторные отсеки, опасаясь поломок. Этот отказ ведет к тому, что бизнес теряет клиентов сразу же по всему перечню своих услуг. Автолюбители не любят метаться, поэтому им проще найти компанию с необходимым лично им сервисом.
В Европе автопроизводители отлично знакомы с технологией криоочистки. Однако российским представительствам автобрендов не всегда достаточно европейской омологации. Именно поэтому многие автопроизводители пристально следят за испытаниями аппарата polаrjet 1600 в отечественных условиях. А среди дилерских холдингов мы отметим успешную реализацию этой услуги в дилерских центрах ГК «У Сервис+».
В связи с пандемией COVID-19 в Москве не прошла выставка ММАС 2020. Подробнее об отмене выставки ММАС 2020
Комментарии
Рекомендованные статьи
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.