25 апреля 2024,
08:04
Москва

А вот и не подеретесь: система полировки DAT против SMAT

13 декабря 2021, Андрей Трой

полировка

Результат полировки виден невооруженным глазом. А вот тонкости процесса порой надо рассматривать под микроскопом. Некоторым технологиям и вовсе надо сначала учиться под присмотром, а потом еще самому навыки шлифовать. Да и не все технологии одинаково нужны. Ведь, полируя машину в обычной жизни, лучше избегать сложных процессов, а использовать простые технологии, дающие хороший результат. Сегодняшний разговор — о системах полировки SMAT и DAT.

SMAT и DAT звучат похоже, но по смыслу абсолютно разные. За разработку обеих систем ответственна компания Meguiars — фактически лидер в сегменте детейлинга, которая много лет назад придумала технологию уменьшающихся абразивов (Diminishing Abrasives Technology). Они добавили в полировальную пасту абразивные материалы разного «калибра» — от большого до самого маленького, которые по мере работы уменьшаются в размере, теряют режущие свойства и пошагово заменяют друг друга. Это можно сравнить с работой наждачной бумагой при покраске машины: сначала грубая, потом средняя и завершает процесс практически нулевка.


Через некоторое время эта же компания придумала систему Non DAT — то есть неразрушаемые абразивы. Точнее, было так: вначале был Non DAT, затем состоялся переход к DAT, а затем уже появился SMAT (Super Micro Abrasives Technology), как возврат и улучшение системы Non DAT — вот такая Санта-Барбара. Смысл SMAT иной. Абразивы изначально очень мелкие и «пилят» постоянно, практически не стачиваясь. В полировальной пасте очень высок процент этих микроабразивов.

Если говорить упрощено, то SMAT и DAT — это механическая коробка против автоматической. Задача у них одна и та же. Вот только профессионалы, например гонщики, которым архиважна точность, используют механическую коробку передач. А на «автомате» поедет кто угодно, даже человек, который машину впервые увидел. Точно так же можно взять человека с улицы и научить его полировать по системе SMAT буквально за пару дней. Ведь ему нужно запомнить минимум операций для получения хорошего результата. С DAT так не получится, так как человека нужно долго учить, операций больше, и неаккуратными или неправильными действиями можно нанести серьезный урон.

В системе DAT пасты делятся на три разновидности в зависимости от крупности абразива: Macro DAT, Micro DAT и IPT (Intelligent Polishing Technology). Технически процесс выглядит так: гранулы оксида алюминия режут поверхность лака, стачиваются до размера гранул следующего шага, те вступают в работу и устраняют следы более грубой обработки. Затем процесс повторятся с еще более мелкими гранулами и так до тех пор, пока самые крошечные частицы не устранят так называемые голограммы. Это когда крошечные следы полировки при смещении источника света дают различные блики, отражения и прочие нежелательные эффекты.

Что касается системы IPT, то в ней используется не оксид алюминия, а полимерные гранулы. Выигрыш в основном в цене. Ведь искусственные абразивы чаще всего дешевле. Фактически полировка идет полимерным комочком, который постепенно распадается на отдельные рабочие комочки. 

Выигрыш в том, что увеличивается время работы пасты, есть возможность менять скорость вращения полировальных дисков, углы наклона и т. д. То есть система немного проще, чем классический DAT. Тут есть забавный казус. Дело в том, что на полках магазинов продукция для системы IPT получается дороже, а вот весь процесс выходит дешевле.

С появлением системы DAT появились так называемые одношаговые пасты. Они позволяют решить проблему полировки всего лишь с одной пастой. То есть один состав содержит гранулы от крупных до финишных, и мастеру не потребуется менять пасты. Правда, одношаговых паст на рынке не так много. Да и специалисты ими почти не пользуются. Как минимум, в дополнение применяется финишная паста для удаления голограмм.

Примером пасты для системы DAT является Menzerna FG400. Здесь используются кристаллы оксида алюминия, соединенные вместе и распадающиеся на первичные кристаллы в процессе полировки.

Недостатки системы DAT вполне очевидны. В первую очередь, это профессиональная подготовка. Необученный человек просто не поймет принцип работы и накосячит так, что потом будет сложно исправить. Второй недостаток — дороговизна. Работа профессионала стоит дорого, да и материалов уйдет значительно больше. Для работы с такими пастами обычно используются жесткие поролоновые или меховые полировальные круги.

Но, самое главное, полировать надо до тех пор, пока режущие частицы полностью не разрушатся. В противном случае мелкие абразивы просто не уберут следы работы более крупных частиц. Определить разрушение всех частиц можно или по времени рабочего цикла, или визуально. Последнее довольно сложно для начинающих полировщиков.

Что касается SMAT, то здесь все намного проще. Большинство продуктов компании Meguiars выпускаются на основе системы SMAT. Абразивы в этой системе совсем крошечные — от 1 до 6 микрон. Меньше, чем в DAT. Кроме того, в SMAT надо учитывать состав смазки: больше в ней воды или масла. Дело в том, что в зависимости от усиления смазывающих свойств абразивы ведут себя по-разному. В более водной эмульсии они режут активнее. В масляной — наоборот. Кроме того, на упаковках обычно указывают режущие свойства, блеск и удаляемую риску. Показатели обычно отображаются в виде шкалы от 1 до 10. У компании Meguiars — от 1 до 12. И самое приятное: в системе SMAT расход пасты значительно меньше. Так что экономия денег очевидна и ощутима.

При работе по системе DAT мастеру приходится регулировать скорость вращения круга, угол наклона, нажим, пасты. В общем, учитывать массу нюансов, чтобы не допустить прожогов, повреждений и прочих ошибок. Кроме того, в этой системе не всякий круг и полировальная машинка подойдут.

SMAT, наоборот, позволяет обходиться самой простой машинкой (двойного действия), понятной любому пользователю. Круги можно использовать как меховые, так и микрофибровые — последнее сильно упрощают работу и снижают риск повреждений. Причем микрофибровые круги в SMAT более эффективны, чем меховые в системе DAT. Профессионал несомненно увидит разницу (если присмотрится, конечно), но большинство обычных людей ее не заметят.

Еще одно достоинство системы SMAT: работая финишной пастой на микрофибре, можно значительно увеличить гибкость применения пасты. Дело в том, что микрофибра более агрессивна и дает больше абразива на единицу площади. В итоге финишной пастой мы фактически можем «пилить» лак. И это позволяет работать с разными типами лака, обходясь всего лишь финишной пастой.

Правда, недостатки у SMAT тоже есть. Во время работы удаляется больше лака и приходится внимательнее контролировать поверхность, чтобы не удалить избыток краски. Зато разобраться с системой можно быстро и без особых проблем.

Разумеется, на рынке много похожих технологий от других брендов. Например, компания Dr. Beasley использует технологию MicroSphere Abrasive Technology (MSAT) в линейке Nano Surface Primer для удаления дефектов лака. Технология используется для достижения высокой скорости и равномерности резки, чтобы добиться лучшей гладкости. Обычно применяется для подготовки покрытия перед нанесением керамического покрытия. В отличие от технологии с кристаллами оксида алюминия, в MSAT применяются идеальные сферы микронных размеров. Это обеспечивает повышенную гладкость поверхности и блеск после обработки.

Компания Optimum Polymer Technologys пошла еще дальше и предлагает распыляемый абразивный состав. Аналогов ему пока нет. Спрей наносится на полировальный круг, после чего можно приступать к полировке. Правда, рецептура и состав держатся в строжайшем секрете.

Виктор Платонов детейлингВиктор Платонов, детейлинг-эксперт, технический директор бренда Leraton

Разница между системами SMAT и DAT не такая уж огромная. Смысл примерно одинаков. Только в DAT имеем пошаговую работу абразива, а в SMAT его размер не меняется. Но вот подготовка людей совершенно разная. Для DAT человека нужно готовить довольно продолжительное время, набивать шишки, закреплять навыки и понимание процесса. Без глубоких знаний и солидной практики не обойтись. В SMAT же, наоборот, мы можем быстро подготовить «бойца», затратив минимум сил и средств на обучение. Более того, этой технологией можно пользоваться даже самостоятельно. Главное, не переусердствовать и не наворотить ошибок. Разумеется, в бизнесе детейлинга все играет свою роль и используются обе системы. Сами по себе технологии дают отличный результат, проверены годами и постоянно совершенствуются. Специалисты со всего света зачастую устраивают баттлы между собой, применяя собственные техники работы, секреты и затем сравнивая результаты. 

Владимир Иванов детейлингВладимир Иванов, бренд-менеджер Farecla

В ассортименте Farecla недавно появилась новая линейка химии и полировальных составов для конечных потребителей и мастеров, внутри которых абразив системы SMAT, что, конечно же, делает детейлинг более доступным для любого, даже неопытного автовладельца. Секрет такой простоты — в абразиве, который содержится в пасте G3 Pro DA Cutting Compound. Он не распадается и в сочетании с новым микрофибровым кругом G3 Pro для эксцентриковой машинки делает процесс полировки максимально простым и достаточно быстрым. Конечно, профессиональные мастера скажут, что это не всегда эффективно, для таких есть другие пасты в огромной линейке Farecla, но я бы ответил, что все познается в сравнении. Система проста, экономична и удобна в работе, а это самое главное в нашем деле.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи