05 ноября 2024,
00:11
Москва

Персонал малярно-кузовного цеха

30 августа 2024, Алексей Соболевский

Персонал малярно-кузовного цеха

Отовсюду слышно о кадровом кризисе, который разразился практически во всех сферах бизнеса. Коснулся ли кризис сферы кузовного ремонта? В чем его причины? Не претендуя на истину в последней инстанции, основываясь на информации «с полей», предлагаю небольшой обзор сложившейся ситуации.

Обычно персонал малярно-кузовного цеха разделяется на две принципиально отличные группы:

·       Прямой или производственный персонал, они же исполнители, то есть люди, работающие руками и непосредственно выполняющие ремонт автомобилей.

·       Косвенный, он же непроизводственный, персонал, то есть люди, обслуживающие поток автомобилей.

К первой группе относятся:

·       Арматурщики

·       Жестянщики, они же кузовщики

·       Подготовщики

·       Маляры

Понятно, что в зависимости от объема работ эти должности могут объединяться в одном человеке (например, арматурщик, он же жестянщик, или маляр, он же подготовщик) или разделяться по специализации (например, в некоторых цехах есть отдельные дефектовщики и полировщики).

Ко второй группе относятся:

·       Мастера-консультанты;

·       Менеджеры по работе со страховыми компаниями;

·       Мастера смен;

·       Начальники цеха;

·       Менеджеры по запчастям;

·       Колористы, как ни странно. Ведь, казалось бы, они работают руками! Но с организационной точки зрения колорист, а также менеджер по запчастям дает возможность исполнителям выполнять ремонт автомобилей. Согласитесь, без краски невозможно выполнять малярные работы;

·       Сотрудники склада;

·       Оформители документации;

·       Сотрудники зоны уборочно-моечных работ.

Логика объединения и разделения должностей по людям такая же, как и в первой группе: чем больше объем работы, тем выше уровень разделения труда.

На сегодняшний день остро стоит проблема с исполнителями.

Традиционно, источниками кадров рабочих профессий являлись средние учебные заведения, колледжи. Автотранспортные колледжи занимались и занимаются подготовкой преимущественно механиков. Подготовкой маляров, жестянщиков и колористов занимаются единицы, да и то с подачи поставщиков оборудования и материалов для кузовного ремонта. Процесс создания рабочей системы подготовки кадров в колледжах для малярно-кузовных цехов находится еще на самом начальном этапе. Соответственно, приток «свежий крови» в малярно-кузовные цеха в виде молодых специалистов –выпускников колледжей крайне незначителен.

Серьезный удар по рынку труда в кузовном ремонте нанесла пандемия Ковид-19, многие цеха временно закрылись, работники разбежались: кто-то открыл свой гараж, кто-то и вовсе покинул профессию. Также в это время существенное развитие получил рынок интернет-торговли, привлекший многих молодых работников, которые предпочли заработок «здесь и сейчас», работая курьерами и сотрудниками пунктов выдачи, получению профессии, например, автомаляра.

На сегодняшний день многие малярно-кузовные цеха находятся в сложных условиях: с одной стороны есть необходимость поддерживать конкурентоспособные расценки на ремонт, а с другой – обеспечивать достойную оплату труда сотрудников.

Откуда же брать специалистов? Есть несколько решений:

1.     Растить самим, привлекая «зеленых» новичков и с помощью опытного наставника повышая их квалификацию до достаточного уровня с последующим включением в самостоятельный график работы. Многие малярно-кузовные цеха прибегают еще и поддержке поставщиков ЛКМ. Так, например, курсы обучения маляров в компании «Европроект Групп» расписаны на несколько месяцев вперёд. Несомненно, этот подход предполагает значительные затраты времени, а также траты на доплату наставнику, оклад ученику и затраты на обучение у поставщика ЛКМ. Но в результате малярно-кузовной цех получает квалифицированного сотрудника, адаптированного к процессам цеха и, самое главное, максимально лояльного работодателю.  А это дает работодателю уверенность в сотруднике в течение продолжительного времени. Кстати, имеют место, так называемые, ученические договоры между работодателем и сотрудником. В таком документе обозначается минимальный срок работы сотрудника в организации после прохождения обучения, если же работник решит преждевременно покинуть компанию, то с него удерживается штраф в размере суммы оплаты за его обучение.

2.     Переманивать сотрудников у конкурентов. В этом подходе есть несомненный плюс: малярно-кузовной цех получает квалифицированного сотрудника, обученного труду в схожих условиях, который с первого дня начнет приносить прибыль. Затраты времени на адаптацию такого сотрудника минимальны, и нет необходимости в первичном обучении. У этого похода также есть и недостатки: отсутствие лояльности сотрудника к компании и сравнительно высокий уровень оплаты труда, как минимум, выше уровня конкурентов. Есть много случаев, когда работник, которого перекупил конкурент, весьма быстро уходил с этой работы на новое место, еще более выгодное для него.

3.     Переманивать сотрудников из цехов другого сегмента. Например, привлекать в малярно-кузовной цех дилерского центра персонала из небольших гаражных мастерских. В этом подходе есть сразу несколько «подводных камней»:

·       Квалифицированные работники, работающие в «гаражах», часто зарабатывают больше, чем сотрудники в крупном техцентре. Нужно всегда иметь это в виду при приеме такого работника в штат. Либо сотрудник не обладает необходимой квалификацией, либо его личные цели трудоустройства отличаются от целей работодателя.

·       Сложность, а порой, и невозможность адаптации нового сотрудника к налаженной системе бизнес-процессов, к применению имеющегося оборудования и материалов.

·       Некоторые сотрудники совмещают работу на себя с работой «на дядю». Помимо того, что такой подход заставляет сотрудника работать «на износ», это еще и приводит к повышенным расходом ЛКМ, что часто нивелирует значительную часть прибыли, генерируемой таким работником.

Для того чтобы собрать команду специалистов нужной квалификации лидеры рынка кузовного ремонта постоянно занимаются своим имиджем на рынке труда. Работая над своим имиджем, работодатель повышает привлекательность компании для клиентов. Ведь редко кто доверит ремонт своего автомобиля недобросовестной по отзывам, как правило, бывших сотрудников, компаний

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи