Подбор запчастей для автомобилей китайских брендов
12 июля 2024
Меркушева Александра, маркетолог EPCINFO, платформы с оригинальными дилерскими каталогами для подбора запчастей, в беседе с порталом «Кузов Эксперт», рассказала о том, какие сложности с подбором запчастей для китайских автомобилей сейчас существуют в России и какие способы их решения видятся наиболее перспективными.
— Александра, как обстоят сейчас дела с подбором запчастей для китайских машин? Какие сложности вы фиксируете.
— Ни для кого не секрет, что в России профессионалы авторемонта сейчас сталкиваются с сложностями при подборе запчастей для китайских автомобилей. Можно здесь выделить несколько ключевых проблем.
- Недостаток складских запасов: Запчасти для популярных китайских моделей, таких как Jetour, Dongfeng и Tank, составляют всего 20-30% от общего объема в России. Зачастую производители в первую очередь стремятся продать автомобиль, а затем уже заниматься обслуживанием. Сравнивая с корейскими и европейскими производителями, Китайские компании на российском рынке изначально сосредотачивались на продажах, в отличие от корейских и европейских производителей, которые также развивали здесь и направление послепродажного обслуживания. Однако большинство новых автомобилей в России сейчас — это машины китайского производства. За короткий срок доля китайских машин на авторынке выросла почти вдвое, достигнув 61%. Некоторые китайские бренды, такие как Geely, Haval и Chery, стали лидерами продаж на российском авторынке. И такая растущая популярность «китайцев» на авторынке России напрямую влияет на объем работы автосервисов.
- Отсутствие официальных поставщиков: отмечается нехватка запчастей для китайских автомобилей из-за отсутствия официальных поставщиков. В особенности это актуально для премиального сегмента (Zeekr и LiXiang).
- Долгие сроки поставки: Для сложного ремонта китайских автомобилей приходится ожидать запчасти более 30–40 дней!
- Проблемы с каталогами артикулов: некачественно подготовленные каталоги артикулов запчастей, либо каталоги, выпущенные только на китайском языке, либо вообще отсутствие каталогов на некоторые марки и вариабельность в комплектации китайских автомобилей, — все это затрудняет поиск необходимых деталей. В целом, ситуация менее критична для частных автосервисов, у которых есть доступ к неоригинальным аналоговым запчастям. Но при замене уникальных деталей, например, капот, крылья, двери все же возникают трудности с поиском и подбором. Определенные сложности в подборе или поиске артикулов на сайтах поставщиков (типа Emex и Exist), — это популярное и, наверное, основное решение для автолюбителей и экономных автомагазинов. Но современных «китайцев» там нет! И мы уже не говорим про расшифровку VIN — просто 0% попаданий, но с доступом к профессиональной системе с каталогами такую проблему можно минимизировать и даже исключить.
- Сложности с поиском аналогов: производители автокомпонентов из других стран делают одинаковую маркировку аналогичных деталей, так что всегда можно понять, к какой машине подходит отдельная запчасть. А вот в Китае такой единой маркировки пока нет.
— По вашему мнению, чем обусловлены эти сложности? И как эта ситуация будет развиваться в перспективе.
— Сейчас в России наблюдается дефицит запчастей для китайских автомобилей. Проблема обусловлена резким ростом продаж китайских машин. Доля китайских машин на российском рынке выросла с 9% в феврале 2022 года до 54% в октябре 2023 года. Соответственно, стало больше разнообразие брендов и моделей, и это привело к дефициту запчастей. В особенности много сложностей с автомобилями для рынка Китая, которые поступают к нам через параллельный импорт.
Дилеры утверждают, что нерешаемых проблем с поставкой деталей нет, но отдельные запчасти лучше беречь — если вдруг возникнет потребность в их замене, придется ждать не один месяц. Необходимые запчасти для популярных марок (например, Haval, Great Wall, Chery) обычно есть на российских складах. Но для менее популярных в России марок (например, Voyah и Hongqi, FAW, BYD) детали приходится заказывать из Китая. Сложившаяся ситуация с запчастями – это неизбежное последствие экспансии китайских автопроизводителей на российском рынке.В перспективе ситуация может улучшиться. Производители могут расширить свои дилерские сети, а официальные поставщики запчастей могут стать более активными. Также развитие рынка электромобилей может повлиять на спрос на запчасти для китайских электрокаров. Однако это зависит от многих факторов, включая экономическую ситуацию и политические решения.
— Как с учетом сложившихся реалий решать проблемы с подбором запчастей для китайских машин.
— Для решения этих сложностей с подбором запчастей для китайских автомобилей в России можно применить несколько подходов.Развитие дилерских сетей. Производители могут активнее развивать свои дилерские сети, чтобы обеспечить более широкий доступ к оригинальным запчастям.
- Сотрудничество с официальными поставщиками. Производители и дилеры могут активно сотрудничать с официальными поставщиками запчастей, чтобы обеспечить наличие запчастей и улучшить их логистику.
- Поддержка альтернативных решений. Профессионалы авторемонта могут подключать альтернативных поставщиков, предлагающих неоригинальные или восстановленные запчасти.
- Обучение специалистов. Повышение квалификации механиков и специалистов по подбору запчастей поможет им более эффективно работать с китайскими автомобилями.
- Реализация дилерских каталогов автозапчастей. Для нашей компании предоставление документации китайского сегмента является стратегической задачей, в особенности это касается таких брендов, как Chery (Exeed, Jetour, Omoda), Geely и Haval (Tank, Ora, GreatWall). Мы не просто реализовали дилерские каталоги запчастей, но и поддерживаем ремонтно-техническую документацию. Разумеется без ложки дегтя не обходится: проблемы часто лежат в плоскости азиатского менталитета. Да, до уровня европейских программных решений предстоит проделать сложный путь, но на текущий момент — это спасательный круг для профессионалов рынка!
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.