Кузовной ремонт. Восстановление кузова автомобиля
21 марта 2016, Роман АКОЛЬЗИН
Сегодня чуть ли не каждый автовладелец требует от сервиса оказывать услуги по кузовному ремонту согласно требованиям завода-изготовителя. Это объясняется тем, что продать «на вторичке» правильно восстановленный автомобиль куда проще. Более того, сами автобренды настолько жестко регламентируют сферу кузовного ремонта, что независимому СТО становится чрезвычайно сложно получить омологацию на проведение тех или иных работ. Конечно, большинства сервисов лицензирование не интересует, они ограничиваются окраской навесных элементов и банальной сваркой. Однако на серьезный дорогостоящий ремонт без соответствующих инвестиций такие предприятия могут не рассчитывать. Совместно с центром локального ремонта «АВТОДАТА» мы тестируем заклепочник GYS Press 8t, прибор, который сможет вывезти кузовное производство в высшую лигу.
Заклепки чаще всего используют для замены поврежденной коррозией листовой обшивки кузова, когда сварка ненадежна. Особенно распространено заклепочное соединение при ремонте полов, когда поврежденный участок заменяют новой панелью. Грамотно выполненный заклепочный шов по прочности не уступает сварному. Соединять между собой детали, выполненные из различных типов сталей, композитных материалов или же алюминий со сталью можно лишь согласно технической карте автопроизводителя, которая регламентирует весь процесс. Сочленение происходит с помощью заклепок и двухкомпонентного клея-герметика. Специально для выполнения этого вида работ французская компания GYS вывела на рынок прибор GYS Press 8t.
Перед клепанием в реальной ситуации деталь следует подогнать по размерам к сопредельным поверхностям, смазать клеем-герметиком и зафиксировать струбцинами входящие в соприкосновение части.
Соединение происходит по отбортовке. В первую очередь на обе детали в районе их соприкосновения наносится двухкомпонентный клей-герметик, который у каждого автомобильного бренда свой. Обойтись без него невозможно, ведь именно это вещество крепко удерживает деталь от разрыва. Клепка же не позволяет деталям смещаться относительно друг друга в одной плоскости, стержень этого крепежа препятствует боковому взаимному смещению деталей и подвергается действию перерезывающих сил. Такой вариант успешно применяется и на деталях с рваными повреждениями. Сначала деталь заваривается, а после прикрепляется по той же схеме к автомобилю.
Задача нашего издания сегодня – наглядно показать, по какому принципу происходит соединение деталей, как подбираются заклепки, и насколько быстро выполняется ремонт. Поэтому работу мы продемонстрируем на тестовой детали без применения клея-герметика.
GYS Press 8t поставляется с манометром, прибором контроля давления и регулировкой скорости произведения работ. Благодаря регулировке скорости выдвижения поршня и степени сжатия можно избежать загиба деталей при ремонте мягких сплавов.
Также в комплекте есть два штуцера для воздушной линии. Они позволяют подстраховаться в том случае, если быстрый разъем, который встречается нескольких видов, не подойдет.
Заклепочник обладает максимальным усилием клепания в 8 тонн. Каждый автопроизводитель требует устанавливать определенное давление в воздушной магистрали, но обычно среднего давления в 6 атмосфер вполне достаточно для реализации потенциала прибора.
В базовой комплектации поставляется плечо №1, так называемое C-плечо HR1, которое подходит для большинства видов работ, располагая шириной проема 50 мм, а глубиной 60 мм. Желающие могут докупить комплектом плечи HR2 и HR3. Само собой они серьезно отличаются размерами и формой от стандарта, позволяя работать с самыми сложно доступными частями кузова. Ширина проема С-плеча HR2 – 80 мм, а глубина составляет до 130 мм. Плечо HR3 располагает глубиной проема в 147 мм и глубиной до 240 мм. Также в продаже присутствует плечо HR1S с шириной проема 80 мм, а глубиной 40 мм. Все C-плечи могут оборачиваться на 360° вокруг оси клепальника, а их смена осуществляется всего в два-три касания.
Удобство работы – важнейший параметр заклепочного крепления, жесткость и качество которого зависит от правильно выверенного расстояния от края листа до центра клепок и величины шага (расстояние между осевыми соседних элементов крепления, смонтированных по одной линии – шву). Размер шага кратен диаметру крепежа и зависит от назначения заклепанной детали. В ряде случаев при ремонте кузова ориентируются на шаг точечной сварки и по нему размечают установку крепежных элементов.
В комплекте также есть керн, чтобы было проще выдавливать старые клепки. Им можно сделать на плоскости метку, чтобы матрице было проще зафиксироваться и не съехать в процессе, то есть отцентрировать ее.
В набор входит тестовый комплект заклепок и стандартных матриц для их крепления и извлечения. Матриц хватает как для установки сквозных клепок, так и несквозных, а также для выдавливания клепок из металла.
Помимо этого, специалист получает инструкцию по использованию, ремень для удобства работы с прибором на весу, ручку и проушину для ремня. Дополнительно можно приобрести подставку и тележку для всей системы.
Прибор готовится к работе очень быстро. Установка и замена плеча также производится в одно мгновение. Матрицы выбираются в зависимости от используемых клепок. Они имеют маркировку, так что специалисты никогда не перепутают их.
Матрицы в обязательном порядке затягиваются матричными ключами. Если их не дотянуть, то во время сжатия они выскочат из пазов, в результате чего погнется ось. В таком случае придется покупать новый тестовый комплект.
Все матрицы для клепания распределены на три пары. Матрицы имеют буквенную маркировку A1 (A2), B1 (B2), F1 (F2). Матрица под цифрой 1 удерживает в себе клепку с помощью магнита и устанавливается на выдвижной поршень, а под цифрой 2 – на неподвижное плечо.
К матричным парам идут универсальные клепки. В зависимости от требования автопроизводителей по технологической карте автомобиля выбирается вид клепки и производится ремонт.
Если технологической карты нет на руках, то проблем с идентификацией клепок не возникнет, ведь на каждой упаковке выгравирован номер, отвечающий за размер. Далее мастер определяет визуально, какие из них лучше подойдут ему для работы. Оценивается размер заводских вынутых клепок, замеряется толщина металла. Если скрепляются всего два металлических листа, то достаточно обойтись самопроникающими клепками диаметром 3,3 или 5,4 мм.
Однако если сталь толще 3 мм, или в соединении используется более двух листов металла, то следует брать клепки размером в 6 мм или 8 мм. Если все-таки ошибиться с диаметром клепки в сторону уменьшения, то ничего фатального не произойдет, она просто не возьмет металл и деформированная легко извлечется из него. Всего же в комплекте есть 4 вида внутренних клепок.
В нашем случае толщина тестовой пластины составила 0,65 мм, и нам подойдет матричная пара A1 (A2) и 3,3 мм клепки.
Как видно на фото, заклепочник пробивает первый лист, а во втором металле клепка развальцовывается благодаря ответной части матрицы.
Если поставить клепку покрупнее, то соединительная «шишка» просто чуть увеличится в размерах. Однако если ошибиться в сторону увеличения серьезно, то можно пробить металл. Для 4,5 мм клепок подходит пара B1 (B2).
В случае с толстыми листами металла придется ставить сквозную клепку.
А для сквозного прокалывания толстого металла вначале нужно работать парой T1 (T2), после чего в образовавшиеся отверстия с помощью пары F1 (F2) ставятся сквозные клепки.
Чтобы быстро разобрать деталь и не высверливать старые клепки, нужно использовать матрицы из пары E1 (E2).
Полный набор клепок можно заказать отдельно под определенный автомобильный бренд. Так, омологированные комплекты разработаны по требованию BMW, Jaguar Land Rover, Mercedes и всей группы VAG.
Поэтому в работе с GYS Press 8t нужно применять оригинальные клепки, так как они имеют свои определенные физические свойства. Например, алюминий при контакте со сталью подвергается электрохимической коррозии. Выполнение ремонтных работ на поврежденных алюминиевых деталях имеет свои особенности и, следовательно, предъявляет к подготовке специалистов и оборудованию ряд специфических требований. Стальные клепки GYS имеют специальное покрытие, предотвращающее окисление алюминия в месте контакта с другой деталью. Если работать аналогичными дешевыми китайскими клепками, то никто не дает гарантий, что через какое-то время деталь вообще будет держаться. Также не следует использовать алюминиевые клепки для работы с другими сплавами. Алюминиевые элементы крепления будут постепенно разрушаться, если ими склепать латунь, медь, коррозионно-стойкую или обычную сталь. В более влажной атмосфере этот процесс будет заметнее, так как образуется электролитическая пара.
Как мы видим, весь процесс клепания выполняется очень быстро. Подготовка прибора к работе, выбор клепок и их установка не вызовет вопросов даже у начинающего специалиста. Небольшой прибор позволяет рядовому СТО выполнять ремонт, по уровню сопоставимый с заводской технологией восстановления кузовов.
Журнал «КУЗОВ» благодарит наших постоянных партнеров – центр локального ремонта «АВТОДАТА» за помощь в организации фотосъемки.
Подробнее о ремне навесного оборудования читайте в статье - "Ремень привода навесного оборудования и ролик".
Комментарии
Рекомендованные статьи
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.