Американский кузовной массаж
25 февраля 2013, Борис ГРИШИН
В процессе эксплуатации автомобиля кузов часто получает повреждения, не связанные с нарушением ЛКП, – проще говоря, различные вмятины. Производить их ремонт традиционными методами неоправданно дорого и долго. Зачастую автовладельцы годами мирятся с такими повреждениями. Изменить положение поможет американская технология выправления вмятин без демонтажа детали и ее перекраски, которая получает в России все большую популярность.
Впервые американскую технологию PDR (Paintless Dent Repair) – инновационную систему ремонта вмятин без покраски – еще в 1999 году привез в Россию генеральный директор компании «Тампира» Олег Тимощук. Он лично ездил в США, где сам прошел полный курс обучения в учебном центре Rightlook, и является первым в нашей стране экспертом по ремонту вмятин без покраски.
В конце 90-х годов эта технология была совершенно неизвестна в России и воспринималась мастерами с большим скепсисом. Открывавшиеся возможности казались каким- то чудом, в которое на слово никто не верил. Только наглядные демонстрации постепенно меняли отношение к системе PDR, а трезвый расчет показывал, что благодаря экономии материалов и времени можно существенно повысить прибыльность бизнеса и заработок мастера. Значительно выросший интерес профессионалов сделал насущной необходимостью создание учебного центра, где все желающие могли бы освоить на практике применение PDR. В настоящее время учебная программа компании «Тампира» совершенствуется, все эти годы не стояла на месте и сама технология: она постоянно развивается, появляются новые инструменты и материалы, которые поступают также и в Россию.
Технология PDR базируется на принципе восстановления геометрии кузова за счет воздействия специально сконструированными инструментами на внутреннюю и внешнюю стороны детали. Поврежденному участку делается своего рода точечный «массаж» плавными технологическими нажатиями инструмента. В результате срабатывает свойственный многим металлам в той или иной степени «эффект памяти», когда участок, подвергнутый воздействию до напряжения, при котором происходит его пластическая деформация, полностью восстанавливает свою первоначальную форму после снятия нагрузки. В случае с вмятиной на поверхности кузова такая нагрузка носит характер сжатия вогнутой стороны повреждения и растягивания выпуклой. Металл, подобно пружине, стремится вернуться к первоначальной форме, однако из-за большой поверхности кузовной детали и хаотичной геометрии вмятины происходит своего рода заклинивание материала, как бы вывих. Благодаря внешнему воздействию на вмятину с помощью специальных инструментов этот «вывих» можно поставить на место, сняв нагрузку растяжения и сжатия с поверхностей.
Для того чтобы осуществить вышеописанную теорию на практике, мастер, в первую очередь, должен полностью видеть дефект на кузове. Для этого разработаны лампы, дающие специальное освещение и позволяющие четко выделить расположение и границы вмятины. Лампа может быть небольшая, на вакуумной опоре и устанавливаться практически на любую деталь кузова, а может быть большой, стационарной – на передвижной платформе для работы с большими повреждениями на всех деталях, в том числе и крыше. Когда на поверхности кузова отражается свет лампы, его искажения в виде полос явственно выделяют дефект. По завершении работы мастер применяет лампу для окончательного осмотра места повреждения, чтобы убедиться в отсутствии погрешности под разными углами с разных сторон.
Основой всей системы является обширный набор крючков различной формы, отдаленно напоминающий набор клюшек для гольфа. Мастер может попасть в нужное место дефекта с внутренней стороны благодаря различным конструктивным особенностям и длине инструмента. Существуют также аксессуары и дополнительные приспособления, которые обеспечивают воздействие на выпуклость с внешней стороны. В некоторых случаях мастер применяет особые отбойники, производя осадку дефекта.
Там, где нет возможности подобраться инструментом с внутренней стороны детали, для ремонта вмятин используются клеевые системы. Зачастую они применяются как начальный этап ремонта вмятин большого размера. Поднятие металла осуществляется при помощи обратного молотка или клеевых пистонов различного диаметра. Дефект сначала обезжиривается, затем клей наносится на пистон, который устанавливается в центр вмятины. С помощью мини-лифтера пистон подтягивают, после чего он отстреливается, а оставшийся на ЛКП клей снимается технологическим раствором без каких-либо повреждений поверхности.
В качестве примера подобной клеевой системы можно привести комплект СТАРТ A1-SET. В него входит мини-лифтер, многоразовые пистоны, клей, клеевой пистолет, учебный диск, состав для снятия клея и кейс.
Все вышеописанные инструменты и аксессуары для профессионального ремонта вмятин без покраски изготовлены в США на заводах А-1 tool & Blehm TOOL – лидерах по производству оборудования для технологии ремонта вмятин без покраски Paintless Dent Removal. Использование профессионального инструмента такого уровня требует соответствующей квалификации. Для подготовки сертифицированных специалистов компания «Тампира» открыла учебный центр, курс обучения в котором гарантированно позволяет освоить технологию PDR и начать свой успешный бизнес по лечению легких кузовных «травм». Процесс обучения в центре «Тампира» отличается многими интересными особенностями, а усовершенствованная за прошедшие годы программа, по мнению специалистов, превосходит даже американские курсы. Подробнее о процессе обучения можно узнать на официальном сайте компании www.pdrtool.ru. В частности, учебный центр «Тампира» первым в России запустил прямую трансляцию из учебного класса и демонстрационного зала на своем сайте.
Любой желающий может зайти на сайт и познакомиться с инструментом и аксессуарами, не приезжая в Москву. Занятия в учебном центре индивидуальные, приехать и пройти курс подготовки по технологии можно в любое время. Учебный центр готовил мастеров в дилерские центры, на линии сборки автомобилей GM, более полутора тысяч человек прошли подготовку и получили сертификат международного образца в «Тампире».
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.