23 апреля 2024,
23:04
Москва

Перезагрузка

5 сентября 2014, Оксана Демченко

Механики

Замена масла в АКПП – процесс известный хорошо, в нем каждый шаг отработан детально, до последнего движения. Однако именно этой теме был посвящен глобальный «тренинг для тренеров» концерна ZF. Петр Корнилов, технический специалист концерна, специально для нашего журнала рассказывает, как обновилась процедура замены масла.

–  Начнем с «наводящего» вопроса: речь пойдет о замене масла в любых АКПП?


– Действительно, все не так просто в этой теме. Да, вы правы: речь пойдет о коробках «продвинутого» типа, начиная с 6-ступенчатых, снабженных так называемым «мехатроником», то есть электронно-гидравлическим устройством переключения. Добавлю: такие АКПП имеют фильтры, интегрированные в поддон.  На конвейерах подобные АКПП используются давно и, поэтому, в СТО они попадают все чаще – пробег обязывает как минимум к замене масла. И если к вам для смены масла прибыл автомобиль с 6-, а то и 8-ступенчатой коробкой, то новое должно начаться для механиков прежде, чем они шагнут к подъемнику или спустятся в яму. До начала работ необходимо надеть диэлектрические ботинки, а под автомобиль постелить коврик с заземлением.


И уже эта предварительная, но совершенно обязательная операция, переводит нас на совершенно новый уровень работы и заставляет понять, что с АКПП последней генерации работать надо по-иному, здесь не годятся привычные методы и старые подходы.


– Почему Вы решили рассказать об этом именно сейчас? Что стало поводом?


– Нас, полтора десятка технических тренеров концерна со всего мира, пригласили в Германию, в учебный центр ZF Services в Швайнфурт, и там буквально пошагово показали всю процедуру замены масла в современной АКПП. Из чего следует, что тема актуальна буквально везде, во всем мире.


Новое начинается с мелочей. Если в обычной механической коробке принято менять масло через определенный срок эксплуатации, то со сменой масла в автоматических коробках мнения разные, вплоть до самых крайних: одни советуют менять масло через какое-то количество километров пробега, другие говорят, что его вообще лучше не менять.


Замена маслаКонцерн ZF сформировал рекомендации по смене масла для АКПП обозначенных нами поколений. Масло в таких АКПП следует менять через 80-120 тысяч километров пробега, в зависимости от условий эксплуатации.

Как я уже сказал, тренинг проходил в условиях полноценно оборудованного сервиса. Это так называемый «тренинг для тренеров» – передача знаний тем, кто в дальнейшем будет передавать знания практикам. Я был в числе тренеров и наблюдал работу экспертов концерна, и для меня, при всем опыте в теме, многое было вновинку. О самом первом шаге процесса – ковриках и обуви, я уже сказал. И вот следующий: ZF Services недавно стал поставлять на вторичный рынок сервисные «киты», то есть комплекты, которые позволяют максимально упростить замену масла и исключить ошибки. В такой «кит» входят соответствующие поддоны, прокладки и фильтры, а также строго необходимое количество именно того масла, которое предназначено для данной коробки.


– Такой «кит» уже поступает в продажу в России? Его может купить и самостоятельно использовать автомастер, автовладелец?


– Комплект поступает в продажу. Его, действительно, можно свободно купить. Но я бы категорически не рекомендовал владельцам заниматься заменой масла в АКПП указанного уровня в гараже – эта работа для профессионалов. Кстати, сами же немцы, инструкторы на семинаре, рекомендуют доверять операцию только специалистам высокой квалификации.


Вернемся к технологии. Естественно, все процедуры, предшествующие смене масла, вроде прогревания коробки, снятия защиты картера двигателя и отворачивания пробок – заливной горловины и спускной, остаются неизменными.


Смена масла должна происходить со снятием поддона АКПП и сочетаться с глубоким анализом состояния «мехатроника» – и тут сразу появляется множество нюансов. Далее, в соответствии с рекомендациями специалистов, смена масла может происходить по двум различным сценариям.

Смена масла в АКПППо варианту «минимум» при смене масла заменяется только поддон с фильтром. Это бюджетный вариант. Его недостаток: обновляется лишь около половины объема масла. Способ можно рекомендовать для смены масла в автомобиле с небольшим пробегом, который не перегружался, эксплуатировался в благоприятном климате и т. д.


По второму – «оптимальному» – сценарию предусматривается снятие поддона АКПП и демонтаж «мехатроника». АКПП – это своеобразный «слоеный пирог», состоящий из собственно коробки, в картере которой находится механическая часть; к нему пристыкован электронно-гидравлический исполнительный и задающий механизм («мехатроник»)  и поддон картера с фильтром. Сердцем «мехатроника» является чип-процессор, в котором записан весь алгоритм работы АКПП. Если плохо обученный мастер в неподходящей одежде, способной накапливать статическое электричество, снимая поддон, коснется «мехатроника» и произойдет пробой статического разряда, может произойти катастрофа: чип полностью выйдет из строя.


У нас есть большие подозрения: значительная часть мастеров, которые берутся менять масло в коробках этого поколения, не имеют пока ни малейшего представления о том, какова степень риска. Будем считать, что мы их предупредили – и тем свою задачу частично выполнили.


Сложность замены масла в АКПП последних поколений заключается также и в том, что помимо демонтажа и замены поддона коробки с масляным фильтром требуется еще и демонтаж платы «мехатроника», так как только в этом случае происходит слив отработанного масла из скрытых полостей АКПП, и возможна практически полная замена масла. Простая, казалось бы, процедура: снять/поставить плату «мехатроника». Однако она «усложняется» высокой ценой этой платы, к тому же ее легко можно повредить. Кроме того, при демонтаже «мехатроника» требуется замена ряда уплотняющих элементов, соединяющих «тело» АКПП с платой «мехатроника». Для разных АКПП используются разные уплотнения. Визуально они очень похожи, но имеют геометрические различия – по проходным сечениям, вырезам в корпусе и т. д. Кроме того, они одноразовые, т. е. уже демонтированные изделия нельзя снова установить, иначе возникнут потери давления в системе и, как следствие, нарушится объем масла, проходящего внутри платы «мехатроника».


Резюмируя сказанное: разобрать АКПП несложно, а вот собрать – это уже вопрос. В лучшем случае автомобиль клиента «зависнет» на подъемнике, пока механик носится по городу в поисках необходимых комплектующих. Следует помнить, так как масло сливается не только из АКПП, но и из скрытых полостей, а плановое время работ может существенно увеличиться, при описываемом нами нештатном режиме работ запаса масла, предусмотренного в «ките», может не хватить. Тогда, возможно, для полной замены придется докупать некоторое количество масла.


Несколько забегая вперед, хочу отметить важный момент. Как известно, при заполнении коробки, свежее масло закачивается до тех пор, пока оно не потечет из контрольного отверстия. Но при описанной схеме замены, нужно учитывать, что новое масло должно заполнить еще и все «скрытые» объемы, в том числе и сам «мехатроник».  Для этого следует, закачав контрольное количество масла (то, что имеется в «ките»), запустить двигатель и продолжить залив масло при работающем моторе! Только после того, как масло заполнит весь объем и снова появится из контрольного отверстия, следует прекратить заполнение, заглушить мотор и завернуть пробку контрольного отверстия. Это очень важно!


Существует вариант номер три.

«Мехатроник» – это электронно-гидравлическое устройство. Оно состоит из двух частей. Электронной – управляющей и гидравлической – исполнительной. Части «мехатроника» подвержены износу. И продвинутый специалист способен при замене масла провести сервисный ремонт «мехатроника». Гидравлическая его часть выделена в отдельную плату, испещренную извилистыми каналами; на сленге ее называют «мозгами». 

«Мехатроник» имеет крышку, основание и промежуточную плату с нанесенными прямо на нее одноразовыми уплотнениями: и, если он вскрыт, следует непременно поменять промежуточную плату. Это обязательное правило. Гидравлические каналы имеют запорные клапаны в виде шариков. Эти шарики, даже работающие в масле, за 100 000 км пробега от предыдущей смены масла, успевают «накатать» дорожки и изменить собственные диаметры. Они, порой, заметно меняют сечения каналов и их работу. Соответственно, могут ощутимо измениться моменты включения и выключения передач, в результате чего автомобиль станет «вести» себя не так, как положено для новой коробки. А ведь одно из главных правил высококлассного сервиса – вернуть автомобилю исходные заводские характеристики! 


В идеале, при смене масла надлежит менять и промежуточную плату «мехатроника» с шариками, пружинками и резиновыми демпферами. Работа кропотливая, но выполнимая при должных опыте и понимании.


И еще одно замечание.

Появление диэлектрических ковриков и специальной обуви в сервисной практике – это, согласитесь, своего рода прорыв в сознании, переход в новое качество. Такой прорыв автосервисы уже переживали, например, при внедрении в повседневную жизнь сервиса динамометрических ключей!


Собрать многослойный сэндвич «мехатроника» так, чтобы не появилось ни малейших подтеканий – ювелирная задача. Поддон АКПП не имеет уплотнений в принятом понимании. Герметичность обеспечивается безусловным соблюдением последовательности затяжки шпилек крепления и правильным моментом их затяжки!


Без специальной «шпаргалки», где показаны схема установки болтов и моменты затяжки резьбовых соединений, без тарированных динамометрических ключей, позволяющих совершенно точно, без перекосов собрать «пирог», такая работа невыполнима.

– Данные по моментам затяжки предоставляются?


– Скажу так: они не секретны. И те специалисты, которые занимаются коробками, информацией владеют. А прочим мастерам она и  неважна, – потому, наверное, и нет смысла ее публиковать в широкой печати.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи