Локализация, независимые сервисы и мотивация персонала: что ждет рынок авто и кузовного ремонта
5 сентября 2025

Какое влияние на развитие автомобильной отрасли оказывает утильсбор, почему локализация производства в России набирает популярность, в чем причина возрождения «гаражных технологий», и зачем на СТО вводят систему контроля персонала? На эти и другие вопросы отвечает эксперт компании «Европроект Групп», бизнес-тренер Алексей Соболевский.
Отсев поставщиков и локализация
Тренд последнего времени – локализация производства. Например, выпуск китайских авто под брендом «Лады» или «Москвича». Также в России существует госрегулирование, которое в первую очередь осуществляется с помощью утильсбора. Это рычаг регулирования рынка, он вводится для импортных производителей. А для того же АвтоВАЗа компенсируется.
За счет повышения цен на импортные авто наши производители должны оказаться в более выгодной ситуации, а компенсацию от утильсбора в идеале направить на повышение качества, понижение цен . Но ничего подобного не происходит. Скорее наоборот - раз утильсбор компенсируюут, давайте повысим цены, китайцы-то дороже стоят. В итоге стоимость «Лад» порой дороже «китайцев», а качество и оснащенность оставляют желать лучшего.
Еще одна примета времени - отсев брендов. Сейчас уходят с рынка Livan, Oting, Bestune и другие.
Запчасти
В России быстрыми темпами идет развитие центральных складов – никуда от этого не деться. Китайцам, которые в высокой степени локализовались в России, в частности, Great Wall в виде Haval ил Chery, это выгодно. Стоимость рабсилы в Китае значительно выросла и приблизилась к российской.
Увеличение мелких сервисов
На повестке - развитие независимых малярно-кузовных цехов (МКЦ). Кузовные цеха, которые раньше принадлежали дилерским центрам, все чаще выводятся в отдельные юрлица. Развивается аутсорсинговое направление. Дилеру в первую очередь интересно продавать запчасти, соответственно, он отдает аварийный автомобиль с комплектом запчастей на аутсорсинг.
Гаражные технологии и допуслуги
Сегодня в тренде восстановление деталей. Забытые гаражные технологии начали проникать и в дилерские центры. При этом налицо ориентация на физлиц. Многие автолюбители привыкли к дилерским стандартам, но сейчас у них недостаточно денег, чтобы ремонтировать машину там. Поэтому обращаются в небольшие СТО, которые вынуждены повышать качество услуг, чтобы привлекать клиентов. А также широко использовать допуслуги. Допуслуги для многих становятся основным источником дохода.
Персонал
Снижение издержек происходит повсеместно, в первую очередь, достигают успеха те, кто начинает экономить время. Также хозяева сервисов переходят на новые схемы мотивации персонала. Люди идут туда, где больше платят. Если зарплата хорошая, но при этом дают еще и нематериальные бонусы, специалист будет более заинтересован в этой работе.
Неизбежная данность – оптимизация процессов, которая включает в себя планирование доходов и расходов, контроль над выполнением работы, предварительную оценку сроков ремонта, планирование загрузки. Одни СТО внедряют систему онлайн-контроля, другие – планерки, совещания и отчеты.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.