пространство
профессионалов
авторемонта

Спектрофометр - прибор для определения цвета краски автомобиля

12 августа 2020, Елена ЕВДОКИМОВА, Дмитрий ВЕЧКИЛЕВ

Работа на спектрофометре

Не стоит опасаться больших расходов... Нужно бояться маленьких доходов! В журнале «КУЗОВ» не раз поднималась тема спектрофотометров. Но все статьи по большей части писались со стороны менеджеров. В данной статье порассуждаем о работе со спектрофотометром с точки зрения колориста.

Несмотря на динамичное развитие колориметрии в мире и в нашей стране в частности, споры по поводу эффективности работы спектрофотометра в рядах колористов не утихают до сих пор. Разберемся, с чего начинает свою работу колорист при стандартном подборе цвета.


1. Поиск кода краски на автомобиле. Хорошо если это СТО, и машина находится в шаговой доступности. Ищем табличку в проемах дверей, под капотом, под запасным колесом и даже под задним бампером. Нашлась — отлично, а если нет, то видимо стерлась или была кем-то удалена. Пытаемся на разных ресурсах пробить код краски по VIN-коду, ищем по фотографиям на просторах Интернета.

2. Переход к цветовому каталогу. В различных системах по цветоподбору цветовая документация насчитывает от 3 000 образцов цвета до 15 000, а рецептурная база в программах исчисляется сотнями тысяч. Следовательно, цветовой каталог наглядно отражает далеко не все цвета. Из этого вытекают следующие вопросы:

  • Какой период времени охватывает каталог?
  • Поможет ли каталог определиться с цветом на автомобили 2020 года выпуска?
  • Как найти цвет бамперов, внутренних покрытий автомобиля (подкапотное пространство, моторный отсек), зеркал, крыши, если они окрашены в цвет, отличающийся от цвета кузова?
  • Достаточна ли освещенность в том месте, где идентифицируется цвет или необходимо переставить автомобиль на другой участок?

Допустим, мы определили код, переходим к выбору рецепта, а их в программе может быть несколько вариантов. Как выбрать именно тот, который позволит быстрее и точнее подобрать цвет? Ведь фондеки есть не на все. И не стоит забывать, что во многих системах карточки изготовлены в типографии, что не гарантирует точного попадания в цвет.

Прибор для определения цвета краски автомобиля

Работа со спектрофотометром

Можно миновать предыдущие шаги, сделав замер спектрофотометром. Замер производим на детали, сопряженной с ремонтной (освещенность значения не имеет, так как все приборы оснащены своим источником света). Далее подключаем спектрофотометр к программе, и она выдает не менее десяти формул с наиболее близким попаданием рецептуры к конкретной детали.

Программное обеспечение

Во многих программах указывается либо процентное соответствие формулы к цвету автомобиля, либо значение величины VCI — Visual Correlation Index (индекс визуальной корреляции), которая учитывает степень отличия под разными углами (для эффектных покрытий): 15°, 45° и 110°. Опираясь на эти данные, выбор нужного рецепта значительно упрощается. При этом многие современные программные обеспечения имеют функцию теоретической коррекции цвета. Что это значит для колориста? В работу берется формула, максимально приближенная к конкретному автомобилю.

Правильно выбранная формула — отличное решение для опытного работника, позволяющее сделать краску в два-три шага. Налицо экономия времени уже на начальном этапе!

Новичкам на заметку

А для новичка в колористике ПО, имеющее функцию последовательной колеровки, — это своего рада «наставник и учитель». Колористу остается только наливать и делать тест-напыл, а программа уже сама сделает несколько шагов последовательной корректировки цвета. И если начинающий колорист имеет пытливый ум и желание учиться, постоянно анализируя шаги работы программы и прибора, он довольно быстро разберется в свойствах разных компонентов и их влиянии на краску. При этом каждая разработанная формула будет пополнять базу данных, сохраняясь в ней для дальнейшего использования.

Практический опыт

Однако часто в лабораториях по цветоподбору можно услышать, что у них есть своя огромная база наработок, а спектрофотометр лишь замедляет работу. Так ли это на самом деле?

Наработанная база хранится на тест-пластинах, которые со временем затираются и без «слез колориста» оценить цвет невозможно. Сначала необходимо найти подходящий вариант, а рецепт пересчитать на нужный объем. При этом очень часто приходится делать коррекцию, так как отличие оттенков бывает не только из-за смены партии краски у производителя авто, но и из-за того, что встречаются новые машины, детали на которых уже с завода имеют отличия как по цвету, так и по распределению эффектных частиц.

Дела при работе со спектрофотометром обстоят иначе. Большинство современных программ позволяет вести наработку рецептурной базы в электронном виде, с привязкой спектральной характеристики к рецепту. Колористу достаточно сканировать цвет приехавшего на подбор автомобиля, и, если ранее этот цвет уже был в работе, программа найдет рецепт и при необходимости выполнит теоретическую корректировку. Останется только задать в программе необходимое количество эмали для налива.

Работа с базами данных

Создание базы рецептурных формул является огромным плюсом в пользу работы с прибором. Самый совершенный на сегодняшний день способ хранения формул — это облачное хранилище: специалист по цветоподбору может использовать не только рецептурную базу программы и свою собственную, но и базу всех колористов, которые работают с этой программой. Ведь ни для кого не секрет, что рынок российских автомобилей, как и требования к подбору цвета, сильно отличается от европейских, американских и азиатских.

Тенденции рынка ЛКМ

Автомобильный бизнес сегодня развивается за счет использования новейших технологий, колористика движется в том же направлении. Все ведущие производители ЛКМ вводят в свои системы спектрофотометры и совершенствуют программное обеспечение. И это не дань моде, прежде всего это ускорение рабочего процесса и создание более цивилизованных условий для работы колористов. Совершенствуются и сами приборы. Например, многоугловые спектрофотометры нового поколения способны идентифицировать искристость эффектных покрытий.

Владельцы и руководители бизнеса, связанного с авторемонтом, вкладывают значительные средства в оснащение мастерских самым современным диагностическим оборудованием, программами для электриков, оборудованием для восстановления геометрии кузова… И специалисты, работающие на таком оборудовании, считаются более квалифицированными и, соответственно, более высокооплачиваемыми. Почему же до сих существует часть колористов, не готовых идти в ногу со временем? Что прежде всего движет специалистами по цветоподбору при отказе от работы со спектрофотометром?

Страх. Страх быть менее востребованными остаться вовсе без работы: «Ведь я сам лучше всех, а возьмут прибор, — и где моя незаменимость?» Обоснован ли этот страх? Особенно, если учесть, что иногда производители ремонтных эмалей включают спектрофотометры в свои системы, рекомендуя их чуть ли не как замену колористу. Правильно ли это?

Человеческие факторы

При показе возможностей работы спектрофотометра и программного обеспечения я иногда слышу: «Ой, я ожидала большего!». Нет, не ожидала! Это говорят те колористы, которые сразу настроены против, не выискивая лучшие стороны нового подхода, помогающие в работе, а всячески стараясь найти недостатки, чтобы оправдать свои страхи.

Спектрофотометр — это инструмент, позволяющий реально сократить время, потраченное на подбор цвета. И здесь важен не столько сам прибор, сколько умелое обращение с ним и программным обеспечением. Дело в том, что мы не можем исключить человеческий фактор: глаза колориста в конце дня устают, на подбор цвета сильно влияет освещенность, а работник вне зависимости от рабочих условий подвержен стрессу. Все это влияет на качество подбора. Но только человек принимает решение о выборе той или иной формулы, опираясь на свой опыт и знания. И человеческий глаз пока не способен заменить ни один прибор.

Зачастую решение о приобретении спектрофотометра владелец принимает, опираясь на мнение своего ведущего специалиста. Опытному колористу для того, чтобы решиться работать со спектрофотометром, нужно наступить на горло своему эго и начать учиться. Учиться основам колориметрии и работе с современными программами по подбору цвета. Иначе момент будет упущен, а догонять всегда сложнее, чем идти в ногу со временем.

Экономическая целесообразность

Конечно, любой предприниматель заинтересован в эффективном вложении своих средств и его волнует окупаемость спектрофотометра. Возможно, противники развития цифровой колористики скажут, что за те деньги, которые стоит спектрофотометр, можно нанять несколько опытных специалистов и платить зарплату в течение нескольких месяцев. Но, во-первых, опытного колориста еще нужно найти. А рецептурная база, наработанная с такими затратами, — будет ли она актуальна, если колорист заболел или ушел в декрет? Во-вторых, давайте также посчитаем время, затраченное на подбор «традиционным» способом, учтем количество краски и расходных материалов, израсходованных на подбор, а также добавим траты на электричество. В конечном итоге все эти факторы заставляют усомниться в целесообразности работы по старинке. В свою очередь, окупаемость прибора напрямую зависит от количества заказов, а сам прибор помогает увеличить производительность и, соответственно, доходность. А у колориста появится возможность не только работать эффективнее, но и получать удовольствие от работы.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи