07 ноября 2024,
21:11
Москва

Расшифровка маркировки шин

7 ноября 2022

Расшифровка маркировки шин

Надёжное сцепление с дорожным покрытием - один из важнейших факторов безопасности для водителя, пассажиров и других участников движения. Помимо возможных фатальных последствий, неподходящая для автомобиля в конкретных условиях его эксплуатации резина может привести к повышенному расходу топлива, а также к некорректной работе подвески и рулевого управления. Любому владельцу легкового автомобиля полезно знать расшифровку обозначений характеристик шин, отражаемых в наносимой на них маркировке. При замене резины, не стоит полагаться на советы продавцов (у них могут быть свои мотивации), и лучше иметь собственное представление о наиболее подходящей “обуви” для вашего автомобиля. Поехали.

Основные европейские характеристики шин для легковых автомобилей и их маркировка и расшифровка

В Евросоюзе, главными параметрами для оценки потребительских свойств автомобильных шин являются три характеристики и вот их расшифровки:

  • Топливная эффективность (сопротивление качению). На маркировке - это буквы от А до G. Около 20 % расхода топлива при движении автомобиля приходится на преодоление сопротивления качению, создаваемого колёсами. Лишний расход топлива - лишние выбросы в атмосферу, а с этим в Европе строго, да и “овёс нынче дорог” (это про топливо, если что). Маркировка G соответствует максимальному значению сопротивления, далее – по убывающей.
  • Сцепление с мокрым дорожным покрытием (Traction - от А до F). Тем, кто ни разу не испытывал всей гаммы противоречивых ощущений при аквапланировании автомобиля, хочется пожелать никогда их не испытывать – это не тот опыт, который хочется повторять. Тестирование шин проводится на мокром дорожном покрытии на скорости 80 км/ч. Диапазон тормозного пути, между классами А и F составляет 18м.
  • Внешний шум от качения. Ещё один важный для европейцев параметр. Показатель “тихих” шин – это 60 дБ, а “громких” - свыше 74 дБ.

В зависимости от того, насколько вам важны эти параметры, этими данными стоит поинтересоваться у продавца. Не факт, что все эти данные отражены на самом колесе, но в сертификате соответствия будут обязательно.

Расшифровка маркировок

Конструктивные характеристики шин для легковых автомобилей, отображённые в маркировке на колесе и их расшифровка

TL (Tubeless). Колёса герметизируются с помощью специального резинового слоя (бескамерная резина). Подавляющее большинство современных шин для легковых автомобилей являются бескамерными.

TT (Tube Type). Камерная шина состоит из покрышки и камеры с обратным клапаном. При повреждении диска, бескамерная резина часто превращается в камерную, путём установки камеры в полость колеса. В этом нет ничего страшного, главное - одинаковое давление в противоположных колёсах.

R (Radial). Эта характеристика отражает пространственную ориентацию нитей корда, выражающуюся в параллельном их расположении по отношению к радиусу колеса. Корд - брекер располагается под углом 65 градусов к основным нитям, и вся конструкция укрепляется поясом стального корда и нейлоновым бандажом (в некоторых моделях). Радиальные шины имеют гораздо лучшие (по сравнению с диагональными) тепловые характеристики, что положительно влияет на срок их эксплуатации, а также лучшие параметры по контакту с дорожным покрытием, меньшее сопротивление качению, а также обеспечивают автомобилю лучшие характеристики управляемости и динамики. Именно поэтому почти все шины для легковых автомобилей – радиальные.

D (Diagonal). Устаревший диагональный тип расположения волокон корда, имеющий, однако, свои преимущества, выражающиеся в большей ремонтопригодности шин данной конструкции и относительной стойкостью к ударам и порезам. Промышленность продолжает выпускать диагональные шины в основном для грузовых автомобилей и для различной спецтехники.

Цифры и буквы. Например, на ободе находится маркировка - 195/65 R16 91Т. Вот её расшифровка: 195 - ширина в мм; 65 - “профиль” колеса, определяемый как % соотношения высоты боковой части к ширине покрышки; R - радиальная ориентация кордовых волокон; 16 - посадочный размер диска в дюймах. Эти цифры должны соответствовать размерным характеристикам шин, указанных в паспорте автомобиля. Выход за размерные рамки, указанные производителем, может повлечь самые неприятные последствия, или потребовать внесения конструктивных изменений (лифтинга, замены амортизаторов и т.п.) со всеми вытекающими согласованиями в ГИБДД. Далее, 91 – показатель максимальной нагрузки (max load) на одно колесо (для легковых автомобилей этот показатель не имеет решающего значения), Т - максимальная скорость, на которой “резина” позволяет сохранять управляемость автомобилем. Этот показатель гораздо важнее, поэтому, ознакомьтесь с таблицей ниже и расшифровкой значений маркировок для понимания.

Маркировка

J

K

L

M

N

P

Q

R

S

T

U

H

V

VR

W

Y

ZR

Скорость км/ч

100

110

120

130

140

150

160

170

180

190

200

210

240

^210

270

300

^240

  • Winter - шины рассчитаны на зимние условия эксплуатации.
  • Aqua, Rain, Water или зонтик (пиктограмма) - рисунок протектора шин позволяет максимально эффективно отводить воду из пятна контакта, предотвращая аквапланирование.
  • M + S (Mud + Snow) - грязь и снег.
  • М/Т (Mud Terrain) - “грязевая” резина.
  • A/Т (All Terrain) - универсальные внедорожные шины.
  • AS (All (Any) Season) R+W (Road + Winter) - маркировки для всесезонных шин.
  • Rotation - шины с направленным рисунком. Направление вращения обозначено стрелкой.
  • Outside - Inside - указывают стороны установки (внутрь и наружу) для асимметричных шин.
  • Left - Right - модели шин, подразумевающие установку строго на левую - правую стороны.
  • Steel Radial - радиальная шина с металлическим кордом. В большинстве современных шин для легковых автомобилей используется корд из синтетических материалов.
  • Studdable/Studless - шина может/не может быть оснащена шипами.
  • Treadwear - коэффициент износоустойчивости. Понятно, что это достаточно эмпирический параметр, тем не менее - в маркировке (сертификате) он обозначается цифрами от 60 до 620. Чем он выше - тем более износостойкой считается резина.
  • PR (Ply Raiting) - несущая способность каркаса колеса. Для легковых автомобилей, это значение 4PR, иногда - 6PR «Reinforced».
  • TWI – минимально допустимая остаточная высота рисунка протектора. В РФ и Евросоюзе, для более-менее безопасной езды этот показатель составляет 1.6 мм. Это по закону. Что касается практики, то согласно независимым шинным тестам характеристики шин (как зимних, так и летних) критически ухудшаются уже при остаточной глубине протектора в 4 мм. Поэтому советуем не затягивать со сменой колес.
  • ZP (Zero Pressure) - шина позволяет продолжать движение автомобиля при проколе колеса на расстояние до 80 км на скорости не более 80 км/ч.
  • SST (Self Supporting Tyres) - самонесущая шина, позволяющая продолжать движение на дальние расстояния после прокола.
  • MFS (Maximum Flange Tyres) - маркировка означает специальную дополнительную защиту борта шины от повреждений. Характерна для дорогой резины.

Мы рассмотрели основные виды маркировок и их расшифровку, которые можно встретить на шинах для легковых автомобилей. Надёжность сцепления с дорожным покрытием и управляемость автомобилем зависит не только от шин, хотя их роль трудно переоценить. Даже «обув» машину в самую «продвинутую» резину, не стоит забывать об общем техническом состоянии автомобиля, о соблюдении скоростного режима и особенностях преодоления сложных участков дороги.

Здоровья вам и вашему автомобилю. Удачи на дорогах.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи