14 июня 2024,
02:06
Москва

Шаровая опора авто – как устроена и зачем нужна

14 августа 2023

Шаровая опора авто – как устроена и зачем нужна

Шаровая опора — это шарнирное соединение между ступицей колеса и рычагом подвески. Шаровый опорный шарнир можно применять практически в любом техническом сочленении. В автомобиле шаровые шарниры используются в развальных рычагах, рулевой трапеции, в креплении газовых упоров капота. Но именно на шаровые шарниры подвески приходится наибольшая нагрузка. Разрушение шаровой опоры авто приводит фактически к отрыву колеса, которое как бы подламывается под крыло. Автомобиль при этом теряет управляемость со всеми вытекающими последствиями.

Функционал и устройство шаровой опоры авто

Главная задача шарового опорного шарнира — предоставлять колесам свободу перемещения в горизонтальной плоскости и исключать ее в вертикальной.

Если не углубляться в устройство уже ставших архаичными шкворневых и обслуживаемых шаровых шарниров ранних конструкций, то можно выделить следующие основные элементы конструкции современной шаровой опоры:

  • Так называемый палец в виде стержня с шарообразной головкой на «ступичном» конце и резьбой на «рычажном».
  • Металлический корпус цилиндрической формы с полостью под шарообразную головку, отверстием под стержень и соответствующими креплениями.
  • Дно опоры содержит завальцовку под прижимную шайбу, на которой крепится вкладыш, выполненный из полимера.
  • Пыльник — эластичное приспособление из резины, герметизирующее корпус устройства для предотвращения попадания дорожной грязи.

Чем-то напоминает сустав, не правда ли? По аналогии с ним внутренняя полость шарнира заполнена смазкой, а повреждение суставной сумки (пыльника) приводит к поломке механизма.

Устройство шаровой опоры

Признаки неисправности шаровой опоры авто

Современная шаровая опора авто — это расходный материал, который стоит недорого и несложен в замене.

Шаровая опора, равно как ШРУС и другие подвижные элементы рычажной подвески, не выходят из строя внезапно. Перед своей «кончиной» они издают разнообразные звуки и подают другие сигналы надвигающейся беды. Водителю автомобиля не стоит игнорировать эти симптомы и своевременно диагностировать неисправность, самостоятельно или на СТО, в зависимости от собственных навыков механика.

  • Характерный шум при преодолении лежачих полицейских и дорожных неровностей на скорости около 30 км/ч позволяет заподозрить износ вкладыша или недостаток смазки в шарнире. Хрустящие звуки в поворотах тоже не предвещают ничего хорошего — заклинивание гранаты не менее опасно, чем завал колеса.
  • Люфт шарнира. Если колесо начало качаться, то езда на таком авто несет уже непосредственную опасность. Добираемся до СТО «мелкими перебежками», а лучше на эвакуаторе.
  • Неравномерный износ шин свидетельствует о нарушении развала-схождения, что является прямым показанием к диагностике подвески автомобиля. Её стоит начать с проверки состояния шаровых опор.
  • Машину уводит во время торможения. Тот же алгоритм действий.

Зимой допустим шум в районе расположения шаровой опоры, так как её смазка должна разогреться. Но если спустя некоторое время шум так и не исчезает — едем на диагностику.

Как заменить шаровую опору в автомобиле?

Давать общие советы по ремонту столь же бессмысленно, как и вычислять «среднюю температуру по больнице». Если вы имеете элементарные ремонтные навыки, стоит изучить конструкцию подвески именно вашего автомобиля на предмет лёгкости доступа, количества и конструктивных особенностей шаровых опор, а они могут быть интегрированы в рычаг и т.п.

На ВАЗовских моделях шаровые опоры меняются буквально в походных условиях, а на многих кроссоверах с многорычажными подвесками доступ к шарниру и его замена могут потребовать условий СТО. Состояние подвески и колес автомобиля напрямую влияет на безопасность, поэтому принцип «хороший стук наружу выйдет» абсолютно не применим.

Здоровья вам и вашему автомобилю! Удачи на дорогах!

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи