Вязкость моторного масла
8 мая 2023
Очевидно, что моторное масло — это жидкость, а важнейшими характеристиками технических жидкостей являются их вязкость и текучесть. Также понятно, что требования по физическим свойствам, к примеру, к моторному и к трансмиссионным маслам — различны, и они уж точно не взаимозаменяемы. Более того, требования к моторным маслам варьируются от типа, года выпуска двигателя и климатических условий эксплуатации автомобиля, напрямую влияющих на вязкость моторного масла.
Маркировка и индекс вязкости масла для двигателя автомобиля
Первое и главное, что должен понимать владелец нового авто — разработчики и инженеры не даром свой хлеб едят, поэтому вам не стоит изобретать велосипедов и лазить по просторам интернета — вся необходимая информация есть в инструкции к машине и экспериментировать не стоит.
А вот владельцам автомобилей возрастом 10+, а в особенности раритетных машин стоит воспользоваться таблицами и алгоритмами для подбора моторных масел, в том числе и по параметру вязкости, на сайтах производителей или сторонних ресурсах. При подборе моторного масла вы скорее всего столкнётесь с маркировками по классификация (API), разработанной Американским институтом качества, хотя и не все производители её придерживаются. По этой классификации:
-
буква S — бензиновый двигатель, а С —дизель;
-
буквы от А, до N, соответствуют качественным параметрам смазки от автомобилей аж 1940 х годов выпуска (А), вплоть до нашего времени (М и N) — почему это важно — чуть ниже по тексту;
-
непосредственно индекс вязкости моторного масла определяется при учёте температурных параметров (масло, конечно не вода, но меняет свои физические свойства, в зависимости от температуры) и отражается в цифрах справа и слева от буквы W.
В наших широтах не редки морозы — 20 Со и, в качестве иллюстрации, приведём таблицу подбора масла для автомобиля выпуска, допустим, начала нулевых годов.
Маркировка |
Возможность использования |
15W-40 |
Нельзя. Полностью загустевает |
10W-40 |
Нельзя. Сильно загустевает |
10W-30 |
Нежелательно |
5W-30 |
Допустимо |
0W-30 |
Идеально |
В таблице приведены граничные значения, остальные варианты вполне допустимы, в зависимости от региональных погодных условий и конструктивных особенностей мотора.
О вязкости моторного масла простыми словами
Итак, правильно подобранное по параметру вязкости моторное масло уменьшает трение в подвижных частях двигателя, создаёт защитную плёнку, способствует эффективной и безопасной утилизации микростружки и других потенциально опасных побочных продуктов работы ДВС.
Ну с новыми автомобилями всё понятно — льём то, что указано в документации. С машинами со вторичного рынка всё, казалось бы, тоже очевидно — покупаем самую качественную и продвинутую синтетику и льём, ведь новые масла куда совершеннее своих предшественников. На самом деле так поступать не стоит.
Во-первых, современные моторы, как правило, турбированные, с прямым впрыском и другими инновациями, призванными снять с мотора большую мощность, при снижении расхода топлива и выбросов в атмосферу. А моторы видавших виды автомобилей могут быть мало того, что атмосферными, да ещё и карбюраторными. Эти двигатели проектировались, исходя из других параметров рабочих температур и давления, соответственно и моторные масла для них разрабатывались исходя из этих условий.
Во-вторых, двигатель с почтенным пробегом, скорее всего уже пережил несколько серьёзных вмешательств и приработался на определенных марках масла — «дедушка» может и не перенести современных смазок.
Можно ли заливать масло нерекомендованного в сервисной документации производителя, при полном соответствии их маркировок? Можно, если вы уверены в добросовестности альтернативного производителя и доверяете рекомендациям механиков.
Ну что же, если бензин — это «еда» для двигателя, то моторное масло — его кровь. А маркировка вязкости масла для двигателя машины — это «резус-фактор». Опираясь на рекомендации автопроизводителей и квалифицированных двигателистов, мы гарантируем продление ресурса и достойную динамику мотора.
Здоровья вам и вашему автомобилю. Удачи на дорогах!
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.