15 октября 2024,
11:10
Москва

ELM327 и автосервис

3 июня 2016, Евгений Бочканов

Можно ли применять сканеры на базе ELM327 в профессиональной деятельности? Чем современней автомобиль, тем чаще требуется прибегать к помощи диагностического сканера при рядовых сервисных операциях. Тот же электромеханический «ручник» в автомобилях VAG для замены колодок должен разводиться по команде от сканера. Не говоря уже о более продвинутых автомобилях, где порой надо прописывать в системе чуть ли не замененную ручку двери.

На фоне этого как-то даже неловко упоминать сканеры, построенные на базе ELM327 – ведь это в сущности игрушки для автовладельцев, позволяющие лишь читать и стирать коды ошибок, определенные стандартом OBD-2, да еще смотреть какие-никакие данные. Кроме того, такие «читалки» по умолчанию не имеют возможности активации исполнительных механизмов, что также сильно снижает возможности диагноста. Да и несолидно, в конце концов, если клиент хоть что-то понимает в диагностическом оборудовании – может решить, что здесь работают непрофессионалы. Хотя давно известно, что красен сервис не «кармансканом», а квалифицированным персоналом.

На этом перечень недостатков сканеров ELM327 заканчивается. Недостатков мало, но они крайне весомы. Настолько, что можно признать такие приборы недостойными находиться на диагностическом посту. Но мы все же попробуем взглянуть на мир позитивно и найти хотя бы некоторые плюсы таких приборов.

1) Если говорить о традиционных (хотя и вытесняемых потихоньку) бензиновых моторах с распределенным впрыском, то по ним ELM327 обеспечивает вполне пристойный уровень диагностики.

2) Ошибки по основным датчикам и исполнительным механизмам системы управления впрыском определены стандартом OBD-2. На практике это значит, что при неисправностях самих этих датчиков или проводки к ним, или же при «кажущейся» неисправности – блок управления зафиксирует и сохранит именно код ошибки OBD-2. Даже если сам сканер не будет иметь в своей памяти расшифровки конкретного кода, здесь выручит интернет, присутствующий ныне «в любом утюге».

Также доступен просмотр потока данных с блока управления – положение дроссельной заслонки, топливные коррекции, показания датчика кислорода и т.д. В комплексе с кодами ошибок это уже зачастую наводит на след.

Как наиболее яркий пример – часто даже на свежих автомобилях «умирает» лямбда-зонд или его подогрев. При наличии ошибки по кислородному датчику остается лишь снять разъем, прозвонить подогрев и сам датчик, и, подтвердив диагноз, уверенно озвучить его клиенту.

Или, скажем, пропуски зажигания – чаще всего они тоже фиксируются, и сохраненный код ошибки вполне может навести на конкретный цилиндр, сэкономив некоторое (пусть и небольшое) время диагноста.

Так же и с другими ошибками. Как минимум, ELM327 даст возможность посмотреть, как «видит» показания датчика блок управления, а мультиметр или осциллограф выдадут реальные показания. По результатам такой «очной ставки» можно достаточно уверенно строить дальнейшие предположения.

Здесь же стоит упомянуть про Freeze Frame – «слепок» текущих данных на момент возникновения кода ошибки. Возможность эта также является стандартной для OBD-2 и тоже помогает найти проблему. Яркий пример – ошибка P0500 на автомобилях Ford Fusion – это ошибка по датчику скорости автомобиля, которая возникает обычно спорадически, а, значит, и смотреть показания этого датчика «в реальном времени» обычно не имеет смысла. А вот если посмотреть на Freeze Frame возникновения этой ошибки, можно увидеть значение скорости в 255 км/ч. Явно многовато для хэтчбека-«трудяги», оборудованного атмосферным двигателем объемом 1.6 л.

3) В первых строках мы упомянули о том, что ELM327 не дает «подергать» исполнительными механизмами, да и специфичные для конкретного производителя вещи он увидеть не даст. На самом деле это не совсем так. Озвученное справедливо для «stand-alone» приборов (которые не требуют компьютера для работы с ними) и для «стандартных» программ. Тем не менее, есть программы, дающие расширенные возможности для конкретных марок. В частности, такие программы существуют для Ford и Renault. Пусть это ПО может не работать с последними моделями, а некоторые проекты «загнулись» и вовсе несколько лет назад, но, в конце концов, лучше так, чем совсем ничего.

4) Еще одним плюсом ELM327 можно назвать скорость работы. Этот плюс обусловлен уже озвученным минусом – малым количеством читаемых данных и доступных систем. Зато это не дилерский прибор VAG, который может полчаса проводить «полный тест всех систем». Для глубокой диагностики это непринципиально, куда больше времени уходит на раздумья и эксперименты, а вот мастеру-приемщику порой нелишне оперативно подключить сканер и зафиксировать в заказ-наряде, как обстоят дела с кодами ошибок и Freeze Frame на момент приемки автомобиля.

5) Одной из проблем серьезных мультимарочных сканеров является их манера залезать во все системы. Хотя это и есть их основная задача, иногда они ведут себя, как слон в посудной лавке. Например, при подключении к Honda Accord VII многие мультимарочные сканеры вероломно и без объяв­ления войны стирают калибровки датчиков системы VSA (так на Хонде называется ESP). Конечно несложно провести процедуру повторной калибровки (для этого сканер не нужен), но сам факт «подключили – и поломалась VSA» способен добавить один-другой седой волос на голову диагноста, не знавшего этой особенности.

В отличие от вышеназванных, ELM327 со штатным программным обеспечением не сотрет ничего – если, конечно, не считать стирания кодов ошибок по просьбе диагноста. Налицо приверженность заповеди «не навреди». Этакий Гиппократ автомобильной «медицины».

6) Последним пунктом можно назвать стоимость. Если серьезный сканер начинается от тысячи долларов, то ELM327 стоит примерно пятьдесят долларов. То есть при желании можно оборудовать такой «читалкой» каждый пост, мастера-приемщика и секретаршу на ресепшене, после чего гордо называть сервис рекордсменом по количеству диагностического оборудования. Это, конечно, шутка, но стоимость ELM327 действительно не сильно обременит карман, зато в некоторых случаях лежащий «в запасе» прибор поможет сэкономить время – чем уже окупит свою стоимость.

Еще один вариант, уместный в контексте низкой стоимости ELM327 – его использование в качестве повышения уровня лояльности клиентов. Есть ведь сервисы, которые специа­лизируются только на слесарных или малярных работах – автоэлектрика и диагноста у них в штате нет. Конечно, в основном это маленькие СТО, но они есть. Так что стоит потратить лишние 10 минут и сделать клиенту бесплатную распечатку (и при желании – стирание) кодов ошибок в случае наличия Check Engine на приборке. Конечно, если СТО не занимается электрикой, клиент «увезет» деньги за эту работу другому сервису. Но как минимум он вернется с новыми слесарными работами, имея более-менее теплые воспоминания о сервисе, где не стремятся брать копейку «за каждый чих».

Безусловно, ELM327 будет не самым лучшим помощником для выявления сложных проблем с автомобилем. Тем не менее, назвать его бесполезным для автосервисов тоже не повернется язык. Как неоднократно замечено профессионалами, главный прибор – это мозг диагноста. Остальное – лишь придаток, позволяющий применить этот мозг наиболее продуктивным образом.  

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи