03 декабря 2024,
23:12
Москва

Сестра! Зажим, скальпель, ScanDoc!

8 июня 2016, Илья НИКОЛОВ; фото Сергей ЛЕНСКИЙ

Когда начинал писать статьи в помощь начинающему диагносту, сразу родилась идея приведения тестов различных приборов для диагностики. Идея в начале показалась простой и легко реализуемой. Но если бы я только знал тот объем трудностей, с которыми мне пришлось столкнуться: написать письмо с обращением к различным предприятиям, торгующим оборудованием, взять на тест, попользоваться и написать отчет. Казалось бы элементарно. Однако на практике все оказалось гораздо сложнее.

Во-первых, выяснилось, что заинтересованы в тестах не все. А те, кто оказались заинтересованы, не всегда склонны доверить дорогостоящий прибор на исследование независимой организации. Во-вторых, на рынке есть несколько крупных игроков, а остальные всего лишь перепро­дают их продукцию. В-третьих, тест предполагался максимально приближенный к реальной работе диагноста на базе собственной автомастерской. Однако оказалось, что одновременно оценивать и выполнять свою непосредственную работу почти невозможно.

Но, так или иначе, все трудности были преодолены благодаря нашей настойчивости и авторитету журнала «КУЗОВ». Предложение о тестировании оборудования встретили «на ура» многие влиятельные игроки отрасли. Для полной картины были привлечены еще и читатели блога nikolagrek «Записки автомеханика». Был разработан опросный лист по каждой машине.

Итог: один месяц, три человека, один гараж и реальная работа по выявлению и ремонту неисправностей электрики и электроники.

Первым отозвался на мое письмо Александр Годунов, генеральный директор ГК «Технологии автосервиса», официального дистрибьютора компании Quantex в России. На тест было предоставлено два прибора, которые пришли из Питера в двух симпатичных коробках. Большой ScanDoc и ScanDoc Compact.

Конечно мастеру важнее прежде всего потребительские качества прибора. Однако встречают-то по одежке: упаковка симпатичная. Оба прибора в хорошем качественном корпусе, который, как утверждает производитель, стоек к агрессивной среде. Это явно не произведение «дядюшки Ляо» из Китая. Конечно, ведь приборы произведены в Германии.

Оба прибора имеют практически одинаковый функционал и даже работают в одной программе. Различия минимальны. Однако большой позволяет работать со старыми автомобилями, у которых нет диагностических разъемов стандарта OBD. Для чего имеется много переходников под автомобили еще той поры, когда каждый производитель придумывал свой разъем.

Если же по каким-то причинам отвалилось 12 вольт на колодке разъема, то можно пользоваться прибором и без него благодаря встроенным аккумуляторам. И еще прибор позволяет подключить компьютер сетевым (Ethernet) кабелем.

Понятно, ScanDoc Compact не имеет таких возможностей. Собственно функция подключения по Ethernet за месяц была использована всего лишь пару раз, да и то ради эксперимента. Скорости по Wi-Fi вполне достаточно для обоих приборов. Уверенная связь удерживается на расстоянии до 20 метров. При этом контакт с автомобилем не теряется, если его выгнать на улицу за железные ворота.
Стоит пошутить и оставить автомобиль во дворе, при этом дистанционно управляя режимом активации различных функций BCM: то подмигнуть прохожим фарами, то помахать дворниками, то включить сигнал, вызывая у соседей изумление самостоятельной жизнью автомобиля.

Впрочем, вернемся к работе. У обоих имеются светодиодные индикаторы, которые информируют о состоянии прибора.



Далее надо войти в программу на компьютере и начать работу. Хотелось бы отметить качество программного обеспечения. Ее интерфейс в корне отличается от виденного мною раньше. Меню на редкость дружелюбное и интуитивно понятное.



Очень симпатичные иконки, обозначающие различные блоки автомобиля. Мелочь, но приятно.

Выбираем автомобиль, а после определяем тестируемую систему по иконкам и работаем. Есть возможность сразу запустить поиск всех доступных для чтения блоков, нажав кнопочку с изображением лупы справа вверху.

Один момент, отличающий ScanDoc от остальных диагностических приборов: в программе нет разделения на Audi, Volkswagen, Seat и прочие бренды концерна, есть только папка VAG.

Отмечу внушительный охват марок: без излишеств, но присутствуют практически все. Нет лишь экзотики и почему-то Volvo. Отечественные марки представлены полностью. А вот из коммерческого транспорта ограничились Камазом, Мазом и FAW. И совершенно неожиданно встретился раздел с трайками Rewaco.

Далее при работе с автомобилем начинаются чудеса. Если раздел с ошибками – это просто строчки с номером и расшифровкой ошибки, то раздел, где можно почитать параметры вызы­вает уважение.

Можно смотреть в различных видах, можно выводить только нужные параметры, можно смотреть как цифровые данные, так и в виде графика, можно даже строить трехмерные графики зависимостей. И это крайне удобно в работе, когда надо одновременно уследить сразу за тремя быстро меняющимися параметрами.



Наверняка особенно понравится начинающим диагностам раздел «схема», в котором доступно изображаются параметры двигателя. Тут уж программу следует использовать не только как инструмент в работе, но и как обучающее наглядное пособие.



Какие еще технические вкусности не приготовила команда Quantex?

На многих марках доступно всевозможное программирование: прописка ключей, привязка иммобилайзеров, адаптация и еще многое другое. Понятно, что полного охвата всего и вся не будет, да и невозможно это. Слишком разная политика у производителей автомобилей. Но того, что есть, хватает за глаза.

Из двадцатилетнего опыта работы с диагностическим оборудованием я отмечу два неприятных момента, которые встречаются у всех производителей: в каком-либо подразделе меню окажется на английском, и код какой-то ошибки в нестандартном формате. Справедливости ради, скажем, не избежал этих косяков и ScanDoc. Однако проблема решается. Решается она службой поддержки. Да! Здесь и сейчас, как говорится, не отходя от кассы, то есть ПК.

Допустим, компьютер не коннектится с системой автомобиля. Появляется такое меню.



Поставив метку в чекбоксе, можно написать комментарий и отправить разработчикам. Им программа автоматически передаст логи и будет установлена причина. Можно обратиться в поддержку и другим способом. Справа вверху есть иконка с телефоном. После нажатия на нее выводится другое меню, в котором пользователю предлагается очертить тот участок экрана, который вызывает недоумение и отправить, снабдив своим комментарием.



Из минусов прибора хотелось бы отметить ресурсоемкость программы. Если прибор с моим мощным игровым компьютером работал на отлично, то с рабочим ноутбуком он притормаживал. Впрочем, возможно это происходило из-за качества связи. К сожалению, не удалось протестировать и сравнить это параметр.

Сначала мы испытали неудобства с Wi-Fi. Дело в том, что сканер, как нам показалось, невозможно подключить одновременно к интернету и адаптеру. Приходилось постоянно переподключаться. Обратившись к инструкции мы увидели, что сканеры можно подключить прямо к «домашней» Wi-Fi-сети, после чего прибор становится виден с любого компьютера, находящегося в той же сети. После этого пользователь может работать с интернетом и со сканером по Wi-Fi одновременно.

Как я уже говорил, нет в мире совершенства. Универсальный диагностический сканер в любом случае будет с какими-то марками работать хорошо, а некоторые игнорировать напрочь. Были несколько случаев не выхода на связь с блоками управления двигателем Renault и Mercedes. Но с другой стороны, ScanDoc оказался единственным прибором, смогшим связаться с Peugeot Boxer, который не брал даже клон PSA диагностики.

В качестве краткого резюме скажу, что диагностические сканеры ScanDoc при стартовой стоимости 69 800 рублей за большой прибор и 29 800 за миниверсию, являются вполне хорошими диагностическими инструментами как и для начинающего диагноста, так и для зрелого профи. Присутствуют небольшие минусы, которые, я уверен, будут исправлены в ближайшее время. Кроме того, у диагноста, работающего только с определенной маркой, есть возможность покупать отдельными блоками доступ именно к тем автомобилям, с которыми он работает. При приобретении полного комплекта предлагается специальная цена: к моменту выхода статьи можно ориентироваться на 70 000 рублей за модель Compact с полным пакетом марок. В силу непопулярности старых разъемов, для которых используется расширенный вариант прибора, как раз модель Compact является основной и более популярной.

Наконец хотелось бы предложить вниманию читателей нашу беседу с Александром Годуновым, генеральным директором ГК «Технологии Автосервиса». Прошу любить и жаловать.

– Действительно ли прибор изготавливают в Германии? Какая компания? Может это пиар? И почему Германия, если это так?

– Разработчик-производитель – это одно лицо, немецкая компания Quantex GmbH, расположенная в Германии (www.quantexlab.com). Кроме этого, часть разработчиков (большая часть программистов) находится в России. Однако все производство и сборка сканеров осуществляется в Германии.

Головной офис и производство в Германии были сформированы по сумме логистических и технологических причин – оперативное транспортное сообщение и высокий производственный уровень. В то же время несколько лет до этого сканер разрабатывался и производился здесь, в России (г. Таганрог), на собственной производственной линии и с качеством сборки абсолютно не уступающим европейскому. Поэтому решающим в вопросе расположения офиса и производства сыграл вопрос логистики в работе с мировыми странами.

– По интерфейсу программы видно, что она сделана, что называется с нуля, уж очень он отличается от подобных. Чем вызван отказ от традиционных меню в таких программах?

– Интерфейс разрабатывался так, чтобы он был максимально удобным для диагноста. Традиционное меню требует много времени на анализ и переходы между режимами. Разработчик постарался максимально сократить время на ненужные операции. При разработке режимов учитывается опыт и пожелания пользователей и бета-тестеров программы, ежедневно использующих прибор в работе.

– Каким образом, неожиданно в разделе мотоциклы появился трайк Rewaco?

Скандок является дилерским сканером по марке Rewaco, соответствующие программные модули появились в приборе по заказу производителя Rewaco для диагностики его техники.

– Планируется ли расширение поддерживаемых марок, и в частности мотоциклов?

– Расширение поддерживаемых марок, добавление новых моделей и реализация дополнительных сложных функций по уже существующим автомобилям – это три наиболее приоритетные задачи проекта. Сейчас производитель в первую очередь занят разработкой ПО для легкового рынка автомобилей. Расширение покрытия по мото- и грузовой технике планируется, но в отдаленной перспективе.

– Мастерская не лучшее место для работы электроники. Какие меры защиты предусмотрены в ваших приборах? Физические (от ударов, падений) и электрические (переполюсовка, наличие напряжения там, где его не должно быть и прочее).

– Приборы проектируются с учетом «нелабораторных» условий реального сервиса. Это сказывается и на выборе электронных комплектующих, и на выборе материалов, и, конечно же, на проектировании системы электронной защиты приборов. В сканерах заложена защита от превышения напряжения, замыканий проводки, перепутанных контактов диагностического разъема, а также установлены дополнительные защиты от «типовых» распространенных неисправностей линии диагностики и питания в разъеме со стороны автомобиля.

– Насколько эффективна онлайн поддержка? Чем это помогает вам и потребителю?

– Техническая поддержка эффективно помогает в случае, когда какой-либо блок не продиагностировался, или у диагноста не получилось произ­вести нужную сервисную операцию. Причиной этого может быть: ошибка пользователя (неверная идентификация автомобиля, несоблюдение условий проведения операции и т. д.), физическая проблема со стороны автомобиля или проводки, а также ошибка или отсутствие функции в программе диагностики.

При обращении в техподдержку пользователь просто нажимает кнопку в программе, программа отправляет на сервер техподдержки файл протокола обмена с автомобилем. Разработчик по этому файлу видит, почему не прошла та или иная функция, или не установилась связь. Если причина в ошибке пользователя (неверная идентификация автомобиля, не выполнены условия для функции и т.п.), разработчик может указать на это пользователю. Если причина кроется в программе сканера – разработчик может оперативно устранить ошибку и выпустить обновление.

Для разработчика такая система позволяет оперативно учитывать в программе частные случаи особенностей работы отдельных сборок автомобилей, быстро добавлять новые модели и расширять функции по автомобилям, являющимся для диагноста ключевыми.  

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи