Диагностика в малом корпусе
23 сентября 2014, Татьяна Акимова
Диагносты называют себя элитой среди авторемонтников. И в этом нет преувеличений, потому как для того, чтобы быть профессиональным диагностом надо знать про автомобиль все, включая особенности и отличия отдельных моделей. При этом необходимо иметь солидный багаж и теоретических, научных знаний, и практического опыта. А еще важно не отставать от технического прогресса и уметь в полной мере использовать возможности диагностического оборудования, которое в наше время эволюционировало и усложнилось настолько, насколько сложными и технически совершенными стали и сами автомобили. Технологии в сфере автомобилестроения развивались в последние годы стремительно, и современный автомобиль, даже бюджетного класса, наделен сложными электронными системами. В целом автомобили стали технологичнее, но работа с ними усложнилась в разы. К ремонту сложных, пропитанных электроникой систем, нельзя подходить без умных устройств, диагностических сканеров. Но, с другой стороны, и полагаться исключительно на возможности этих приборов тоже нельзя; нужно не только уметь верно трактовать полученную с их помощью информацию, но также понимать проблему в комплексе, анализировать ее, видеть причинно-следственные связи, опираться на опыт и знать все, что происходило когда бы то ни было с данной системой. Прибор, как бы он ни был совершенен, никогда не заменит ум, прозорливость, опыт и профессиональную сноровку диагноста.
Говоря о диагностических мультимарочных сканерах, нельзя не отметить особенности этого сегмента оборудования. К таковым можно отнести не только высокую плотность разнообразной продукции, но и большую долю низкобюджетного и недостаточно качественного оборудование, которое, несмотря на свои очевидные недостатки, широко распространено в среде российских автосервисов.
Победу в премии «Золотой Ключ-2013» в номинации «Малое диагностическое оборудование» одержала компания TEXA. Итальянский производитель получил 42% голосов. Решающими факторами в пользу TEXA стали ее активность на рынке и многообразие инновационных решений в сфере малой диагностики. В нынешнем году на момент подготовки публикации два номинанта, TEXA и Bosch занимают лидирующие позиции с минимальным отрывом друг от друга.
Помимо продукции авторитетных производителей в сегменте диагностических сканеров в России представлены продукты китайских брендов и «ноу-нейм» приборы, которые закрывают преимущественную долю рынка. «В секторе легковых авто преобладают мультимарочные диагностические приборы китайских производителей, - рассказывает Михаил Мельник, руководитель технического отдела ООО «ТЕХА Диагностика». - За счет их дешевизны, в частности. Китайские фирмы занимаются копированием и при этом не ставят копирайта. Такие приборы уступают в качестве диагностическим сканерам авторитетных разработчиков. Не только по своей функциональности, но и по уровню технической поддержки – чаще всего таковая отсутствует. Ценовой фактор при выборе диагностического оборудования имеет решающее значение. Хотя есть категория диагностов, которые принципиальны в выборе оборудования, они обращают внимание и на качество приборов, и на их легальность».
Такую категорию пользователей выделяет и Игорь Галахов, продукт-менеджер Bosch по гаражному и диагностическому оборудованию. «Клиенты, получив опыт работы с дешевым оборудованием, постепенно переходят на более дорогие и, соответственно, более функциональные и надежные приборы, - отмечает он. - Если раньше покупатели обращали внимание лишь на стоимость, то теперь оценивают и эксплуатационные свойства оборудования. Ведь несколько дней простоя оборудования из-за преждевременного выхода его из строя и отсутствия квалифицированной поддержки приведут к гораздо большим убыткам, чем затраты на покупку доброкачественного прибора».
Факт преобладания на рынке китайской продукции подтверждает и Дмитрий Подзоров, генеральный директор компании «Спутниковые технологии». «На рынке присутствуют торговцы контрафактной продукцией, китайских нелегальных клонов дилерского оборудования, и спрос на легальные сканеры снизился», - отмечает он.
Большее негативное воздействие на развитие продаж в сфере приборов для диагностики оказывают удорожание кредитов и рост курса валют, который, в свою очередь, приводит к росту стоимости импортного оборудования. «Рынок диагностических приборов в России формируется под воздействием таких факторов, как состав и возраст автопарка, уровень платежеспособности покупателей такого оборудования, доступность кредитных денег, наличие высококвалифицированного персонала и другие факторы, такие как, например, климатические условия, состояние дорог и прочее», - считает Игорь Галахов.
По данным, которые привел в беседе Дмитрий, получается, что сейчас до 60% рынка занимают сканеры стоимостью ниже 60 000 рублей с базовыми функциями проверки кодов ошибок, выводом текущих параметров и активацией исполнительных механизмов. В средней категории (70 000 -130 000 рублей) свою продукцию представляют лидеры мировой независимой диагностики, такие как, например, G-Scan или Carmanscan. В верхней ценовой категории (от 140 000 рублей) и выше представлены сканеры с возможностями дилерских приборов, их доля на рынке составляет не больше 10%.
Важными характеристиками мультимарочного сканера являются зона покрытия – количество информации по моделям и маркам автомобилей, содержащаяся в базе прибора, оперативность и своевременность выхода обновлений. «Если рассматривать конкретную модель, нужно говорить о количестве диагностируемых с помощью прибора систем автомобиля, - уточняет Михаил Мельник. - Если сосредоточиться на отдельном блоке управления, то мы будем говорить о функциональных возможностях сканеров. Есть приборы, которые позволяют только посмотреть ошибки в работе системы, есть и те, которые показывают и ошибки, и их параметры, а есть такие, которые проверяют работоспособность систем или меняют настройки блоков управления».
Нельзя не отметить и другую проблему - недостаточная квалификация специалистов. В разрезе диагностики такая некомпетентность непростительна. «В этом Россия отличается от Европы, где к работам по диагностике систем автомобиля работника, не получившего соответствующего образования, просто не допустят, - рассказывает Михаил. – Однако в защиту наших кадров скажу, что есть и в России настоящие «самородки» от диагностики, у которых некоторым европейским специалистам надо бы поучиться».
Одно из самых востребованных и, кстати, полезных решений такой проблемы – предоставление пользователям легальных сканеров доступа в информационное «хранилище» с типовыми диагностическими задачами. Такой вариант поддержки успешно реализовала TEXA. «Помимо функции сканера наше программное обеспечение содержит огромное количество технической информации, полезной для диагноста, - уточняет Михаил. – Это обширная база технических данных, от электросхем и описания работ систем до «сборника» решений по типовым проблемам, который TEXA собрала со всего мира благодаря своей технической поддержке».
Уровень компетенции диагноста напрямую может повлиять и на размер инвестиций, которые руководитель СТО планирует направить на покупку приборов. «Важно подобрать прибор, который соответствует уровню подготовки диагноста, - уточняет он. - Например, можно купить Autologic за 350 000 рублей, но диагност сможет только считывать ошибки, если он не знаком с техникой программирования бортовых модулей. Для СТО приобретение такого прибора будет в этом случае потерей инвестиций. Такому специалисту лучше подойдет универсальный «шнурок» за 10 000 рублей. Если диагност имеет квалификацию и опыт, он сможет работать со сканерами G-Scan или Carmanscan, которые выпускаются в Корее и сделаны на базе дилерских приборов для автосервисов Hyundai, KIA и SsangYong».
Для правильного выбора сканера нужно обращать внимание на ряд характеристик этого прибора. Помимо критериев, о которых мы говорили выше (степень ширины и глубины покрытия парка диагностируемых автомобилей), к числу таких нюансов относятся, по мнению Игоря, наличие у прибора необходимых переходников для подключения к различным диагностическим разъемам автомобиля. Важный показатель качества – сборка из надежных комплектующих, которые обеспечивают долговечность сканера. «Важны и дополнительные функции: наличие беспроводной связи, встроенный экран и его величина, наличие осциллографа или мультиметра. Но такой функционал стоит подбирать, исходя из специфики работ СТО».
Дмитрий Подзоров: «В ассортименте нашей компании наиболее востребованным диагностическим сканером является модель G-Scan 2. В сканере можно использовать официальный дилерский софт для сервисов Hyundai и KIA и специальную программу для диагностики праворульных японских автомобилей, включая коммерческую технику. Производитель имеет свои филиалы в Европе и США. Все программы идентичны по своему функционалу дилерским, а для некоторых марок превосходят этот уровень. Прибор имеет также мощный цифровой четырехканальный осциллограф, имитатор сигналов датчиков и активатор, которые позволяют выявлять абсолютно все типы неисправностей, включая механические, а также диагностировать CAN-шину. Штат инженеров в научно-исследовательских центрах работают круглосуточно для поддержки пользователей по всему миру и могут прислать индивидуальную «заплатку» за нескольких часов после обращения».
Михаил Мельник: «В линейке приборов TEXA в России наибольшим спросом пользуется сканер TEXA Navigator TXT с версией для ПК. Сканер эффективно работает с пятью типами транспортных средств (легковые авто, грузовой транспорт, спецтехника, мототехника и морская техника). Прибор имеет прочный корпус, им можно работать даже в полевых условиях. Navigator TXT имеет следующие преимущества:
• Самодиагностика для чтения и удаления ошибок из памяти, отображение параметров системы и состояние ЭБУ.
• Активация, регулировки и конфигурации, необходимые в процессе ремонта.
• Выключение индикаторных лампочек масла, технического обслуживания и прочих диагностируемых систем.
• Конфигурация ЭБУ, перепрограммирование ключей и пультов дистанционного управления.
Есть возможность подключения через Bluetooth (зона покрытия – 30 метров); можно подключить через USB-порт, используя кабель общей длиной до 3 метров.
Игорь Галахов: «Наиболее востребованным продуктом в ассортименте диагностических сканеров Bosch являются системные сканеры KTS 5-й серии. Среди преимуществ этих приборов можно отметить:
- Программное обеспечение ESI [tronic] 2.0 с обширными дополнительными функциями и возможностью подбора запчастей.
- Широчайшее покрытие автомобильного парка.
- Практически отсутствует вероятность повреждения компонентов электронной системы автомобиля из-за неверного подключения или неверных сигналов сканера.
- Огромный выбор разъемов, переходников для диагностирования.
- Качественные компоненты и сборка.
- Двухлетняя гарантия от производителя.
- Доступ к службе Hotline (ответы эксперты Bosch на технические вопросы механиков).
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.