Шик, блеск, красота...
17 декабря 2014, Евгений МАГАКОВ
Зададимся вопросом: чем существенно отличается реставрационный процесс двух похожих по периоду изготовления ретроавтомобилей – например, кабриолета «Москвич 400» и ГАЗ-67?

Догадливый читатель найдет общность моделей в следующем: тент, одинаковая компоновка агрегатов, но вот что начисто отсутствует в перечне работ с «Иван-Виллисом», так это восстановление хромированных деталей, ибо их там отродясь не было.
Неявная, на первый взгляд, разница дает экономию по работам до 7000 долларов, а вот на чем набирается указанная сумма, станет понятно по прочтении данной статьи.

Первые детали, покрытые гальваническим способом, появились в автостроении вовсе не из-за любви к красоте, а для качественной защиты их от коррозии. Повсеместное использование декоративных хромированных деталей началось в 20-е годы прошлого столетия, бурно распространилось в 30-е, расцвет пришелся на 50-60-е годы, обилие хрома на американских «дредноутах» и сегодня поражает воображение. Вот только создать заводскую модель для массового производства на конвейере и воссоздать ее после десятков лет забвения – совсем не одно и то же. И хотя принципы реставрации предусматривают точное соблюдение конструкции и заводских технологий, нынче найти источник свежего хрома – непростая задача. С одной стороны, надо расхромировать все и вся, придать всем деталям требуемую, но, увы, утраченную форму, восстановить проржавевшие насквозь участки и по технологии нанести медь-никель-хром для обеспечения долгого срока службы детали в новых условиях. А для того чтобы правильно нанести все указанные покрытия, надо обладать гальваническим цехом из 15–17 ванн, достаточно вместительных, чтобы детали можно было погрузить в них целиком, да еще с промежуточной промывкой в ваннах с дистиллированной водой, достаточными мощностями для питания трансформатора и т. д. С точки зрения экологической вредности подобные производства весьма опасны для окружающей среды, да еще и крайне энергоемки. Подавляющее количество заводов, где в советское время гальванические производства были в избытке, постепенно закрылись или перепрофилировались, после демонтажа оборудование не смонтировали на других площадках, и оно пришло в негодность под воздействием погодных условий и благодаря усилиям мародеров. Оставшиеся «в теме» производства крайне неохотно берут в работу разовые заказы частников, ведь, кроме окунания в ванну, надо проводить промежуточное шлифование и полировку получаемых слоев, а также финишную полировку. И это все касается абсолютно ровных деталей облицовки радиатора, бамперов, ручек и пр.
Но вследствие контактной борьбы с окружающей действительностью за 30‑40‑50 лет на плоскости бамперов появились вмятины, трещины, раковины от коррозии, и исправить этот «букет» не возьмется ни один среднестатистический цех гальваники. Там просто не знают, как все это должно выглядеть в оригинале, и не будут связываться с головной болью по поиску способов устранения проблем, гораздо проще отхромировать партию сантехнических изделий или штоков для амортизаторов. Металла в свое время не жалели, толщина проката для изготовления бампера ЗиМа ГАЗ-12 доходила до трех миллиметров, мелкие дефекты можно устранить простой шлифовкой абразивами. Параллельно надо рихтовать жестко закрепленную деталь, устраняя перекосы и вмятины. Часто приходится рассверливать и заваривать глубокие каверны с последующей шлифовкой, вваривать новые крепежные элементы и даже собирать конструктор из нескольких однотипных деталей. Проблема состоит именно в тщательности шлифовки, подборе зернистости абразивов, качестве сварного шва (он не должен иметь пор и непроваров), в сохранении геометрии ребер, стыков и краев детали. Испортить на наждаке вполне восстановимый колпак – пара минут, исправить халтуру подчас невозможно…

Предположим, что все стальные детали из набора хромированных элементов кузова и салона мы подготовили, но теперь надо заняться латунными молдингами и накладками. Их подготовка осложняется наличием усталостных трещин, окислением и малой толщиной, сошлифовать в случае необходимости дефект не получится. При необходимом снятии старого покрытия применение электрохимического способа может испортить деталь, ее «ведет» и деформирует в ванне, поверхность «подгорает», а при механическом снятии с тонкой детали старого хрома можно нарушить четкость линий и превратить кромки в бритву или, наоборот, ребра в овалы. Пайка в процессе ремонта тоже несет в себе много проблем: неправильно положенный шов предательски изменяет цвет на отхромированной поверхности, как говорится в одной рекламе: «иногда следы ремонта видны».

Наконец мы подошли к самой трудной задаче – восстановление деталей из цинк-алюминиевого сплава, еще именующегося ЦиАМ. Это ручки наружные и внутренние, молдинги, корпуса фонарей и эмблем, элементы облицовки фальшрадиатора, надписи и шильдики. Тут уже все вышеперечисленные проблемы встают в полный рост, так как силумин может запросто раствориться в ванне расхрома, лопнуть при меднении, а корродирует поверхность под слоем хрома вглубь с образованием глубоких пор, и простой шлифовкой ее не убрать. Иногда проще и быстрее изготовить точную копию-отливку из латуни и отхромировать ее с подготовкой, чем пытаться сгладить дефекты родной детали, в итоге испортив ее окончательно и бесповоротно. Яркий пример такой проблемы – корпус фонаря подсветки заднего номера ГАЗ‑21 (именуемая в народе за характерную форму «птичка багажника»), имеющий толщину всего около миллиметра и множество острых граней, но покрывающийся за время службы обильными высыпаниями и язвами.


И даже победа над геометрией детали, когда в ходе достигнута идеальная поверхность, – это половина задачи. Теперь нельзя допустить нарушения технологического цикла нанесения всех необходимых слоев покрытий, так как на сталь нельзя сразу наносить хром или никель. По аналогии с окраской, где металлу жизненно необходим грунт для надежного сцепления с краской, а еще лучше два типа грунта (антикоррозионный и поронаполнитель), в нашем случае роль антикоррозионного слоя выполняет медь. Ее же можно шлифовать и добиваться разглаживания мелких дефектов поверхности за счет заполнения пор и мелких кратеров, наносить снова для увеличения толщины и снова шлифовать. Потом наносится слой никеля, а уж только потом хром толщиной всего в несколько микрон. Именно хром дает нужный оттенок (сам никель имеет желтоватый тон) и работает как электрохимическая защита никеля, так же как и нанесение лака дает защиту ЛКМ и увеличивает визуальный эффект, дает «глубину» и усиливает блеск покрытия. Последняя стадия – полировка изделия, снова полная аналогия с покраской, где применяются абразивные пасты для тончайшего шлифования поверхности, придается блеск и глянец.

Не стоит забывать, что технологический цикл гальванического нанесения может полностью перечеркнуть работу подготовщика из-за неправильного выбора режима нанесения, ошибочного подбора тока, температуры раствора в ванне, плохого обезжиривания и промывки в дистиллированной воде между окунаниями в разные ванны. Часто доводилось держать в руках детали после неудачной хромировки, испорченные из-за мусора и шлама в ванне, плохо промытые, со следами крепления к держателям и пр.
Вот почему данная технологическая операция обходится очень недешево при комплексной реставрации и доставляет столько хлопот. Пожелаем читателю избежать описанного негатива, получить свои детали в срок, в полном объеме и отличного качества, но, как говорится, кто предупрежден – тот вооружен!
Комментарии
Рекомендованные статьи
22 июня 2015
13 августа 2013
20 октября 2015
31 октября 2025
21 октября 2025
21 октября 2025
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.