20 апреля 2024,
07:04
Москва

Светить везде, светить всегда!

3 декабря 2014, Евгений МАГАКОВ

Полотнища ослепительного света полоскались по дороге. 
Машины мягко скрипели, пробегая мимо поверженных антилоповцев. 
Прах летел из-под колес. Протяжно завывали клаксоны. 
Ветер метался во все стороны. В минуту все исчезло, и только 
долго колебался и прыгал в темноте рубиновый 
фонарик последней машины…
И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»

История появления первых источников света на средстве передвижения восходит еще к традициям каретной школы. Как только человек научился прятать огонь смоляного факела в корпус фонаря, защищенного от прямого попадания воды и ветра, появились разнообразные конструкции, работающие на различных видах топлива. Опуская период использования конной тяги, рассмотрим автомобиль как объект применения различных светильников, фонарей и сигнальных устройств.

По мере совершенствования техники и усложнения ее устройства увеличивались роль и значение светосигнальных устройств. Первые поколения шоферов вглядывались в темноту при свете громоздких подслеповатых карбидных, керосиновых или ацетиленовых фонарей, позволявших двигаться в полной темноте с резвой на тот момент скоростью – целых 20–25 километров в час. Пришедшие им на смену лампы накаливания задержались в своем развитии дольше всех. Начиная от огромных фар-прожекторов до компактных конструкций, так называемых йодистых или галогенных фар, луч света спереди автомобиля или мотоцикла все четче позволял контролировать ситуацию, повышались скорость и удобство управления.

Кроме желания осветить пространство впереди себя, по мере увеличения количества единиц техники на дороге стало необходимо информировать других участников движения о предполагаемых маневрах и торможениях. Все началось с простейшего фонарика на корме автомобиля с рубиновым стеклом-рассеивателем, позже взявшего на себя обязанность осветить номерной знак, предупредить о торможении. Когда соседей по потоку стало еще больше и махать по правилам движения руками в окно успевали не все, ввели механические указатели поворотов с ручным приводом в виде крупной стрелки около ветрового стекла. Затем данных указателей, так называемых винкеров, стало два, по одному на каждый борт, они выглядели как выкидной флажок яркого красного или оранжевого цвета. Потом их привод оснастили соленоидом для выбрасывания перед поворотом и кнопкой управления с места водителя, да еще и с лампочкой внутри для лучшей видимости в темное время суток. Существовали и экзотические варианты в виде коробочки, размещенной на крыше, но наибольшее распространение получили винкера, расположенные на средней стойке (Opel Cadet) или на каркасе боковины (BMV 340). Таким образом, «дедушка» современного поворотника прочно прописался в конструкции автомобиля, зарекомендовав себя как средство повышения активной безопасности и модернизируясь с каждым днем. На отечественных довоенных автомобилях никаких штатных указателей поворота не было до появления долгожданной «Победы» ГАЗ М20 в 1946 году, имевшей с завода данную опцию, а позже в ОРУД (Организация управления движения – прим. авт.) автовладельцев старых машин стали заставлять вносить изменения в электросхему с подключением поворотников, иначе пройти техосмотр было нереально. В продаже даже появились специальные установочные комплекты для «Москвича» М400 и М401, на автобазы приходили указания о запрещении эксплОатации (орфография сохранена) автотранспорта, а в журнале «За рулем» тех лет печатались советы и схемы по дооборудованию машин.

Схема дальнейшего развития светотехники разделилась на два основных направления: европейский и американский путь. Различия в светотехнике мы можем наблюдать и по сегодняшний день, функции стоп-сигнала, указателя поворотов, а иногда и габаритных огней были сгруппированы в одном рассеивателе заднего фонаря у ГАЗ М20-21, ЗИМ ГАЗ 12, УАЗ 451, т. к. советская школа автостроения долго шла по американскому пути после покупки в тридцатые годы прошлого века лицензии на производство Ford А и Ford АА в Нижнем Новгороде. Например, легендарная «эмка» ГАЗ М1 была создана с оглядкой на конструкцию Ford 40, заимствованные задние фонари и фары в точности копировали заокеанский аналог. Вплоть до конца 50-х годов и начала 60-х цвет рассеивателей на легковых автомобилях и грузовиках был преимущественно красный, и только с появлением ГАЗ 24, РАФ 2203, ВАЗ 2101 привычный глазу сегодня оранжевый свет подмигивающего при повороте и перестроении автомобиля стал применяться массово. Некоторых краснофонарных старожилов (ЗИЛ 130, ГАЗ 66) еще и сегодня можно увидеть на улицах городов, но это скорее исключение из правил. Достаточно спокойное движение на городских улицах в 60–70-е годы допускало время и возможность рассмотреть увеличение яркости фонарика, уже горящего при включенных габаритах, с 3–5 Вт (или свечей по-старому) до 24–26 Вт при торможении или повороте. Весьма сложный для сегодняшнего выпускника автошколы алгоритм работы поворотника при подъезде к Т-образному перекрестку вечером выглядел для едущего сзади так:

На задней панели у едущей впереди машины горят вполнакала красные огоньки габаритов. Потом она начинает тормозить, и они оба одновременно становятся ярче. Но чтобы нам стали понятны намерения водителя, он должен еще включить указатель поворота. Фонари сзади имеются в количестве по одному на сторону, причем они уже и так горят с максимальной яркостью; поэтому для изменения ситуации рычажком на рулевой колонке водитель включает нужный ему правый или левый поворот, на самом деле разрывая цепь соответствующей лампы стоп-сигнала на заднем фонаре и пуская его через биметаллическое реле, дающее прерывистый ритмичный режим. При этом полностью фонарик не гаснет, при включенных габаритах пульсация света варьируется от тусклого до яркого свечения.

Но если вечером эту разницу еще можно было уловить, то днем на солнце даже один поворотник разглядеть было непросто, а уж с включенным габаритом и подавно. Попытки разнести местами габарит и поворотник привели к существованию или двух отдельных фонарей (ЕрАЗ 762, РАФ 977) или многосекционных, как на «Москвиче» 426, 408, а позже к ним стали добавляться белые рассеиватели огней заднего хода. Также появились дублеры-повторители указателей поворота на крыльях, фонарики стояночного света на задних стойках для обозначения стоящего на обочине автомобиля в темноте. На европейских автомобилях в этот же период гораздо активнее стал применяться желто-оранжевый цвет рассеивателя отдельно выделенного поворотника, фонари конструировали с получением максимальной информативности, плюс они все время увеличивались в размере, модернизируясь от модели к модели. Появились противотуманные фары, дававшие узконаправленный плоский пучок света, у американских и японских моделей премиум-класса появилась фонари подсветки обочины при повороте, включающиеся только при вращении руля.

Отдельно стоит уделить внимание автомобилям на армейской службе. Скрытность передвижения по военным дорогам обеспечивали защитная раскраска и светомаскировка. На фары надевали специальные насадки с козырьком и системой зеркал внутри, обеспечивавшие возможность или совсем прикрыть отражатель фары, или узким и направленным в землю лучом освещать дорогу перед собой. 

Именно таким образом были устроены специальные фары НОТЕК, они крепились к выступающим частям передка или к левому крылу и выглядели как козырек вентиляционной трубы. На самом деле при применении этих фар едущий автомобиль сложнее было увидеть с воздуха или при скрытной передислокации к месту боя, а водитель умудрялся не попасть в воронку или колею от танка. Также оснащались защитными козырьками лампы подсветки приборной панели, в плафон освещения салона (ГАЗ М1, ЗИС 101) устанавливали специальные вкладыши с тарированным отверстием, делавшие и без того тусклый свет еще более приглушенным. На задние фонари устанавливались накладки, дававшие две световые точки габаритного освещения таким образом, чтобы едущий сзади в колонне водитель мог выдерживать заданную дистанцию движения. Вблизи (до 20 метров) он мог четко видеть четыре отдельных огонька, при увеличении расстояния до 50 метров они сливались в два, а при дальности видимости около 100 метров подобная схема действовала и на передние габаритные огни.

В одной обзорной статье трудно обрисовать все варианты и типы конструкций, техника во всех ее проявлениях стремительно развивается. Ушли в прошлое стандартные для всех по размеру круглые фары и фонари, хрупкое и травмоопасное стекло рассеивателей вытеснил пластик, а получившие его в распоряжение конструкторы и дизайнеры смогли свободнее проектировать новейшие кузова, облегчать их и делать более безопасными с помощью гармонично вписывающейся оптики. Галогенные лампы заменяет ксенон, освещение дорожного полотна становится ярче, а управление комфортнее, применяющиеся сейчас светодиодные фары дают еще и существенную экономию бортовой энергии при четком просчете освещения всех зон дороги и обочины.

Изменяясь, как все вокруг нас в этом мире, фара со свечой внутри превратилась в компьютеризированный орган, способный не только помогать водителю, но и даже брать на себя некоторые его функции. Например, машины учатся автоматически переключать свет с дальнего на ближний при приближении встречного автомобиля, или самостоятельно подсвечивать обочину при нахождении на ней пешехода.

Можно встретиться на страницах этого издания через несколько лет и снова переосмыслить страницы истории техники, а пока надо двигаться вперед, опираясь на достижения и используя опыт предшественников! 

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи