Ремонт рулевой трапеции
16 мая 2014, Светлана Парфенова
Рулевая трапеция – это важная составляющая любого автомобиля. Ее основным назначением является передача усилия, поступающего от рулевого колеса, к передним колесам, что позволяет произвести поворот машины. В современном виде рулевая трапеция состоит из рулевого редуктора, рулевой сошки, левой и правой боковых рулевых тяг, средней тяги, маятникового рычага и левого и правого поворотных кулаков.
Исправная работа рулевой трапеции в равной степени важна как для безопасной, так и для комфортной езды по дороге.
На износ элементов рулевой тяги, в частности наконечников (шарниров), оказывают влияние стиль вождения автомобилиста и дорожные условия, в которых эксплуатируется автомобиль.
Самая распространенная и характерная неисправность рулевой трапеции – износ шарниров наконечников рулевых тяг.
Вышедшие из строя шарниры затрудняют вращение рулевого колеса, стучат, образуют люфт и, как следствие, делают езду на автомобиле небезопасной.
Поскольку в современных машинах данные элементы не подлежат ремонту (можно сказать, шарниры - одноразовая вещь), проблема устраняется посредством замены всех тяг трапеции в сборе.
Проблемы с рулевыми тягами можно легко диагностировать если:
- рулевое колесо стало туго вращаться;
- есть люфт при вращении руля (колеса поворачивают не сразу), люфт при вертикальном покачивании колеса говорит о неисправности подшипника ступицы или шаровой опоры, люфт при горизонтальном покачивании – о неисправности рулевого наконечника;
- появились стуки в передней подвески на ямах;
- появилось биение руля;
- автомобиль на дороге начинает менять прямое направление движения.
Когда производят замену рулевой трапеции в сборе:
- в случае сильного износа шарниров или резиновых пыльников,
- в случае деформации рулевых тяг (они могут погнуться, например, вследствие наезда автомобиля на препятствие (камень, яма и т.п.),
- при повышенном люфте руля (к сведению, люфтом называется холостое движение рулевого колеса, то есть движение, при котором поворот не производится),
- когда руль вращается с значительным усилием,
- когда на рулевое колесо передаются толчки и вибрация.
Специалисты из сервиса "Delta1 Motors" поделились с нами опытом диагностики и замены рулевой трапеции на примере автомобиля Mercedes-Benz W140. Для наглядности наше описание снабжено детальными фотографиями.
В сервис обратился владелец Mercedes-Benz W140 с жалобой на люфт руля. Первичная диагностика автомобиля показала повышенный износ всех шарниров рулевых тяг, износ втулок маятникового рычага - требовалась замена данных деталей.
Для выполнения работ требуется профессиональный инструмент, подготовленное рабочее место и хорошее освещение (стационарное + переносная лампа).
Для того, чтобы снять и заменить рулевые тяги и втулки маятникового рычага, вам понадобится набор инструментов и приспособлений:
- домкрат,
- подставки под автомобиль для безопасности,
- съемник рулевых тяг,
- молоток,
- щетка для метала,
- вороток,
- гайковерт,
- различные гаечные ключи,
- отвертки,
- аэрозоль WD-40,
- любрикантная смазка,
- гидравлический пресс,
- тиски,
- фонарь.
Новые детали, готовые к установке. Снизу вверх: рем. комплект маятникового рычага, рулевые тяги левая, правая и средняя.
Поднимаем домкратом одну сторону машины.
Поднимаем домкратом вторую сторону машины.
Внимание! Для безопасности проведения работ ставим под лонжерон подпорки.
Берем гайковерт и торцевую головку на 19. Откручиваем колесо.
Снимаем оба передних колеса.
Колеса сняты. Общий вид старых деталей, которые предстоит снять:
Левая рулевая тяга.
Средняя рулевая тяга.
Маятниковый рычаг.
Правая рулевая тяга.
Чтобы облегчить демонтаж элементов, необходимо очистить все резьбовые соединения.
Чистим гайку левой рулевой тяги щеткой.
После обрабатываем ее аэрозолью WD-40.
Ключом на 19 откручиваем гайку.
Теперь берем специальный съемник рулевых тяг. Ключом на 19 закручиваем съемник, и тяга выскакивает.
С другой стороны тяга крепится к сошке редуктора. Откручиваем ее по аналогии.
Чистим гайку рулевой тяги щеткой. После обрабатываем ее аэрозолью WD-40.
Торцевым ключом на 19 откручиваем гайку.
Берем съемник рулевых тяг. Ключом на 19 закручиваем съемник, и тяга выскакивает.
На снятой левой рулевой тяге видно растрескавшийся пыльник. Он и стал причиной выхода тяги из строя. В шарнир попала вода.
Чтобы снять среднюю рулевую тягу, нам необходимо снять демпфер рулевой трапеции. Он крепится двумя болтами - к средней тяге и к кузову.
Обрабатываем и откручиваем гайки.
Демпфер рулевой трапеции снят.
Откручиваем гайку средней рулевой тяги. Вытаскиваем тягу из сошки.
Вынули среднюю рулевую тягу из сошки редуктора.
Далее, так как нам надо заменить втулку маятникового рычага (другими словами - рулевого маятника), снимаем сам маятник.
Обрабатываем гайку крепления маятника WD-40 и откручиваем ее.
Вынимаем болт крепления маятника.
Для упрощения разбора рулевой трапеции вынем маятник вместе со средней тягой и правой тягой, но сначала правую тягу нужно открутить.
Идем к правой стороне автомобиля и откручиваем правую рулевую тягу от сошки, по аналогии.
Обрабатываем гайку правой рулевой тяги аэрозолью WD-40.
Чистим ее щеткой. Откручиваем гайку ключом на 19.
Теперь берем специальный съемник рулевых тяг. Ключом на 19 закручиваем съемник, и тяга выскакивает.
Так выглядит старый маятник в сборе со средней и правой тягой.
Переходим к рабочему столу. Зажимаем маятник в тиски. Очищаем все болты рулевых тяг с помощью WD-40. Откручиваем гайки.
Берем съемник рулевых тяг. Повторяем необходимую процедуру.
Так выглядит старая правая тяга.
Внимание! Так как рулевые тяги отличаются на правую и левую, не перепутайте их!
Снимаем с маятника среднюю тягу, также с помощью съемника.
Получаем "голый" маятник.
Берем рем. комплект маятника.
Закрепляем маятник в тиски. Видим растрескавшиеся втулки.
Выбиваем и вытаскиваем старые втулки.
Разница между новыми и старыми деталями видна наглядно.
Вставляем в маятник с двух сторон новые втулки.
И идем к гидравлическому прессу.
Вставляем маятник в пресс.
Берем лубрикантный спрей и обрабатываем им втулки, чтобы они легко вошли в корпус маятника.
Запрессовываем втулки в корпус маятника.
Внимание! Убедитесь, что втулки вошли в маятник полностью и стоят без перекоса.
Идем к машине. Устанавливаем маятник на место.
Берем старую и новую правые рулевые тяги. Снимаем размеры со старой тяги, чтобы такой же размер выставить на новой.
И прикручиваем его.
Вставляем новую правую рулевую тягу в маятник.
И в сошку. И закручиваем.
Правая рулевая тяга установлена.
Берем среднюю (иными словами - центральную) рулевую тягу. Вставляем ее в маятник и в сошку редуктора. Прикручиваем ее.
Так выглядит маятник с двумя новыми тягами.
Берем демпфер руля. Ставим его на место.
Берем левую рулевую тягу. Снимаем размеры со старой тяги, чтобы такой же размер выставить на новой.
Вставляем левую рулевую тягу в рулевой редуктор и в сошку, прикручиваем ее.
Новая рулевая трапеция в сборе.
Проверяем все гайки рулевых тяг, чтобы все было затянуто и все пыльники шарниров были целы. Далее ставим на место передние колеса, и опускаем автомобиль.
Так выглядят старые запчасти.
Внимание! После замены рулевых тяг и втулок маятникового рычага обязательно отрегулируйте развал-схождение колес.
Показания параметров углов подвески до сход-развала.
Сход-развал выставлен.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.