Проточка тормозных дисков
22 сентября 2017, Оксана ДЕМЧЕНКО
Проточка – экономия для безопасности
Проточка тормозных дисков – одна из «умных» услуг, способная одновременно принести клиенту выгоду и повысить комфорт и безопасность вождения. Она также полезна и важна автоцентру: дает возможность оценить состояние тормозной системы, запланировать работы на будущее и просто убедиться, что клиент уедет от вас на действительно исправном автомобиле.
Мы уже не единожды обращали внимание читателей на то обстоятельство, что на рынке автосервисных услуг покупатель все чаще диктует условия. Сейчас, когда многим хочется поверить, что худшее уже позади, именно поведение клиента вернее всяких слов подтверждает: радоваться рано, самое скверное – еще впереди. В более сытые времена при ТО достаточно было намекнуть, что в тормозной системе автомобиля не все в порядке, и владелец сам требовал провести ревизию и заменить детали, вызывающие сомнения. А сейчас? Даже перед дальней дорогой владелец готов снова и снова рассматривать изношенные тормозные колодки и прикидывать, хватит ли запаса их толщины на отпуск и можно ли отложить ремонт «на потом». А ведь речь идет о системе жизненно важной, даже важнейшей, от которой напрямую зависит безопасность и самого водителя, и членов его семьи, других участников движения. Водители за время кризиса привыкли экономить даже на безопасности, а это уже проблема.
Мы неспроста выбрали эту тему. Именно отношение к исправности тормозной системы в полной мере проявляет как техническую грамотность и общую социальную зрелость автовладельца, так и готовность сервиса обеспечить надлежащий ремонт и принять на себя ответственность. Комплекс работ – это не только диагностика и замена деталей, но и те услуги, которые позволяют сделать эксплуатацию комфортнее и безопаснее, а также продлить жизнь элементам системы, что крайне важно бережливому автовладельцу и сервису, нацеленному на долгосрочную работу с ним.
Все начинается, конечно, с обращения клиента, который зачастую даже не в состоянии сформулировать тему, он в какой-то момент понял, что «с тормозами что-то не так». Станете ли вы уточнять диагноз дистанционно – или предпочтете сами разобраться и составить мнение? Будет ли диагностика поверхностной и нацеленной на устранение «симптомов» заболевания? Или вы соберете всю массу фактов и постараетесь убедить клиента в том, что дешевая операция по замене тормозных колодок – это в данном случае не решение, но опасная попытка замаскировать болезнь, для которой после все равно потребуется ремонт, но уже более сложный и дорогой? Это вопрос внутренних целей и идеологии автоцентра: не задумываясь выполнять то, что потребует клиент и получать деньги – или же делать полный сервис, чтобы человек забрал безопасный и надежный автомобиль?
Мы не намереваемся превращать статью в лекцию. Мы пошли по более практическому пути: обратились в надежный автотехцентр «Волин», с которым много лет состоим в партнерских отношениях, и пригласили к беседе Константина Алексеева, специалиста по ремонту тормозных систем. Чтобы разговор стал предметным, на подъемник поставили немолодой автомобиль, который владелец считал исправным, и вживую провели диагностику тормозной системы и необходимый дальнейший сервис.
Подопытным автомобилем стал Subaru Forester 3-й генерации, который, кстати, успешно прошел техосмотр, и явных дефектов у него не было обнаружено. Хронология работ показана на фотографиях. Необходимые пояснения мастер давал по ходу дела. Прежде чем знакомиться с автомобилем, его отправили на мойку. Затем автомобиль установили на рабочее место, ослабили крепление колес, подняли на подъемнике и сняли передние колеса.
ТЦ «Волин», стоит отметить, весьма нетипичный автоцентр, хотя мы были бы рады, если бы подобные стали нормой на рынке. Светлые полы вымыты всегда, для съемки даже не надо делать специальной подготовки. Инструментальные тележки мастеров заполнены профессиональными наборами «по полной». Если работа предполагает защитные очки, например как проточка тормозов, они есть в наличии и честно используются. На рабочее место подведена пневмолиния, а комплект тележки включает динамометрический ключ, который и был использован в самом конце работы при контроле затяжки болтов. Есть и набор профессиональной автохимии, конечно. Она сразу потребовалась, и для предварительной очистки диска от загрязнений, и для снятия суппорта, конечно. «Жидкий ключ», например, от ASTROhim – это то, что требуется в любой ремзоне. Благодаря этому составу мы без проблем открутили закисшие болты. Помимо того, что продукт быстро вернул подвижность резьбовым соединениям, петлям и замкам, он также предотвратил заклинивание и срыв резьбы. Кстати, средство выпускается в большом сервисном объеме, в то же время расходуется весьма экономно за счет эффективного и быстродействующего состава. Приятная особенность, за счет специального клапана аэрозоль можно использовать в том числе в перевернутом и горизонтальном положении.
Не менее востребованы и универсальные проникающие защитные смазки (SN-40 в ассортименте профессиональной линейки SYNTHETIUM, выпускаемой компанией «Астрохим») – они вытесняют влагу, очищают, смазывают, устраняют скрипы. SN-40 отличается высокой проникающей способностью и образует на поверхности трущихся деталей защитную пленку, сохраняющую их подвижность и предохраняющую металл от коррозии. Судя по нашей работе, состав оказался особенно эффективен при смазке петель, отвинчивании колесных болтов, разборке суппортов. Также хочется отметить, что смазка SN-40 снабжена функциональной насадкой-распылителем, с помощью которого удобно наносить средство на труднодоступные места (при поднятой трубке) или обрабатывать широкие площади (классическим распылением при опущенной трубке).Учитывая особенности конструкции тормозных систем, данное приспособление – неоспоримый плюс в использовании смазки.
Визуальный осмотр показал: течей нет, и хотя диски заметно изношены и имеют буртики, задиров нет, а толщина достаточна для продолжения эксплуатации. Тормозные колодки изношены не более чем на половину. На этой же стадии осмотра мастер проверил смежные системы и отметил: наконечники рулевых тяг в неудовлетворительном состоянии. Константин рекомендовал их заменить, и не затягивать с этой работой, люфт уже очень существенный.
Исходя из фактического состояния дисков, мастер посоветовал их проточить. И приготовил для работы американский станок Pro-Cut, выбранный этим техцентром. Станки этого бренда используются на российских СТО уже много лет и хорошо знакомы специалистам, мы не станем вдаваться в подробности, ограничившись самыми общими сведениями.
Станок представляет собой электромотор мощностью 0,75 кВт, соединенный с режущей головкой. Вся конструкция собрана на легкой раме и с помощью адаптера присоединяется к ступице, имеется набор адаптеров, способных крепиться на любом колесе, независимо от числа отверстий. Станок универсальный: это выражается в том, что на нем можно протачивать диски толщиной от 5 до 44 мм и диаметром от 102 до 330 мм, то есть от совсем маленьких мотоциклетных до внушительных – у внедорожников. Максимальная глубина точения – 0,38 мм на сторону, минимальная – 0,005 мм. Обратите внимание на последнюю цифру: она говорит о чистоте поверхности, и, косвенно, о долгой работе тормозных накладок.
Настройка установки означает: подкатить систему, подключить к сети, установить адаптер на ступицу и подвести резец – все это дело пары минут. С правым колесом проблем не было. Суппорт легко снялся, пыльники на тормозных поршнях оказались в полном порядке. Сама проточка заняла буквально 10 минут. Визуально она впечатляет: вы четко видите ребристую изношенную старую поверхность – и новую, идеально ровную. Работа начинается от центральной зоны диска, резец продвигается к краю, расширяя ровную площадку.
После обработки диск снова очищается – в нашем случае был использован «Очиститель тормозов» от ASTROhim. Это средство позволило мгновенно удалить излишки смазки и пятна тормозной жидкости за счет струи, выходящей под мощным напором, а также за счет самого состава, обладающего хорошей эффективностью. Кстати, применение подобных средств отчасти сокращает риск проявления скрипов и шумов, а это основная жалоба клиентов после работ с тормозами. После нанесения на поверхность состав быстро и бесследно высыхает. Отметим, что состав не имеет запаха, что очень важно для работы особенно в закрытом помещении.
Когда мы перешли к левому колесу, мы увидели печальную картину: направляющие оказались совершенно неподвижны и скованы ржавчиной. Обойтись одной химией тут не получится. Восстановить подвижность элементов удалось только с помощью паяльной лампы… Эта лампа оказалась мало похожей на ту, с которой оперировали когда-то в гаражах – это газовый портативный баллон с пьезоподжигом.
Константин отметил, что обычно такая степень коррозии уже считается проблемной и обсуждается с клиентом: время работ увеличивается, нагрев суппорта не относится к регламентным операциям и вдобавок создает потребность в замене изнашиваемых элементов – манжет, прокладок.
Для того автомобиля, с которым работали мы, ситуация оказалась еще сложнее. Обнаружилось повреждение одного из пыльников. И это снова нештатная ситуация, которую надо согласовывать с клиентом. Отпускать его, выполнив молча основную заказанную работу, просто нельзя: есть риск заклинивания тормозов в дальнейшем, да жизнь исправного еще тормозного цилиндра при разрушенном пыльнике критически коротка…
Все пыльники были заменены, подвижность деталей восстановлена, тормоза прокачаны, долита до нужного уровня тормозная жидкость. Теперь тормозам следует придать товарный вид. Тут пригодится «Быстрый очиститель» от ASTROhim. Обычно он применяется для промывки и подготовки деталей автомобиля к монтажу при ремонте. Константин уверяет, что в нем даже вымачивают цепи велосипедов и мотоциклов. Аэрозоль мгновенно обезжиривает поверхность и отлично удаляет масляные пятна, лишнюю смазку, остатки тормозной жидкости и других загрязнений. Состав не оставляет следов, быстро сохнет и безопасен для резины, винила и пластика; не содержит токсичного перхлорэтилена.
В конце была использована и медная смазка ASTROhim для ступичной зоны и суппорта – для минимизации коррозии в будущем. Тонкодисперсные частицы меди после нанесения выполняют функцию сухой смазки даже после того, как все остальные компоненты выработаются или выгорят. Смазка наносится тонким слоем, в связи с этим экономична и удобна в использовании. Препарат обладает высокой антифрикционной эффективностью, противозадирными свойствами, предотвращает фреттинг-коррозию. Такие составы не только облегчают снятие-установку колес и элементов тормозной системы в будущем, но и оставляют обработанное пространство надолго в ухоженном виде. Это очень ценят клиенты, когда, в очередной раз без проблем снимая колесо, видят не ржавчину, а защитный слой медной смазки. Смазка медная от ASTROhim хорошо выдерживает экстремальные нагрузки и устойчива даже при постоянном воздействии влаги и соли. При этом сохраняет свои смазывающие свойства и защищает от прикипания и заклинивания суппорта и тормозные колодки.
Прежде существовала практическая рекомендация, основанная на многолетнем опыте: тормозной диск жил одну-две смены колодок. После этого он оказывался как правило безнадежно исцарапан, задран и нуждался в замене даже при достаточной толщине: новые колодки изнашивались катастрофически.
С появлением возможности проточки срок службы дисков вырос как минимум в два раза. А за счет более высокой чистоты поверхности проточенных дисков значительно вырос и срок службы колодок.
Кстати, проточка обеспечивает соответствие качества обработанных поверхностей дисков требованиям автопроизводителей. А они довольны высоки:
- нарушение плоскости диска – не более 0,05 мм (50 микрон);
- боковые биения, не более 0,025-0,05мм (25-50 микрон);
- разница в толщине по среднему диаметру не более 0,005 мм (5 микрон).
Проточка – это штатная и несложная операция, которая обычно, по словам Константина, укладывается в 40-45 минут. Проточка устраняет биение при торможении, продлевает жизни дисков, улучшает работу колодок и, значит, эффективность торможения. Она также расширяет ассортимент услуг СТО и удобна клиенту – это работа, которая экономит его деньги и повышает его комфорт.
Проточка позволяет пригласить клиента на СТО, удобно совмещается с диагностикой и расширением чека, планированием работ на будущее. Набор специального оборудования весьма компактен, оно автоматизировано и фактически исключает брак и ошибки оператора, если его опыт невелик. Однако тормозная система – это безопасность, и куда логичнее отдавать ее обслуживание экспертам с опытом, как это и сделано в ТЦ «Волин».
Комментарии
Рекомендованные статьи
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.