04 декабря 2024,
06:12
Москва

В чем сила, склад?

27 апреля 2022, Автор Иван Соколов

В чем сила, склад?

Анализ российского рынка тормозных систем

Российский авторемонтный рынок лихорадит как никогда. Мы решили узнать у экспертов ведущих компаний-производителей, как они видят ситуацию на рынке компонентов тормозных систем. Важная оговорка — комментарии спикеров были собраны до печальных и широко известных всем событий, однако на прогнозах, похоже, это отразилось не сильно: новые отягчающие факторы пришли на смену злосчастной пандемии, будто бы продолжая ее миссию по разрушению экономики и частного бизнеса.

Роман Картузов
«В логистике только одна тенденция — всё стало долго и дорого»
Роман Картузов, генеральный директор CTR RUS

Об изменении потребительских предпочтений

На автомобильном рынке образовался сильный дефицит машин, в результате чего людям пришлось менять свои привычки. В итоге продать автомобиль сейчас относительно легко, а вот купить новый — куда сложнее. Поэтому автовладельцу приходится вкладываться в ремонт и думать при этом о том, что машина с ним теперь надолго. Не на год или два, а, возможно, уже на всю жизнь. Такой образ мышления меняет и спрос, который заставляет людей чаще выбирать качественные запчасти, которые прослужат долго.

Электромобилизация рынка

Brake Pad

Глобальные изменения в автопроме (повышение спроса на гибридные автомобили и электротранспорт) частично отражаются и на ассортиментной политике бренда CTR. Так, наш научный центр в г. Аахен (Германия) в тесном сотрудничестве с автопроизводителем BMW ведет активную разработку узлов для электромобилей. Особенно перспективными являются высокоточные электромоторы и системы рекуперации тормозных усилий (мотор-колесо). Кроме того, мы расширили свои возможности в сфере тормозных систем — в этом году мы добавим в ассортимент тормозные диски.

У кого склад — тот и сильней

Что касается роста цен на рынке автокомпонентов, то в сегменте тормозных колодок стоимость растет, как и везде, а вот тормозные диски подорожали куда сильнее. Суть в том, что большая часть их стоимости — это качественная сталь, цены на которую выросли на 30% за один год и все еще продолжают расти. Неблагоприятные тренды и в других сферах. Так, в логистике тенденция только одна — все стало долго и дорого. Но поскольку продажи наших тормозных колодок растут очень быстро, мы решили открыть склад в Москве. Уже в апреле этого года колодки CTR можно будет купить, ориентируясь на их наличие на складе. Сейчас в России крайне мало складов по тормозным колодкам, мы в этом вопросе будем одними из первых поставщиков.

Егор Колесников
«Тренд на электромобильность, безусловно, повлиял на бизнес-стратегию и нашего бренда»
Егор Колесников, менеджер по продукту HELLA LLC

Диски Hella Pagid

Прежде всего рынок затронули такие глобальные события, как пандемия COVID 19, а также проблемы в глобальных цепочках поставок, повлекшие за собой повышение цен на материалы, необходимые для производства тормозных механизмов. Вследствие этих событий также снизились темпы производства, но отметим, что Hella Pagid Brake Systems продолжает обеспечивать выполнение всех взятых на себя обязательств в полном объеме — мы планируем сделать все необходимое со своей стороны для того, чтобы клиенты выбрали Hella Pagid в качестве надежного помощника в вопросах обслуживания тормозных систем.

С оглядкой на Восток

Hella Pagid

В настоящее время серьезных изменений в нашем ассортименте не наблюдается, но мы внимательно следим за тенденциями глобального автомобильного рынка, поэтому постоянно увеличиваем количество товаров в ассортименте. Безусловно, в нем по-прежнему преобладает доля компонентов для автомобилей европейских и корейских брендов, однако уже сейчас можно заметить рост количества автомобилей родом из Поднебесной. Возможно, это отразится на ассортименте нашей продукции.

Спрос на электромобильность

Конечно, если рассматривать ситуацию на европейском рынке, то тренд на электромобильность, безусловно, повлиял на бизнес-стратегию и нашего бренда. Иной подход к конструированию, эксплуатации и обслуживанию электромобиля создает новые возможности и ниши для нашей компании. Ведь в рамках компании Hella мы не ограничиваемся производством тормозных систем, обеспечивая как производителей автомобилей, так и конечных пользователей широким ассортиментом деталей в таких категориях, как светотехника, электрика и электроника, аксессуары и принадлежности для установки.

С другой стороны, на локальном рынке РФ и СНГ подобные изменения еще не произошли, поэтому с уверенностью говорить об изменении бизнес-стратегии пока рано. Касательно экологических требований вся наша продукция соответствует установленным требованиям в данной сфере, ярким примером может служить наша линейка безасбестовых тормозных колодок.

Быстро, качественно или недорого?

Рост цен на компоненты заметен, но, по нашему мнению, тормозные компоненты нельзя выделить на фоне общего подорожания автомобильных запасных частей, если не брать в расчет электронные исполнительные механизмы автомобиля, которые растут в цене из-за текущего кризиса полупроводников. Текущие экономические реалии, в частности повышение цен на новые автомобили, а вместе с ними и повышение цен на вторичном рынке ведут, с одной стороны, к увеличению среднего возраста автопарка, а с другой — к более продолжительному сроку владения автомобилем, что в конечном итоге должно положительно повлиять на спрос в области автомобильных компонентов. И здесь покупательская активность снова будет сводиться к извечному выбору двух пунктов из предложения «быстро, качественно, недорого». Отчасти менять систему дистрибьюции будет набирающая обороты тенденция по реализации запасных частей через Интернет, тогда как традиционные магазины постепенно будут отходить на второй план.

Андрей Мельников
«Изменения в системе логистики можно назвать революционными»
Андрей Мельников, генеральный директор компании «ТМД Фрикшн Евразия»

Тенденции автокомпонентного рынка

Несмотря на то что в 2021 году сохранялась тенденция роста парка электрифицированных автомобилей, доля таких машин в мировом масштабе все еще очень невелика. Аналитики прогнозируют замедление темпов продаж электрокаров, поэтому в ближайшие пять лет глобальных изменений на рынке запчастей для «традиционных» автомобилей мы не ожидаем. Что касается производства, то в сегменте aftermarket по итогам 2021 года у нас фиксируется прирост (на 40 % по сравнению с 2020 годом) — в отличие от поставок на конвейеры. Это обусловлено глобальным кризисом в автопроме из-за дефицита полупроводников. Автопроизводители вынуждены сокращать объемы выпуска новых машин, и на это мы, к сожалению, никак повлиять не можем. Остается только ждать, когда ситуация с поставками чипов нормализуется. Глобальных изменений в структуре нашего ассортимента сейчас нет, если не считать увеличения объема поставок комплектующих для японских автомобилей. Это связано с более быстрыми темпами роста нашего бренда Nisshinbo по сравнению с европейским Textar.

Nisshinbo

Экологичность и экономичность

Textar складСклад TextarTextar

Мы применяем экоподход к решению всех технологических задач с 90-х годов. Так, компания TMD Friction принимала активное участие в разработке отраслевого стандарта, согласно которому комплектующие для тормозных систем относятся к категориям от ECO I до ECO IV. Мы постоянно совершенствуем свои продукты и процессы производства, чтобы уменьшить воздействие на окружающую среду. Речь идет и об утилизации промышленных отходов, и об отказе от применения пластиковой упаковки, и об использовании экологически чистого сырья. Среди особенно значимых усилий TMD Friction по снижению воздействия на природу и здоровье людей можно назвать радикальное снижение содержания меди в составе фрикционной смеси тормозных колодок. Сейчас уже 95% тормозных колодок Textar относятся к категории комплектующих, не содержащих этот металл в своем составе.

В дополнение к экологичным фрикционным составам TMD Friction работает над снижением потребления топлива и уменьшением количества токсичных автомобильных выхлопов. В рамках программы Lightweight Technology, реализуемой для бренда Textar, мы предлагаем колодки с облегченной опорной пластиной для дисковых тормозов коммерческого транспорта. Технология обеспечивает снижение общего веса автомобиля, что положительно сказывается и на топливной экономичности, и на уровне выбросов CO2. TMD Friction является одним из крупнейших разработчиков и производителей фрикционных материалов — такие компании во всем мире буквально можно пересчитать по пальцам. Мы фокусируемся на том, чтобы и дальше совершенствовать наши технологии, повышать экологичность нашего производства и не забираться в те области, где у нас нет настолько серьезной компетенции.

Ассортиментная политика. Главное — гибкость

Наше предложение для рынка постгарантийного обслуживания легковых и грузовых автомобилей широко диверсифицировано, мы можем гибко реагировать на запросы потребителей разных сегментов. Такой подход позволяет нам показывать стабильный рост из года в год, несмотря на кризисные и другие негативные явления на рынке.

Сейчас в портфеле TMD Friction несколько брендов, два из которых представлены в премиум-сегменте — Textar и Nisshinbo. Ассортимент Textar уже достаточно полный и включает несколько товарных групп — от тормозных колодок, дисков и барабанов до смазочных материалов и датчиков АБС. В то время как Nisshinbo есть куда расширяться. В этом году в дополнение к тормозных колодкам и дискам мы планируем вывести на рынок две новые товарные группы этого бренда — колодки для барабанных тормозов и линейку тормозных жидкостей для машин азиатских марок.

Цены на рынке действительно растут, причем во всех категориях автомобильных запасных частей. В первую очередь это связано с увеличением логистических расходов. Так, стоимость доставки 20-футового контейнера из Шанхая в Роттердам за последние пару лет выросла более чем в пять раз, и это только один пример. Растет стоимость авто- и авиаперевозок, дорожает электроэнергия, бензин и металл. Естественно, все это сказывается и на стоимости компонентов. Материалоемкость тормозных колодок и дисков выше по сравнению с другими категориями запчастей, поэтому и динамика повышения цен на эти комплектующие получается выше среднего уровня.

Парадоксы спроса и логистическая революция

Мы наблюдаем достаточно парадоксальную тенденцию: спрос на автокомпоненты увеличивается не только в эконом сегменте, но и в премиум. В отношении бюджетных комплектующих это логично, ведь благосостояние населения не улучшилось. Что касается растущего спроса на премиальные комплектующие, тут можно назвать несколько причин: опережающий рост стоимости оригинальных запчастей, проблемы с поставками частных брендов из Китая (в связи с ковидными ограничениями) и рост стоимости электроэнергии. То есть сложилась ситуация, когда оригинал по цене сильно оторвался от премиума, а средний ценовой сегмент, в который попадают крупные бренды частных производителей запчастей, значительно просел. В выигрыше оказались производители автокомпонентов, у которых есть свои производственные площадки в Европе — как у нашей компании (основные заводы TMD Friction расположены в Германии, Франции, Великобритании и Румынии).

На наш взгляд, дистрибуция запасных частей в России достигла стадии зрелости и никаких кардинальных нововведений не требуется. Лучшее — враг хорошего. Что касается системы логистики, связанной с доставкой продукции на склады дистрибьюторов, то здесь изменений произошло достаточно много. Их можно даже назвать революционными. Если раньше речь шла о доставке запчастей клиентам в магазины и на СТО на следующий день после оформления заказа, то сейчас наиболее продвинутые компании осуществляют доставку уже по 5–6 раз в течение дня, и это не предел. Новых клиентов сегодня можно привлечь только быстрым и качественным сервисом.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи