08 ноября 2024,
08:11
Москва

Схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора

26 июня 2023

Схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора

Тут не может быть двух мнений — зарядные устройства (ЗУ) для автомобильных аккумуляторов заводского изготовления надежны, точны и безопасны. Но есть люди, которых хлебом не корми — дай им вникнуть во все детали и собрать какой-нибудь прибор своими руками. Однако, лишних знаний не бывает, и собрать своими руками простейшее ЗУ для автомобильного аккумулятора можно имея самые элементарные навыки в сфере бытовой электроники. Сразу оговоримся — экономическая целесообразность самодельного аналога фирменного автомобильного ЗУ или ПЗУ находится, мягко говоря, под вопросом. Автоматические системы контроля заряда батареи и отключения прибора стоят денег. В любом случае, заинтересованные лица всегда могут скачать из интернета схему конкретного заводского автомобильного зарядного устройства и оценить свои затраты на проект. А мы поговорим об относительно простых и остроумных принципиальных схемах относительно простых зарядных аккумуляторов. Итак — от простого к более сложному.

Принципиальная схема простейшего ЗУ постоянного тока для экстренных ситуаций

Нам понадобится источник постоянного тока 12 — 25 вольт, допустим «зарядка» от ноутбука с выходным напряжением 19 Вольт и силой тока около 2 х Ампер. Обязательным элементом схемы является сопротивление — в нашем случае салонная автомобильная лампочка. Минус от зарядки идёт на лампочку, а от лампочки — на минус АКБ. Плюс от ЗУ идёт напрямую на плюс аккумулятора. Ёмкость заряда контролируется с помощью вольтметра или тестера. Такой маломощный вариант вполне сгодится для подзарядки «живого», но разрядившегося по каким-то причинам за ночь, автомобильного аккумулятора.

«Зарядка» от ноутбука

Схема самодельного аналога недорогого заводского зарядного устройства аккумулятора

Сборка этого варианта уже потребует определённых познаний в электронике. В качестве базового элемента конструкции выступает блок питания из системного блока компьютера. Схема изготовления этого автомобильного прибора выглядит следующим образом:

  • разбираем блок питания и выпаиваем из него все провода, кроме зеленого;
  • отмечаем места входа чёрного (GND) и жёлтого + (12В) проводов;
  • для того, чтобы ЗУ стартовало без системной платы ПК, к выходу чёрного припаиваем зелёный провод;
  • из этого же выхода «кидаем» минусовой провод для зарядки, а на место жёлтого — плюсовой;
  • находим микросхему TL494 или её аналог и резистор, идущий на выход + 12 Вольт (левая нога микросхемы);
  • этот резистор нужно выпаять, замерить его сопротивление и поставить на его место аналог нужного номинала;
  • запускаем блок питания и регулируем переменный резистор до искомого напряжения 14-14.3 В;
  • сборку ЗУ производим в обратном порядке;
  • будет целесообразно включить в схему вольтметр, разместив его на корпусе прибора.

Блок питания из системного блока компьютера

Если всё сделано правильно, то на выходе мы получаем надежный прибор для долговременной зарядки АКБ, не приводящей к сульфатации пластин. Такое ЗУ обладает защитой от перегрузок, но если перепутать полярность при зарядке — оно сразу выйдет из строя.

Для того чтобы сделать зарядное без автоматического контроля заряда АКБ относительно «умным», можно применить недорогое простейшее сетевое китайское суточное реле. Зная примерное время зарядки своего автомобильного аккумулятора, можно выставить нужное время отключения, а значит — избежать порчи аккумулятора.

Схема мощного зарядного устройства на основе трансформатора

Нам понадобятся:

  • мощный понижающий трансформатор с суммарным набором напряжений на вторичных обмотках примерно 25 вольт;
  • диодный выпрямитель двух диодах КД 213А (VD 1, VD 2) или их импортные аналоги, которые устанавливаются на радиатор в обязательном порядке;
  • управляющий транзистор КТ827А (VT 1) и стабилитрон Д 814 А (VD 3), также устанавливаемые на радиатор;
  • переменный резистор R2 для регулировки подаваемого напряжения.

Простое и достаточно мощное, оно позволяет контролировать и регулировать подаваемое напряжение. Все комплектующие можно найти в старой бытовой электронике.

Самодельное ЗУ

Схема самодельного импульсного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора

Нам понадобятся:

  • контейнер размером 160*50*40 мм и соответствующая плата;
  • ШИМ генератор — контроллер IR 2153;
  • конденсаторы мощностью 190 Ватт для зарядки АКБ ёмкостью до 100 А-ч или конденсаторы по 470 мкФ — до 200 А-ч, соответственно.

Сборка импульсного автомобильного ЗУ требует уже более серьёзных знаний и навыков, хотя «на выходе» получается компактное, мощное и достаточно энергоэффективное устройство.

При сборке и эксплуатации самодельных автомобильных зарядных устройств не следует забывать, что вы имеете дело с входящим напряжением 220 В и меры противопожарной безопасности.

Вообще, на отечественном рынке представлены зарядные устройства, разных уровней сложности и уровня автоматизации и на любой кошелёк. Поэтому, среднестатистическому автомобилисту имеет смысл выбрать новое или даже бывшее в употреблении ЗУ (а лучше — ПЗУ) в заводском исполнении, в рамках своего бюджета. «Так надёжней — так скромней» — и безопаснее, добавим от себя.

Здоровья вам и вашему автомобилю. Удачи на дорогах.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи