27 апреля 2024,
06:04
Москва

О будущем рынка ЛКМ. Тенденции и прогнозы

6 октября 2020

О будущем рынка ЛКМ. Тенденции и прогнозы

2020 год был очень непростым для рынка ЛКМ. Рентабельность авторемонтного бизнеса в части кузовного ремонта продолжает снижаться. Лакокрасочные материалы окончательно превратились в «простой товар», коммодити, лишенный какой-либо брендовой исключительности — такой же товар, как зерно, песок или щебень. Не все поставщики и производители ЛКМ оказались к этому готовы. На рынке коммодити есть только один аргумент для продажи — цена, больше ничего не важно и не принимается в расчет.

Для высокотехнологичной индустрии кузовного авторемонта такой путь не является оптимальным. При любой цене на технологическое сырье гораздо более важны себестоимость готовой продукции и качество построения технологических процессов. Без технологической составляющей, без способности поставщика построить производственный процесс, способный реализовать потенциал лакокрасочных материалов, трансформировать его в финансовую прибыль — ценность ЛКМ как товара стремится к нулю. Не занимаясь вопросами технологии производства, не владея инструментами управления ресурсами предприятия, поставщики ЛКМ обречены на участие в бесконечных ценовых войнах, что неизбежно приведет их к печальному финалу.

Фактически на рынке авторемонтных лакокрасочных материалов в РФ сформировалась олигопсония — монополия группы покупателей определенного товара. То есть определенной и достаточно узкой группе покупателей (платежеспособные кузовные автосервисы, которых совсем не много) противостоит большое количество продавцов. В такой ситуации покупатели имеют возможность непосредственно влиять на уровень цены, ограничивая или увеличивая объем закупок, при этом уменьшая или увеличивая цену товара, а следовательно, — увеличивая или уменьшая уровень доходов поставщиков ЛКМ.

Поставщикам ЛКМ, в свою очередь, придется сделать выбор — участвовать в ценовых войнах или предложить рынку новый класс, новый уровень услуг — технологическое партнерство. Именно это позволит преодолеть осложнения современного олигопсонического рынка и заложить фундамент для дальнейшего развития.

Влияние ассортимента продукции на рентабельность бизнеса МКЦ

Рентабельность, а точнее ее отсутствие, на большинстве кузовных авторемонтных предприятий накладывает свой отпечаток и на ассортимент продаваемой поставщиками продукции. Профессиональные потребители, такие как авторемонтные предприятия, заинтересованы прежде всего в получении прибыли: им необходим материал, технологическое сырье, которое может служить фундаментом для построения рентабельного и экономичного технологического процесса, с низкой долей брака и оптимальной трудоемкостью. Предприятие, которое профессионально занимается окраской, ожидает от технологического партнера комплексное решение, а не просто доставки кучи коробок с краской. Множество ушедших из бизнеса кузовных автосервисов имели возможность закупать материалы по самым выгодным ценам, но это не помогло им стать рентабельными.

Опт и розница. Отличия в пожеланиях клиентов

Розничный клиент хочет быстро и без отходов материала отремонтировать данный конкретный автомобиль. Потому скорее всего ему понравится концепция микроупаковок и взвешивания материалов точно под размер предстоящей работы. Цветовая точность купленной краски также имеет большое значение, но данный вопрос осложняется множеством факторов — нанесение, пигментация, различные условия влажности, температуры и т. д. Наилучшая гарантия максимального цветового соответствия — прозрачный и контролируемый технологический процесс цветоподбора, основанный на рекомендованной производителем ЛКМ технологии.

Оптовая торговля — сложный бизнес, ее будущее связано со способностью трансформироваться из простого поставщика материалов в технологического партнера. Физическая дистрибьюция авторемонтных ЛКМ в своем классическом виде не сможет выжить — слишком малы наценки, слишком низка рентабельность, да и объемы продаж материалов явно не растут. Будущее оптовой торговли — технологическое партнерство и расширенное управление локальными складами на производствах.

Рекомендации по расчету складских запасов в МКЦ

Нужно стремиться к концепции нулевого склада. Склад — это замороженные денежные средства, большая нагрузка на оборотный капитал. Один из смыслов налаживания технологического партнерства с поставщиками ЛКМ — это внешнее управление складскими запасами. На производстве должны быть в наличии только те материалы, которые нужны для выполнения данного производственного плана, с четким распределением потребностей в материалах на конкретную номенклатуру изделий (продукции).

Тенденции развития онлайн-торговли в сегменте ЛКМ и организации доставки товаров конечному клиенту

Технологическое партнерство должно прийти на рынок вместо простой доставки товара. Классическая доставка товара как услуга обесценена, будущее — за автоматизированной системой заказов, напрямую завязанной на производство. Сигнал на пополнение запасов того или иного материала должен генерироваться производством и отправляться в систему поставщика, которая формирует график и номенклатуру поставок. При такой организации цепочки поставок можно успешно и достоверно контролировать себестоимость продукции и долю материалов в себестоимости. Становится также возможным анализировать динамику изменения себестоимости продукции. Поставщики ЛКМ должны взять на себя часть работы по планированию запасов и ресурсов. Планирование помогает предприятию организовать эффективную работу, системно управлять всеми взаимосвязанными элементами: сбытом, производством и закупками.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить