26 апреля 2024,
08:04
Москва

Каменный цветок

13 января 2015, Олег Федорович

Насколько актуальна тема экономии расходных материалов в кузовном ремонте? Послушав руководителя любого кузовного сервиса, можно сделать вывод, что «экономия расходки» — один из основных способов повышения рентабельности производства.

О том же нам непрерывно говорят продавцы ремонтных систем, утверждая, каким «выдающимся» материалом они торгуют. Бесхитростных «бюджетников» заманивают низкими закупочными ценами, «премиум-системы» рассчитывают на электорат «более продвинутый» и рассказывают о стоимости итогового покрытия и сокращении временных затрат. Отчасти мнение справедливое. Только искать решение этой проблемы надо отнюдь не «на поверхности». Руководство сервисов считает, что главная причина «перерасхода» — нерадивые работники, дилеры систем утверждают, что достаточно пересмотреть технологию производства и использовать высокопродуктивные материалы. Попробуем копнуть глубже и разобраться, что же необходимо понять и предпринять для того, чтобы проблема с расходными материалами перестала нас тревожить. Расходный материал (РМ) — материал, необходимый для проведения полного комплекса работ по ремонту кузова автомобиля. Невозможность составления точного списка РМ в данном контексте обуславливается следующими факторами:

■ Различия в системах ремонта в зависимости от позиционирования в сегментах рынка (бюджет, средний, премиум).
■ Различия в системах ремонта в зависимости от «национального подхода». Различают «Евро-американский», «Североазиатский» и «Южноазиатский» подходы.
■ Степень лояльности к использованию в производст­ве «солянки» из разных систем и «перемешиванию» разных поколений одной системы.
■ Оснащенность производства и основной способ выполнения технологических операций (ручная/машинная, мокрая/сухая/комбинированная).
■ Наличие или отсутствие на предприятии механизма контроля соблюдения технологии.
Сложность учета и контроля расходного материала в условиях ремонтного предприятия, в свою очередь, определяется следующим:
■ Невозможность абсолютно точно нормировать расход материалов в связи с неравномерностью загрузки по «объему» и «сложности работы».
■ Невозможность достаточно точно классифицировать на стадии приемки категорию сложности ремонта.
■ Способ финансирования данной статьи расходов (оплата производится заказчиком работ в соответствии с согласованной калькуляцией и никак не привязана к фактическому расходу).
■ Сложность создания работоспособной системы мотивации работников в плане экономии материалов в условиях централизованного снабжения.

В настоящее время сложилась следующая стандартная схема по учету и списанию РМ:

Условно поделим РМ на две группы: оплаченные заказчиком» (ОРМ) и неоплаченные» (НОРМ). Группа ОРМ — материалы, расход которых можно достаточно точно просчитать до начала работ, включить их в калькуляцию и выставить к оплате заказчику. Группа НОРМ — позиции, которые невозможно точно рассчитать на каждый конкретный заказ (растворители, обтирочный материал, абразивы, шпатлевка, изоляция и т. д.), принято рассчитывать общим списком на основании средней статистической величины, естественно, индивидуальной для каждого конкретного предприятия.

Существует следующая практика «гашения» расходов по НОРМ:

■ Данная величина включается как отдельная позиция при составлении калькуляции. Поскольку величина средняя, она необъективна для каждого конкретного заказа (где-то надо больше, где-то меньше), но в среднем по итогам отчетного периода показатели должны выйти «на среднестатистические».
■ Включение этих расходов в стоимость нормо-часа либо увеличение торговой наценки на ОРМ при отпуске в рабочую зону — на эту величину. Естественно, эти данные необходимо сначала получить, а значит, придется поработать со статистическими данными, если они существуют, либо «с нуля» их создать, используя любую доступную отчетность. При включении расходов в стоимость нормо-часа необходимо учитывать, что с этой суммы будет идти начисление к заработной плате исполнителя (либо в деньгах, либо в зачете по времени). Величина незначительная, но при достижении определенного объема производства становится ощутимой. В системе, где нормо-час исполнителя не имеет жесткой привязки к нормо-часу предприятия, этот вопрос неактуален. Если вообще не учитывать НОРМ, произойдет потеря контроля над расходом материала, и в финансовых результатах работы это будет выглядеть как пресловутая «нерадивость» персонала, снижение рентабельности или (в худшем случае) — как убытки.

Итак, вывод первый: если вдруг показалось, что затраты на расходные материалы неоправданно выросли, необходимо прежде всего провести анализ ситуации. Это даст возможность руководствоваться не абстракт­ными, а вполне реальными величинами, выраженными в цифрах. Судя по опыту, чаще всего после такого «аудита» оказывается, что нормы расхода не превышаются, а иногда даже ниже норм, заявленных производителем ремонтной системы! Что необходимо посмотреть, когда проводится подобный анализ:

■ Количество заказов, отработанных за определенный период (периоды) времени.
■ Из них — количество заказов с выполнением операции по подразделениям: «арматурные работы», «жестянка», «подготовка», «окраска», «полировка», «сопровождение». В дальнейшем «разбивка расходного материала» по операциям весьма поможет в организации мероприятий по экономии.
■ Те же данные в формате нормы времени и денежном формате.
■ Количество операций по группам, а проще — количество отработанных элементов (окрашено столько-то элементов (разных), разобрано столько-то и т. д.). Для удобства дальнейшей работы необходимо сразу сделать разбивку элементов на группы: сталь, ЛКП и пластик (расходные материалы, используемые для ремонта разных подложек, не всегда «пересекаются» по позициям и норме расхода), и подгруппы: малые, средние, большие элементы. Данные опять же должны аккумулироваться в трех форматах: штуках, часах и рублях.

Используя эти данные, легко составить реальное представление об эффективности предприятия, количестве и качестве наполнения заказов, динамике протекающих производственных процессов. Появляются такие необходимые для стратегического планирования величины (выраженные в реальных цифрах!), как средний заказ, наполнение среднего заказа, малоценная работа, средняя стоимость работы с элементами, согласно их группе и подгруппе, средняя стоимость среднего заказа, средняя стоимость среднего элемента. При наложении этих данных на временную (календарную) шкалу можно анализировать влияние внешних и внутренних факторов (сезонность, закупка нового оборудования, введение новых таможенных пошлин, скачки курса валют и т. д.). Но самое главное — появляется возможность сведения этих данных с данными по закупке и использованию расходных материалов, а также адекватности номенклатуры закупаемых РМ, по отношению к выполняемым работам. Далее не составит труда свести полученные данные с заявленными производителями — ресурсом и теоретической укрывистостью (для абразивных материалов и ЛКМ). Данные по расходу других групп РМ можно получить из самых разнообразных источников (вплоть до внутренней статистики и самостоятельных практических испытаний).

Полагаясь на свой опыт, смею заверить, что резервы для сокращения затрат на РМ остаются даже тогда, когда анализ на конкретном производстве показал достаточно хорошую статистику расхода. Необходимым и достаточным будет проведение комплекса стандартных мероприятий, не требующих никаких дополнительных денежных затрат, а тем более национальных русских методов управления (шашку «наголо», и рубим по рукам всех, кто осмелится выбросить «недоюзанный» абразив или заказать лишние 50 г грунта).

Список стандартных мероприятий по сокращению затрат на РМ:

■ Ввод системы списания РМ в работу с привязкой к конкретному исполнителю. Ведение статистики по исполнителям на соответствие выработки и количества расходного материала.
■ Введение адекватных и строгих норм расхода в соответствии с внутренней статистикой, практическими испытаниями, рекомендациями изготовителя и продавца.
■ Доведение до персонала норм расхода, порядка списания, учета и контроля.
■ Обеспечение рабочего персонала индивидуальными закрытыми местами хранения РМ.
■ Проведение практического инструктажа с участием демонстраторов систем и наиболее опытных маляров предприятия.
■ Ввод системы поощрений и наказаний за использование расходных материалов.

Основная идея: для получения ремонта и покрытия стандартного качества необходимо и достаточно иметь ограниченный набор позиций РМ, который полностью перекроет потребность малярно-кузовного цеха в обеспечении технологической цепочки на стандартных операциях ремонта. Отсутствие «дублирующих» позиций (материалов, дающих субъективно одинаковый результат при применении) положительно скажется на соблюдении технологической дисциплины, уменьшит склад, облегчит и систематизирует работу кладовщика и исполнителя, избавив их от «проблемы выбора». В основу данной разработки необходимо вложить:

■ стандартные рекомендации производителей материалов для ремонта,
■ результаты исследования существующей на предприятии технологии проведения работ,
■ самостоятельные тестовые испытания технолога или наиболее грамотных работников,
■ ресурсные и сравнительные испытания РМ от различных производителей (в изобилии можно найти в специальной периодике).

Мероприятия: ограничить закупку расходных материалов позициями, определенными по вышеперечисленной методике. Разделить складирование и применение расходных материалов в зависимости от назначения и подложки, на которой их применение наиболее продуктивно. 

Предлагаю следующую градацию:

■ Жесткие подложки (стеклопластик, голая сталь, алюминий, цветной металл).
■ Мягкие подложки (заводские и ремонтные покрытия).
■ Модифицированные полипропилены, термопластичные покрытия (работа с термопластами, работа с проблемными ремонтными покрытиями).
■ Материалы для полировки ЛКП.
■ Материалы для арматурных работ.
■ Материалы для сопровождения.

Каждая позиция складируется отдельно. Пополнение персонального запаса работников происходит в зависимости от основных операций, ими выполняемых, соответственно, из положенной позиции на складе.

Списание РМ производится на непосредственного исполнителя и в розничной цене. Хранение производится в персональных закрытых систейнерах или шкафах. В этом случае исключается необходимость расписывать фактический расход на конкретные проекты, облегчается складская работа и учет (нет необходимости распечатывать заводскую упаковку), дополнительно появляется инструмент контроля эффективности работы каждого конкретного исполнителя. Появляется возможность создания обоснованной системы мотивации работников для экономии. Несколько увеличится первоначальный запас склада (поскольку РМ будет выбираться упаковками и исчезнет такое понятие, как «общая расходка»), однако сократится непроизводительное время, когда работники «бегают на склад за отдельной шкуркой». Очень полезно, когда фактический расход записывается исполнителем в наряд-заказ. Для учета это не принципиально, но является хорошим подспорьем для формирования статистики. Исполнитель несет персональную материальную ответственность за полученные материалы. В случае ухода в отпуск или увольнения работника РМ возвращаются на склад (необходимо создать программу, отражающую все изменения в индивидуальных показателях исполнителя в режиме реального времени).

Для формирования склада расходных материалов предлагаю остановить выбор на ограниченном количестве производителей. Выбор обосновать следующими факторами:

■ Зарекомендовавшие себя на рынке как соответст­вующие норме качества и стабильности, с достаточно высокой степенью защиты от подделок, хорошим уровнем технической поддержки, отвечающие требованиям предприятия в позиционировании на рынке.
■ Выбор производителей РМ, представленных у одного продавца, с которым, возможно, в настоящее время вы и работаете.
Дополнительно:
■ Положительный результат возможен лишь при системном и комплексном решении данной задачи.
■ Форма проведения инструктажа:
1. Инструктаж проводится для каждой смены и подразделения отдельно.
2. Время проведения инструктажа: 0,5–1 час.
3. Тема инструктажа: «Доведение до персонала норм расхода, порядка учета и списания. Практическая демонстрация возможности расхода материалов в пределах нормы».

Мотивация на посещение инструктажа и нейтрализация негативного отношения персонала к нововведениям может быть, например, такой: оформление внутреннего наряда-заказа на практическое занятие с зачетом потраченного времени как рабочего и оплачиваемого. Организация диспута по данной тематике.

Данная статья в силу объективных причин не может являться законченной методикой по решению озвученной проблемы. Она лишь указывает путь. И пройти его придется самостоятельно!  

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи