23 апреля 2024,
11:04
Москва

Совершенная дидактика. Подготовка поверхности к окраске

14 января 2015, Олег ДАНЬКО

Четвертый по счету курс методической программы «Training For Excellence» посвящен технологиям корректной подготовки поверхности к окраске, применяемым современным материалам и изучению дефектов ЛКП.

Подготовка перед покраской
Тема шлифования не нова, и рекомендации по выбору правильных градаций абразивного зерна для выполнения той или иной операции значительно не изменились за последние годы, но меняются сами абразивы: они становятся более производительными и долговечными.

Направленная ориентация зерна в электростатическом поле при изготовлении наждачной бумаги позволяет при шлифовании получить более равномерную риску, что допускает использование при подготовке более мелких градаций абразива. Это не ухудшает межслойную адгезию, зато значительно снижает риск возникновения дефектов проявления риски на эмали при обработке более грубым зерном.

Современные акрил-полиуретаны обладают более высокими адгезионными свойствами по сравнению со своими предшественниками, алкидами, и сейчас у всех производителей и лакокрасочных, и абразивных материалов наблюдается стойкая тенденция к применению на стадиях подготовки к окраске и обработке декоративных покрытий под полировку абразивов более мелких градаций.

Так, если немногим более десяти лет назад рекомендации по обработке эмали под перекраску «лак по лаку» сводились, как правило, к применению Р800–1000 по-мокрому, то в современных технологиях R-M Blend’ART подготовка поверхности соседнего элемента под нанесение лака предусматривает применение Р2000.

Появляется все больше видов абразивных материалов, отличающихся от традиционных: трехмерные крупнозернистые фибровые материалы для черновой обработки покрытий и удаления корродированных слоев, тонкие нетканые абразивы. Предложение новинок требует внесения корректив в техпроцессы подготовки к окраске, изменения в которых, конечно же, подразумевают подготовку дидактики и проведение тренингов.

Дидактический процесс ТП4, о котором мы говорим в этой статье, разработан с учетом применения современных абразивных материалов различных производителей, последних новинок — полиэфирных шпатлевок и грунтов R-M, и ставит перед собой задачу показать технологии, позволяющие максимально сократить процесс подготовки к окраске по времени, сделать его более производительным, менее энергоемким.

Модуль первый. Средства защиты

Абразивная обработка лакокрасочных материалов с применением воды практически отошла в прошлое. В странах Евросоюза не столько законодательные нормативы послужили толчком к повсеместному переходу на сухое шлифование, сколько бесспорное увеличение производительности окрасочных участков, перешедших на эту технологию.

Лишь один недостаток ограничивает это преимущество: шлифовальная пыль. И хотя современные системы пылеудаления, которыми оснащены кузовные производства, минимизируют выбросы в воздух продуктов абразивной обработки, пыль присутствует и может представлять опасность для здоровья. Вдыхание отходов шлифования — микрочастиц обрабатываемого покрытия, абразивной пыли, связующих смол — наносит вред.

Средства защиты органов дыхания от продуктов шлифования просты в производстве, недороги и не причиняют неудобств при использовании. Легкие аэрозольные респираторы типа «лепесток» выпускаются большим числом производителей и хорошо знакомы каждому маляру.

Первый модуль курса ТП4 «Подготовка поверхности к окраске» разъясняет необходимость и обязывает применять эти несложные средства защиты на каждой операции, связанной с сухим ручным или машинным шлифованием, независимо от степени совершенства системы пылеудаления.

Модуль второй. Выбор процесса шлифования

Курс обучения ТП4 рассчитан на группу до 6 человек и занимает 3 дня. Презентационная и практическая части сбалансированы, что позволяет участникам семинара не только получить глубокие теоретические знания, но и закрепить их непосредственно в работе.

Первый важный момент обучения, на который обращает внимание дидактика, — это выбор оптимального метода шлифования. Речь идет о комплексе решений, которые должен уметь принимать маляр-подготовщик для того, чтобы подготовка поверхности была короткой, экономичной по расходу абразивных и лакокрасочных материалов и, безусловно, гарантировала бы безупречный конечный результат.

процесс шлифования
Курс поможет научиться правильно ориентироваться в выборе процесса обработки различных видов поверхностей: стали, гальванизированных покрытий, алюминия, пластика.

Кроме этого, важно уметь выбирать ручной или машинный метод обработки при выравнивании поверхности, а также размер подошвы инструмента. В случае машинного метода значимыми являются скорость шлифования, величина хода эксцентрика, жесткость тарелки.

Но основным моментом является корректный выбор типа шлифовальной бумаги и градация абразивного зерна.

R-M схема
Теоретическая часть позволит обучаемым не только узнать параметры зернистости абразивов, рекомендованные для каждой операции, будь то чистовая обработка полиэфирной шпатлевки или шлифование алюминия под окраску методом «мокрым по-мокрому», но и узнать о видах абразивных зерен, их производстве, нанесении их на подложки многочисленных видов абразивов.
Презентационная часть предусматривает непосредственное участие каждого обучаемого в решении задач, предлагаемых слушателям в течение курса.

Модуль третий. Выбор лакокрасочных материалов

Было бы нелогичным столь объемную тему подготовки поверхности под окраску ограничить рамками выбора и использования абразивных материалов. Не менее важно научиться правильно оценивать и применять многочисленные виды лакокрасочных продуктов для подготовки поверхности под окраску: антикоррозионные материалы, полиэфирные шпатлевки, грунты-наполнители.

Ассортимент предлагаемых материалов немал, каждый продукт требует досконального изучения, тестирования на практике. За время семинара слушатели получают возможность протестировать большинство шпатлевок и грунтов R-M. Кроме того, семинар позволяет научиться быстро ориентироваться в сборнике технологий подготовки поверхности под окраску Prep’ART, включающем в себя многочисленные процессы для различных типов поверхностей, степеней повреждения кузовных деталей.

Выбор ЛКМ
Несложное дидактическое упражнение в конце семинара позволит проверить, насколько глубоко усвоен этот материал.

Модуль четвертый. Дефекты лакокрасочных покрытий

Дополнительным модулем курса представлена тема по определению дефектов, возникающих на лакокрасочном покрытии.

Дефекты ЛКМ
Правильное определение причины той или иной проблемы не только помогает быстро находить способы ее исправления, но и позволяет избегать ее в будущем. Потому тема дефектов включена в этот семинар неслучайно.

Подавляющее большинство проблем лакокрасочных покрытий возникает как раз по причине различных нарушений техпроцесса и прочих ошибок, совершаемых на стадии подготовки к окраске. Каждый дефект подробно расписан по трем основным пунктам: возможные причины возникновения; указания, как впредь избежать его, и рекомендации по устранению.

В заключение курса

Как и при прослушивании прочих курсов: обсуждение предоставленного материала, короткий экзамен, дипломы. Пройдя предлагаемый курс обучения, слушатели получат много полезных знаний, которые помогут значительно увеличить количество выполняемых ремонтов, повысить производительность кузовного участ­ка и качество работы.

А с учетом того факта, что работа маляра-подготовщика сдельная, это обязательно положительно отразится и на увеличении заработной платы.  

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи