Точка отсчета систем ABS
2 декабря 2018, Иван СОКОЛОВ
Компания Bosch, основанная предпринимателем и инженером Робертом Бошем в 1886 году как «Мастерская точной механики и электротехники», за свою историю успела внедрить огромное количество инноваций, которые получили широкое применение в автоиндустрии. В сфере автомобильной безопасности, пожалуй, отдельного внимания заслуживает система ABS, которая послужила основой для современных систем активной безопасности. Первыми появились системы контроля тяги (TCS) и электронной стабилизации (ESP), которые позволяли автомобилю сохранять курсовую устойчивость и траекторию движения не только при разгоне, а также в процессе выполнения маневров. Последняя разработка компании – система экстренного торможения АЕВ, которая предназначена для эффективного торможения автомобиля в экстренной ситуации даже без участия водителя.
Однако почти ко всем электронным помощникам, которые были призваны повышать безопасность передвижения, люди поначалу относились с определенной долей скепсиса. Часто можно было слышать мнение, что подобные системы, вмешиваясь в работу водителя, могут помешать ему в сложной ситуации. Но по мере своего распространения технологии все-таки изменили к себе отношение: электронные системы, получив широкое распространение в серийном автомобильном транспорте, успели прекрасно себя зарекомендовать, предотвратив множество ДТП.
Еще в процессе разработки системы стало понятно, что при экстренном торможении только использование прерывистого торможения, проходящего в полностью автоматическом режиме, может гарантировать сохранение контроля над автомобилем. Серийное производство антиблокировочной системы ABS было запущено компанией Bosch в 1978 году (первыми автомобилями, которые стали оснащаться этой системой, стали Mercedes-Benz S-класса и BMW 7-й серии). Со временем антиблокировочная система становилась более распространенной главным образом за счет понимания необходимости этой системы в современных автомобилях, а также благодаря удешевлению, модернизации и совершенствованию производства, и уже в 1990 году около 6 млн автомобилей по всему миру получили ABS производства компании Bosch.
И если ранние версии системы устанавливались только в качестве дополнительного оборудования, то вскоре из-за очевидности повышения уровня безопасности автопроизводители включили ABS в состав штатных комплектаций всех легковых автомобилей, произведенных с середины 2004 года. Тенденция, хоть и с опозданием, докатилась и до России: с 2016 года ABS обязательна для всех ТС без ESP, а с 2018 система ESP в свою очередь стала обязательной для всех новых типов ТС.
Системы ABS Bosch многократно модернизировались (сейчас на конвейер поставляется 9 поколение системы), однако принцип действия остался неизменным. ABS от Bosch по-прежнему состоит из трех основных компонентов – датчиков скорости на каждом из колес, электронного блока управления и гидравлического модулятора. В момент, когда датчик скорости информирует блок управления о неизбежной блокировке колеса, блок отправляет сигнал гидравлическому модулятору на снижение давления в соответствующем контуре тормозной системы, предотвращая блокировку колеса.
Примечательно, что антиблокировочная получила распространение и в двухколесном транспорте: ABS вошла в перечень обязательного оборудования с начала 2016 года для всех новых мотоциклов с объемом двигателя свыше 125 см³, а уже с 2017 года в Европе прекращена регистрация новых двухколесных ТС без ABS. Даже про велосипедистов не забыли! Так, в 2018 году Bosch представила готовую к серийному производству eBike ABS – первую антиблокировочную систему тормозов для велосипедов с электроприводом.
Внедрение подобных систем помощи водителю действительно повышает безопасность на дорогах: по данным компании Bosch, до 37% сегодняшних ДТП можно избежать при увеличении автоматизация вождения. Современная система AEB, к примеру, сканируя пространство впереди движущегося автомобиля и используя данные о его скорости и траектории движения, позволяет оценивать вероятность столкновения: при возникновении угрозы аварии система с помощью звуковых и визуальных сигналов предупреждает водителя о необходимости предпринять какие-либо действия. Если водитель никак не среагировал, а угроза столкновения по-прежнему высока, система инициирует экстренное торможение. Как показала практика, такая технология позволяет сократить тормозной путь в среднем на 15-20%, что порой является решающим фактором предотвращения аварии или уменьшения ее последствий.
Сегодня Bosch развивает не только электронные и гидравлические системы, но и такие компоненты, как тормозная жидкость. Развитие электронных систем требует новых параметров гидравлического привода. Жидкость нового типа ENV6 одновременно обладает низкой вязкостью и высокой температурой кипения, что позволит совершенствовать системы торможения в будущем. Кроме того, свойства ENV6 делают ее совместимой с наиболее распространенными типами жидкостей, такими как DOT3, DOT4 или DOT5.1. Также благодаря характеристикам ENV6 появляется возможность значительно увеличить интервал замены, не только не снижая эффективность системы, но и повышая ее.
Компания Bosch, помимо усовершенствования конструкции компонентов, стремится снижать их себестоимость также за счет локализации производства. В рамках этой концепции завод Bosch в Самарской области, который был открыт в июле 2015 года, производит компоненты систем ABS и ESP, предназначенные в первую очередь для автомобилей российской сборки. Также в 2016 году было запущено изготовление систем рулевого управления. В строительство предприятия площадью более 22 тыс. м² и закупку оборудования компания инвестировала около 50 млн евро. Строительство подобных производств не только дает рабочие места людям в различных регионах России, но и позволяет снижать стоимость автомобилей благодаря повышению степени их локализации.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.